Король-Солнце - Le Roi Soleil

Объявление

    ГостямСобытияРозыскНавигацияБаннеры
  • Добро пожаловать в эпоху Короля-Солнца!

    Франция в канун Великого Века, эпохи Людовика XIV, который вошел в историю как Король-Солнце. Апрель 1661, в Фонтенбло полным ходом идет празднование свадьбы Месье и Мадам. Солнечные весенние деньки омрачает только непостоянство ветров. Тогда как погода при королевском дворе далеко не безоблачна и тучи сгущаются.

    Мы не играем в историю, мы записываем то, что не попало в мемуары
  • Дата в игре: 5 апреля 1661 года.
    Суета сует или Утро после неспокойной ночи в Фонтенбло.
    "Тайна княжеского перстня" - расследование убийства и ограбления в особняке советника Парламента приводит комиссара Дегре в Фонтенбло.
    "Портрет Принцессы" - Никола Фуке планирует предложить Его Высочеству герцогу Орлеанскому услуги своего живописца, чтобы написать портрет герцогини Орлеанской.
    "Потерянные сокровища Валуа" - секрет похищенных из королевского архива чертежей замка с загадочными пометками не умер вместе с беглым управляющим, и теперь жажда золота угрожает всем - от принцесс до трубочистов.
    "Большие скачки" - Его Величество объявил о проведении Больших Королевских скачек. Принять участие приглашены все придворные дамы и кавалеры, находящиеся в Фонтенбло. Пламя соперничества разгорелось еще задолго до начала первого забега - кто примет участие, кому достанутся лучшие лошади, кто заберет Главный приз?
    "Гонка со временем" - перевозка раненого советника посла Фераджи оказалась сопряженной со смертельным риском не только для Бенсари бея, но и для тех, кому было поручено его охранять.
  • Дорогие участники и гости форума, прием новых участников на форуме остановлен.
  • Организация
    Правила форума
    Канцелярия
    Рекламный отдел
    Салон прекрасной маркизы
    Библиотека Академии
    Краткий путеводитель
    Музей Искусств
    Игровые эпизоды
    Версаль
    Фонтенбло
    Страницы из жизни
    Сен-Жермен и Королевская Площадь
    Парижские кварталы
    Королевские тюрьмы
    Вневременные Хроники
  • Наши друзья:

    Рекламные объявления форумных ролевых игр Последние из Валуа - ролевая игра idaliya White PR photoshop: Renaissance
    LYL Реклама текстовых ролевых игр Мийрон Зефир, помощь ролевым

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Библиотека Академии. » Поговорим о вкусном...


Поговорим о вкусном...

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Имя месье Вателя встречается на страницах форума весьма и весьма часто - хороший повод поговорить о нем и о том, как трапезничали его соотечественники и современники, ведь именно эпоха Короля-Солнца подарила миру солидную часть рецептов французской "высокой кухни".

Ватель - легендарная фигура в истории французской кухни. Его самоубийство во время празднеств, устроенных принцем Конде в честь Людовика XIV, поразило французский свет. Этот поступок стал символом профессиональной чести французских кулинаров. Между тем Ватель никогда не был поваром, и мы почти ничего не знаем о его жизни. Ну, или почти ничего.

Век Людовика XIV был отмечен настоящим переворотом в гастрономических привычках. Трапеза стала не просто утолением голода, а утонченным актом, воплощением элегантности и изящества. Вкусовые ощущения отныне должны были сочетаться с обонятельными и зрительными. Не последнюю роль стала играть сервировка стола, определенный порядок расположения на нем кушаний, перемены блюд. Одним из тех, кто внес в это свой вклад, был Жан-Франсуа Ватель. 
 
Вот одна из блуждающих по сети версий его биографии: Франсуа Ватель (Фриц Карл Ватель) (1631 - 24.4.1671), известный французский метрдотель. Немец по происхождению, сын кровельщика. В 15-ть лет вместо того, чтобы продолжить дело отца, идет в обучение к трактирщику. В 1653-ем году нанимается поваром в замок Во-Ле-Виконт (тогда еще строящийся), позже, показав своё мастерство, становится метрдотелем Никола Фуке. В 1661-ом году, когда Фуке принимал у себя молодого короля Людовика XIV-ого Ватель был организатором этого роскошного приема, который так поразил короля и лишь ускорил падение Фуке. После ареста Фуке Ватель, не желая вместе со всем остальным персоналом замка Во-Ле-Виконт перейти на службу в строящийся Версальский дворец Людовика XIV-ого, бежал в Англию. Там он встретил одного из друзей Фуке, Гувиля, вместе с которым перебрался во Фландрию. По просьбе Гурвиля Великий Конде берет Вателя метрдотелем к себе в Шантильи. В 1671-ом году Конде устроил в Шантильи большой праздник, куда был приглашен король и весь двор. Всем этим великолепием руководил Ватель, однако не все прошло гладко - партия рыбы и устриц, заказанная из Булони, была доставлена с опозданием, и Ватель, в сердцах из-за этой накладки заколол себя шпагой... (с)

Но есть и другие варианты:
 

Свернутый текст

Просматривая регистрационные книги тех приходов, к которым относились дома Фуке, в поисках записей о браках, крещениях и смертях, которые могли бы иметь отношение к Вателю, из всех возможных однофамильцев исследователи упорно выбирают кровельщика Франсуа Вателя и его жену Жакетт Лангруа, произведших на свет шестерых детей, среди которых был названный по отцу Франсуа, крещеный 14 июня 1631 года в присутствии крестного отца Жеана Эверара. Так гласит официальная версия.

Иные источники говорят другое. Франсуа Ватель родился в Пикардии. Его отцом был крестьянин Пьер Ватель, матерью – некая Мишель Клодель; они сочетались браком в марте 1624 года. Едва сын Пьера вышел из детского возраста, как его отдали в помощники парижскому кондитеру Эверару, который из милости, после долгих уговоров согласился взять паренька.

Фамилия Vatel была в то время весьма распространенной в Пикардии; согласно словарю Треву, в этой области словом watel назывался вид сдобного пирога круглой плоской формы, приготовляемого из масла и муки. Одна из более-менее правдоподобных версий жизни Вателя гласит, что уже в восемь лет Франсуа служил у кондитера Эверара «ублиёром» — так называли маленьких разносчиков вафельных трубочек. Во все времена крестный становился как бы вторым отцом для крестника. Поэтому легко сделать вывод, что первые шаги на кулинарном поприще Ватель совершил под руководством Жеана Эверара.

Основная версия биографии Вателя имеет чрезвычайно мало подробностей. О юности прославленного деятеля не известно буквально ничего.

  Долгое время покровителем Франсуа Вателя был Никола Фуке.
Будучи дворецким у Никола Фуке, Ватель отвечал за все, что происходило в его домах: за покупку мебели и утвари для жилых комнат и кухни, за строительные и садовые работы в новом имении, за труд челяди; выступал он в роли доверенного лица своего господина в разного рода предприятиях… А вот в историю вошел как выдающийся организатор трапез и связанных с ними удовольствий.

Адвокат Никола Фуке, вовремя купивший должность генпрокурора, в 1650-х неуклонно взбирался наверх. На фоне роскоши его имения Во стала очевидной относительная королевская бедность.

Развлекать знать — королевское дело. Фуке присвоил себе эту привилегию и тем самым посмел поставить себя на место короля. Он возомнил, что замок Во с его немыслимыми богатствами, волшебными садами, спектаклями, пирами—это государство в государстве, созданное на его деньги и населенное элитой королевства. Таким было и ощущение современников. Но суперинтендант зарвался. Посягнув устройством такого праздника на прерогативу короля демонстрировать власть и величие, Фуке переступил дозволенную черту. И ему сразу же припомнили все прегрешения. А сделать это было несложно, ибо он порой не видел различия между своим карманом и государственной казной.

Его арестовали за интриги и хищения в сентябре 1660-го, спустя месяц после звездного часа Вателя—праздника в Во. Историки по реестру использованных тарелок и салфеток назвали количество гостей - более шести сотен. Современники, однако, вспоминали куда большую цифру – около шести тысяч!

  О трапезе, как и о торжестве в целом, ходили легенды. Нагулявшись по парку и насмотревшись на чудеса, гости направились в замок, где их ждал удивительный ужин. Для членов королевской семьи в их апартаментах был накрыт стол с амбигю - новым способом подачи блюд сходный с современным шведским столом, от которого отличался тем, что каждому из гостей отводился свой прибор. Все блюда (и горячее, и холодное, и соленое, и сладкое), при амбигю подаются одновременно, «но располагаются в строгом порядке, где каждое кушанье имеет отведенное ему место. Новшество поражало с первого взгляда изяществом сервировки, золотой и серебряной посудой, хрусталем, играющим в свете искусного освещения хрусталем, тщательно продуманными композициями из редких фруктов, сложно украшенных блюд, фруктовых пирамид… 

  Открытием Вателя, как раз в период его службы у Фуке, стало приготовление антре (так называлась перемена между супом и жарким) и антреме (перемена между жарким и десертом) И антре и антреме готовились из овощей, которые не употреблялись ранее, поскольку их относили к пище простолюдинов.

После ареста Фуке Ватель покинул королевство. Его след обнаруживается около 1663 года в Англии. Причем считаетя, что Ватель провел там не менее года и лишь потом принял решение покинуть Лондон и переехать в Брюссель. К этому его вынудило неприязненное отношение лондонцев к французам, хотя среди английской знати считалось высшим шиком держать французского повара. Учитывая всю сложность пути в дворецкие, необходимость надежных рекомендаций для занятия этой должности, становится ясно, что ни в Лондоне, ни в Брюсселе Ватель не мог найти себе места дворецкого. Но ведь он должен был на что-то жить. Это косвенным образом приводит нас к мысли, что за границей он, скорее всего, устраивался в знатные дома шеф-поваром…

Через некоторое время он вернулся и поступил на службу к Гастону Орлеанскому казначеем конюшен, откуда его переманил принц Конде на должность дворецкого.
И вот мы застаем гения хоззатейничества уже на службе у принца Конде, талантливого полководца и бездарного дипломата, в свое время переметнувшегося на сторону Фронды. «Король-солнце» отпустил родственнику часть грехов, дав шанс победоносно повоевать во славу короны, но час для окончательной реабилитации пробил лишь в 1671-м: в начале апреля Его Величество сообщил, что удостоит принца трехдневным посещением в его имении Шантильи.

  Дом принца был устроен по тому же принципу, что и Версаль, только с меньшим размахом. А королевский дом включал в себя двадцать ведомств. Самое главное из них – столовое, делилось на семь служб. Большие аристократические дома стремились подражать королевскому. И, как уже говорилось, лицо дома в значительной степени зависело от дворецкого, который был и организатором, и управленцем, и финансистом. А потому хороший дворецкий ценился весьма высоко. Именно таким был и Ватель, всеми уважаемый человек долга и этикета, считавший честь самым ценным достоянием. Он фактически управлял всеми резиденциями принца Конде, в который входили парижский особняк, замок Сен-Мор-де-Фоссе и имение Шантильи, в котором был устроен последний (для него) прием.

  Прекрасно понимая, какое значение имел для принца праздник в Шантильи, ибо он должен был окончательно примирить его с королем, ознаменовать отпущение грехов и символизировать возвращение королевской милости бывшему фрондеру, Ватель взялся за дело со всей ответственностью.

  За три дня, с 23 по 25 апреля 1671 года, надо было принять, обслужить и ублажить около 2000 человек. А потому лихорадочно заканчивалось обустройство дома и прилежащих к нему территорий. Готовились фейерверки и иллюминация, выписывалась мебель и посуда, нанимались дополнительные слуги и музыканты. Делались заказы на колоссальное количество провизии, в том числе на редкие изысканные фрукты. Но самым главным событием был прием короля.

  На Вателе лежала ответственность за размещения гостей, проведение увеселений, четырех основных трапез, завтраков и коласьонов, которые представляли собой новый вид легких трапез, состоящих из холодных кушаний и блюд, обычно подающихся на десерт. Их сервировали обычно после полудня или поздно вечером, давая возможность гостям перекусить во время бала или игр. Если колосьоны устраивали на природе, то столы, накрытые снедью, должны были вписываться в пейзаж. Завершающая часть торжества обещала быть шедевром.

  Как Ватель ни старался, получились накладки. Первая произошла из-за того, что до последнего момента не было известно точное количество гостей, а потому за одним из 60 столов (четыре из них предназначались для особ царствующего дома, 21 – для других особо почетных гостей, остальные – из тех, кто рангом поменьше), не хватило жаркого. Это, конечно, не значило, что, сидящие за ним остались голодными. Ведь и без него было достаточно перемен блюд. Однако дворецкий не на шутку расстроился. Плохого настроения добавил не совсем удавшийся вечерний фейерверк, и у Вателя, находившегося в состоянии сильнейшего переутомления, появились плохие предчувствия.

Немного забывшись лихорадочным сном, он в четыре часа ночи стал делать обход кухонных помещений и в этот момент встретил мелкого поставщика, который привез всего два лотка свежей рыбы. Это привело его в исступление. На один из дней празднества выпадал постный день, а потому большая трапеза без рыбы была немыслима. Несмотря на то, что морепродукты заказали в нескольких рыболовецких портах, к восьми утра рыбы больше не было. Восприняв сей факт как катастрофу, Ватель поднялся к себе и, приставив шпагу к двери, покончил собой.

  Все заботы автоматически переместились на плечи Гурвиля, служившего у принца интендантом. Первом делом тот распорядился, чтобы тело несчастного быстро и бесшумно увезли на телеге в церковный приход расположенный неподалеку от Шантильи, где несчастный нашел последний приют. Ватель явно поспешил. Вскоре после его трагической кончины рыбу привезли, и празднества в оставшиеся два дня прошли безупречно. Все, что было заложено им в проекте, реализовалось.

Иная, неофициальная, версия развития событий повествует о некоторых других подробностях, оставляющих возможность для единственной лишь догадки. Хмурым утром 24 апреля 1671 года в замке Шантильи лишь один человек оплакивал самоубийцу. Это была герцогиня де Вентадур, фрейлина Мадам – жены старшего брата короля, Филиппа Орлеанского. В положенное время она не явилась к утреннему туалету своей благодетельницы, сославшись на нездоровье. Не вышла она и к обеду. Перед ужином Мадам снова послала за герцогиней. И снова отказ – герцогиня так расхворалась, что не может встать. Эта версия, очевидно, допускает факт отсутствия рыбы в условленный час лишь возможным, сомнительным поводом для самоубийства.

Со временем имя Франсуа Вателя стало своеобразным брендом, позволяющим иметь успех даже не очень профессиональным кушаньям. Кулинары полюбили готовить «а-ля Ватель». «Посвящения» блюд, составлявшие одну из особенностей кухни эпохи Людовика XIV, имели отношение либо к способу приготовления, либо к имени аристократа, деятеля искусства и литературы, либо к какому-то месту. Такой обычай именования блюд, лишавший пищу обыденности, свидетельствовал об интересе придворных кругов к кулинарному искусству. Антонен Карем был первым, кто посвятил Вателю рецепты. Нам известно три из них: бычьи нёба а-ля Ватель, постный палтус а-ля Ватель и постная треска а-ля Ватель. И в дальнейшем повара будут называть рецепты именем Вателя, как, например, Анри-Поль Пеллапра, которому принадлежит рецепт шатобриана Гран-Ватель, подаваемого с картофельным суфле в качестве гарнира и с соусом беарнез, сервируемым отдельно.

В ХХ веке имя Вателя появляется на вывесках многочисленных заведений. Так, Куртин упоминает о парижском ресторане «Гран-Ватель» на улице Сент-Оноре, где в 1929 году можно было отведать рыбу «а-ля Ватель», а в 1934 году—утку по-руански. В наши дни один за другим появляются улицы, отели, учебные заведения и клубы, носящие имя Вателя.

2

По книге Д. Мишель "Ватель и рождение гастрономии"

...Трапеза XVII века, если говорить об обеспеченных кругах, состояла из нескольких перемен блюд, следовавших в строго определенном порядке, хотя количество перемен могло варьироваться. Сначала подавали супы и антре*, потом жаркое и салаты, иногда вместе с солеными и сладкими антреме**, и, наконец, трапезу завершали фруктами и десертом.

Нормой были две или три перемены блюд плюс десерт, но праздничная трапеза могла насчитывать шесть-семь перемен или даже больше. Для роскошной праздничной трапезы на тридцать персон Никола де Бонфон в своем сочинении "Сельские услады", вышедшем в свет в Париже в 1654 году, рекомендует следующее.

Первая перемена блюд: как только они сядут за стол, следует подать тридцать глубоких блюд, в которых будут только супы, крошево из рубленого мяса и хлебные похлёбки; в пятнадцати из них должны быть по виду цельные куски, а в других пятнадцати - крошево на пропитанном хлебе; их надо будет чередовать, поставив в верхний край стола с одной стороны суп здоровья, а с другой - суп а-ля рен*** с крошевом из мяса куропатки и фазана; потом, пониже супа здоровья - еще одно крошево на шампиньонах, артишоках или на чем другом, а напротив него - биск****; потом поставьте суп с гарниром, и напротив - якобинский или другой суп; и так, чередуя слабое и сильное, расставьте их от верхнего конца стола к нижнему.

Вторая перемена блюд: она будет состоять из разного рода рагу, как то: фрикасе, кур-бульонов*****, дичины жареной и паштетов из нее, паштетов в слоеном тесте, пирогов для антре, окороков, языков, колбасы, сосисок, кровяной колбасы, дыни и фруктов для антре; а в середину стола еще поставьте несколько малых рагу и салаты на подносах вместе с солонками.

Третья перемена блюд: она будет состоять из больших кусков жаркого, как то: куропаток, фазанов, бекасов, кур, молодых зайцев, кроликов, ягнят целиком и им подобных; а в центре будут апельсины, лимоны, оливки и соусы в соусниках.

Четвертая перемена блюд: это будет малое жаркое, как, к примеру, молодые бекасы, певчие дрозды, жаворонки, ортоланы, зобные железы теленка и другое. К ним подайте фритюры разного рода, один из которых смешайте с одним малым жарким, а посредине поставьте фрукты и соусы.

Пятая перемена блюд: если желаете подать рыбу, жаренную на сале, пусть это будет лосось целиком, форель, карп, щука и рыбные паштеты; перемежайте эти блюда с фрикасе из черепах и креветок.

Шестая перемена блюд: она будет состоять из всяких антреме на сливочном масле и сале, из яичных блюд разного рода - и с жю****** из баранины, и жаренных на сковороде, и с сахаром, и горячих, и холодных; из желе раличных цветов и из бланманже, к которому надо будет положить артишоки простые и испанские и сельдерей с перцем, а посредине поставить солонки.

Седьмая перемена блюд: для нее понадобятся только фрукты, если позволяет время года, а также кремы и немного печева; на подносах надо будет подать чищеный миндаль и грецкие орехи.

Восьмая перемена блюд: завершением будут разного рода жидкие и сухие конфитюры, консервы, марципаны и глазури; на тарелочках подайте веточки укропа, посыпанные разноцветной сахарной пудрой, а к ним зубочистки из орехового дерева и верденские драже в маленьких корзиночках из сахара с мускусом и амброй.

* антре - перемена блюд между супом и жарким
** антреме - перемена блюд между жарким и десертом
*** суп а-ля рен - хлебный суп из угря, белого вина и миндальных орехов.
**** биск - густой суп из морепродуктов
***** кур-бульон - бульон, в котором враят рыбу; обычно состоит из равных долей воды и белого вина с добавлением специй; иногда вино заменяется уксусом или молоком.
****** жю - соус на основе сока, получаемого из мяса, рыбы, грибов и т.п. в процессе обжаривания или запекания; в жю могли добавляться ароматические травы и загустители.

Источник (осторожно, рецепты!)

3

Королевская кухня

История классической французской королевской кухни началась во времена короля Франциска I (1494-1547 гг., король с 1515 г.). Именно он стал проводить сознательную политику привлечения феодальной знати к королевскому двору, в том числе используя и кулинарные изыски, собранные отовсюду придворными кулинарами. В те времена общий тон в выработке форм придворного быта и этикета задавала Италия. Заимствованный у итальянцев опыт был усвоен французами столь успешно, что при Людовике XIV уже Франция становится законодательницей европейских форм придворной жизни, архитектуры и придворной кулинарии.

Благодаря непомерной страсти Людовика XIV к славе и к увековечиванию своей персоны, на свет появилось одно из чудес мировой культуры - Версальский дворец (1682 г.). Именно здесь вся жизнь при дворе сделалась сплошным ненормированным праздником, сопровождающимся непрерывным круглосуточным пиром, затмевающим и знаменитые пиры самого Лукулла. Повара на королевской кухне не знали покоя и, работая круглосуточно посменно, изыскивали все новые и новые способы приготовления блюд.

Весь придворный этикет основывался на обожествлении персоны "короля-солнца". Даже простая церемония подачи какого-либо блюда превращалась в сложную процедуру: из кухни выходила процессия, которую возглавляли два гвардейца с метрдотелем между ними, затем дежурный камергер, далее несколько придворных чинов, несших само блюдо. Шествие замыкали опять же два гвардейца.

Сам король-солнце любил славно покушать, хотя и велел приготавливать себе "малый" или "очень малый" стол. И если он останавливался на втором варианте, то его обед как правило состоял из трех блюд и десерта. Но и за "очень малым" столом он обычно требовал вторую тарелку супа, а на второе употреблял несколько кусков жареного или тушеного мяса, куропатку и т. п. Помимо всего прочего король поглощал такое количество салата, которое мы обычно готовим на семью из 3 человек. И заканчивалась королевская трапеза обильным десертом. Вся эта еда сдабривалась не одной кружкой бургундского вина, разбавленного водой. Он никогда не пил неразбавленного вина, а также ликеров, кофе и шоколада. (sic!)

Прислуживали королю во время ежедневных трапез оберкамергер, а в его отсутствие - старший камер-юнкер; тот и другой стояли обычно за королевским стулом.

Традиционная структура классического французского обеда
soup (супы),
hors d'oeuvre (закуски),
removes (блюда после закусок),
entrees (главное блюдо),
roasts (жареное блюдо),
entremets (легкое блюдо),
desserts (десерт).

И к каждому блюду подаются соответствующие великолепные вина южной Франции!

Когда ближе к середине XVII века появились вилки, они не получили большого распространения и всеобщего признания, французы воспринимали их лишь как предмет, которым удобно «поковыряться в зубах» после сытного обеда. «Король-Солнце», легендарный Людовик XIV предпочитал есть руками даже на торжественных приемах в своем дворце — в Версале. А его первый министр Пьер Сегье вообще изобрел собственный «способ» принятия пищи. Он просто смешивал все продукты в кашу и наслаждался полученной перемешенной массой, в которой уже и не определишь, что посылаешь в рот. При дворе Людовика XIV и сложился церемониал королевского обеда. В этом пышном и роскошном спектакле принимали участие представители самых древних аристократических фамилий. Процессия королевского обеда начинала свой путь ежедневно в час пополудни из нижних покоев. Ее возглавлял метр-д’отель (родовитый вельможа), за ним двигались остальные члены большой королевской свиты и другие придворные, потом кухонные служители, несущие блюда, корзины с вилками, ножами, ложками, солонками и другой посудой и снедью. Процессия обходила весь дворец, и все могли лицезреть обед короля, но в залу, где Людовик XIV обычно ел (специальной столовой во дворце не было), обед этот всегда попадал уже совсем остывшим. При дворе короля числилось огромное количество поваров, которые были озадачены идеей изобрести новые блюда и яства, чтобы порадовать Его Величество. Таким образом, роскошь французского королевского стола получила мировую известность и стала прямо-таки оружием государства. Отсюда и появилось понятие «нувель кюизин» — «новая кухня». Дипломатия гастрономии — традиция, которую Людовик XIV ввел в Версальском дворце. Традиция прочно укрепилась за внешней политикой страны и впоследствии помогла добиться многого.

Кулинарная книга французской кухни впервые появилась в конце XIV века. Автором этого творения под названием «Поставщик провизии» был личный повар Карла V Гийом Тирель. Только спустя триста лет появилась вторая французская кулинарная книга, написанная поваром-аристократом Франсуа Пьером де Ла Вареном. Книга выдержала более 30 переизданий. Кулинария достигла небывалых прежде высот. Французы удивительно трепетно относились и относятся сейчас к своей кухне, к тому, что они едят, с чем, когда и как. Эту серьезность и щепетильность по отношению к приготовлению пищи очень ярко иллюстрирует судьба шеф-повара принца Конде Франсуа Вателя, который покончил жизнь самоубийством из-за сущего пустяка - не поставленной вовремя к праздничному столу рыбы! (см. выше)

Французская кухня знаменита прежде всего своими соусами, которых насчитывается более трех тысяч. Названия многих соусов происходят от имен их создателей: так, мучной соус бешамель получил свое название от имени маркиза Луи де Бешамеля, придворного (камергера) Людовика XIV, а одному из луковых соусов принадлежит имя другой современницы короля - принцессы де Субиз.

4

Бутылка с кривым горлышком

Однажды Людовику XIV подали на обед вино любимого винодела Жана-Поля Шене. Вино было превосходно, а вот бутылка слегка кривовата. Король рассердился и велел доставить винодела в Лувр.
– Что такое?! Почему она кривая? – спросил Людовик, ткнув пальцем в кривую бутылку.
– Она не кривая. Она прямая, но склоняется перед блеском Вашего Величества, – ответил находчивый винодел.
– Да, действительно, она напоминает мне поклон моих прелестных фрейлин, – сказал Король-солнце. – Бог мой, а это что ещё за вмятина?
Жан-Поль ответил, не задумываясь:
– А разве на пышных юбках Ваших фрейлин не остаётся вмятин от Ваших ласковых прикосновений?

Король рассмеялся и велел наградить находчивого винодела. С тех пор все вина Жана-Поля Шене разливают в бутылки со слегка искривленным горлышком.

Вино любви

С именем одной из самых блистательных фавориток Короля-солнце связано появление одного из старейших во Франции игристых вин. Как гласит легенда, рецептуру этого вина Жан-Поль Шене разработал по приказу Людовика XIV для его фаворитки – прекрасной Франсуазы-Атенаис де Монтеспан. С этой целью уже пожилой винодел ездил в провинцию Шампань, где приблизительно в это же время монах Периньон заставил белое виноградное вино «заиграть». Первая партия игристого вина была отправлена фаворитке с запиской: «Маркизе – с любовью. Король-солнце». Эти вина никогда не поступали в продажу. Их вкус знали только Король-солнце и маркиза де Монтеспан.

В 1687 году, когда связь Людовика XIV и маркизы де Монтеспан прервалась, прекратилось и производство этого игристого вина. Опечаленный король наложил трехвековой запрет на его производство со словами: «Три столетия скроют печаль этой любви, оставив только ее сладость». И только спустя более, чем три столетия, когда истек запрет короля, был возрожден старинный рецепт любимого игристого вина фаворитки Людовика XIV.

5

Отправлено: 26.11.08 15:09. Заголовок: Неужели свет не знал..

Неужели свет не знал шампанского вина аж три столетия?!!

6

Отправлено: 26.11.08 19:01. Заголовок: О нет, конечно же не..

О нет, конечно же нет. Все далеко не так трагично, дорогой маршал. Эта романтичная история относится вовсе не к шампанскому в целом, а к игристому вину марки Jean Paul Chenet.

Шампанское же во Франции пьют по официальным данным как минимум с 1668 года (увы, на свадьбе герцога Орлеанского сей замечательный напиток еще не подавали), хотя в моду эти забавные белые вина вошли только лет тридцать спустя, с легкой руки небезызвестного бенедиктинского монаха Дом Периньона. А вот знаменитое шампанское "Вдова Клико" и вовсе появилось в самом конце века восемнадцатого, а славу получило уже в эпоху наполеоновских войн, причем с легкой руки господ русских офицеров. ))

"1812 год можно считать новой вехой в истории шампанского. И началась она, как это не странно прозвучит, с колоссальной пьянки, устроенной, конечно, нашими соотечественниками. Следует оговорится, что немногим ранее ситуация для Дома Клико резко обострилась в связи с большой кампанией, развязанной Наполеоном в Европе и России. Клико значительно сокращает экспорт вин. В 1812 году победоносная русская армия в лице офицеров гусарских и казачьих полков вломилась в подвалы г-жи Клико, сея хаос и неся смерть лучшему французскому шампанскому. Рассказывают, что когда г-же Клико сообщили о грандиозной попойке, устроенной вражескими офицерами в ее подвалах, она невозмутимо проговорила: «Это русские? Пусть пьют. Русские всегда платят за выпивку. Не сейчас, значит позже. Платить за своих офицеров будет вся Россия». Это оказалась недалеко от истины. И действительно, сумасшедшая с точки зрения европейцев Россия вскоре говорила на языке побежденного ею народа, т.е. по-французски, нанимала гувернеров-парижан и пила шампанское мадам Клико.

В 1814 году, собрав 20 000 бутылок из убереженных от грабежа подвалов, Дом Клико направляет их в Россию. Эта партия вина с большим трудом доходит до границ Российской Империи, и надолго задерживается в Кенигсберге. Однако вскоре границы России были открыты, и мадам Клико направляет вторую партию бутылок, которая приносит ее фирме 73 000 русских рублей - колоссальные по тем временам деньги. Все затраты были окуплены, стабильность восстановлена, созданы условия для расширения фирмы." (с)

Вот так - что бы прекрасная Франция и ее виноделы делали без России? Большой, большой вопрос! ))

7

Наткнулась на интересную статейку.

Любимые блюда французских королев: что ела Мария-Антуанетта?

http://img-fotki.yandex.ru/get/44819/56879152.476/0_11ccf2_fb779fa8_L

Помню, как-то в молодости мне довелось переводить с испанского языка на русский главу из книги классика испанской литературы 17 века, где речь шла о званом обеде в доме богатого вельможи. Описываемый праздничный стол был настолько обилен, богат и разнообразен, что я чуть не одурела, читая и переводя подробности описания замысловатых блюд из рыбы, мяса, птицы, всевозможных десертов, а также способы приготовления многих кулинарних шедевров.

Но то было в молодости, тогда тема еды меня мало интересовала, а сейчас я обожаю читать описания званых обедов, праздничных застолий, рассказы о трапезах. Читая такие описания, я иногда не ленилась и выписывала в тетрадку понравившиеся рецепты. Интересно было! Однажды моя кулинарная тетрадка потерялась, я думала, что безвозвратно, а недавно, после революционного ремонта квартиры, я ее нашла! Прочитала записанные рецепты и решила поделиться некоторыми из них.

Это рецепты некоторых блюд, которые любили кушать французские королевы. Известно, что кухня при дворе французских королей всегда была очень богата, разнообразна и вычурна. Со временем эта помпезность утихомирилась, если можно так сказать, и, хотя она и продолжала оставаться богатой и изысканной, вкусы королев Франции стали отличаться демократичностью, а их любимые блюда наделялись особым шармом, являясь изысканными и простыми одновременно.

Итак, предлагаю вашему вниманию несколько рецептов.

Суп для королевы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/51809/56879152.476/0_11ccf1_b4e5a9d_L

Сварить курицу, освободить мясо от костей и несколько раз прокрутить через мясорубку. Добавить измельченный хлеб. Фарш слегка развести бульоном и протереть через сито. Залить молоком до консистенции сметаны, добавить лавровый лист, толченые орехи, сливочное масло по вкусу. Прогреть, не дав закипеть, и подавать на стол.

Цыплята «кок-о-вен»

Двух небольших цыплят помыть, разрезать каждого на четыре части и обжарить в жире до золотистой корочки. Снять цыплят со сковороды, положить на нее 100 г нарезанного шпика, две нашинкованные луковицы, 200-300 г нашинкованных грибов и два раздавленных зубчика чеснока.

Снова выложить на сковородку в эту смесь куски обжаренных цыплят, влить рюмку коньяку, добавить лавровый лист, несколько стебельков тимьяна. Сверху посыпать двумя столовыми ложками муки и несколькими нашинкованными луковицами. Томить под крышкой в течение получаса.

Затем все перемешать, посолить, влить пол-литра красного сухого вина и тушить, пока жидкость наполовину испарится. При подаче на стол цыплят выложить на тарелку, полив их получившимся соусом.

На гарнир – горох

http://img-fotki.yandex.ru/get/57110/56879152.476/0_11ccf3_3c5a0224_L

Гарниром к этому блюду служил особым образом приготовленный горох. Можно использовать обыкновенный отваренный лущеный горох, можно консервированный горошек. Итак. 0,5 килограмма гороха выложить на сковородку, залить тремя столовыми ложками сильно разогретого сливочного масла и поставить на 20 минут в нагретую духовку.

В это время в трех ложках сливочного масла спассеровать две столовые ложки муки, влить полстакана жидкой сметаны, два яйца, разведенные в половине стакана воды, две чайные ложки лимонного сока с солью. Постоянно помешивая, варить эту смесь до загустения на медленном огне. Готовый горох полить этим соусом, посыпать черным молотым перцем, измельченной зеленью петрушки. К блюду можно подать дольку лимона.

Королева Мария-Антуанетта, например, очень любила

капустный суп.

Капустный суп: цветную капусту, очищенную и отваренную в воде, положить в негустой белый мясной соус и варить до полной готовности, после чего протереть через сито, чтобы получилось пюре. Суп заправить сметаной или сливками и яичными желтками и положить сливочное масло. При подаче на стол в тарелку положить несколько мелких кругляшек цветной капусты, сваренных отдельно, и веточку петрушки.

На второе Мария-Антуанетта любила

бараньи отбивные под соусом.

http://img-fotki.yandex.ru/get/27200/56879152.476/0_11ccf0_e2dbab45_L

Соус: лук нарезать кружочками как можно тоньше и протушить в растительном масле. Добавить раздавленный чеснок и потушить еще немного. Снять с огня, дать остыть и протереть через сито. Присыпать мукой и поставить на огонь на пять минут. Снять, посолить, поперчить, влить сметану. Размешать, выложить на блюдо, а сверху разложить поджаренные на сливочном или топленом масле отбивные. Готовое блюдо украсить ломтиками лимона и веточками петрушки.

Десерт

На десерт королеве, согласно придворным хроникам, подавали омлет-суфле.

Четыре желтка смешать с четырьмя ложками сахарной пудры. Четыре белка взбить отдельно и осторожно смешать с желтками. На тяжелой, ровной и очень горячей сковороде испечь 2 амлета. Осторожно снять их,смазать пласты сгущенным молоком, соединить, положив один на другой. Подавать к столу в сопровождении охлажденного фруктово-ягодного компота.

Приготовьте, уважаемые хозяйки, эти королевские блюда, пригласите своих любимых мужчин на романтический обед (ужин), и вы почувствуете себя королевами.

Bon appétit, Mesdames et Messieurs!

© Дина Плаксий.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Библиотека Академии. » Поговорим о вкусном...