Le Roi Soleil - Король-Солнце

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Le Roi Soleil - Король-Солнце » Музей Искусств. » Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике


Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике

Сообщений 1 страница 20 из 92

1

Отправлено: 03.06.08 04:50. Заголовок: Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике

Нашел три интересные картины бельгийского живописца, работавшего во Франции Адама-Франса ван дер Мейлена, (1632 - 1690), ниже - превью трех его полотен, весьма близких тематике игры, при клике на превью - картинка в крупном размере:

Строительство Версальского дворца,
1669 г.
Холст, масло
(103 x 138.5 cm)
Королевское собрание, Виндзорский замок, Великобритания

http://img-fotki.yandex.ru/get/114758/3543901.78/0_f17b8_b65f1c81_M.jpg

Людовик XIV в карете, окруженный эскортом вельмож
1668 г.
Холст, масло
(91.5 x 131 cm)
Частное собрание

http://img-fotki.yandex.ru/get/104403/3543901.78/0_f17b4_20d1cfc_M.jpg

И еще одно полотно ван дер Мейлена на тот же сюжет:

http://img-fotki.yandex.ru/get/106972/3543901.78/0_f17af_f057b49c_M.jpg

Армия Людовика  XIV во время боевых действий 1667 года.
(на подступах к Турне) - это тихий город, прятавшийся в северо-западном углу Валлонии на границе с Францией и Фландрией.
1668 г.
Холст, масло
(207 x 344.5 cm)
Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель, Бельгия

http://img-fotki.yandex.ru/get/104403/3543901.78/0_f17b2_8475f8a4_M.jpg

2

Отправлено: 22.06.08 08:52. Заголовок: Солнцеликий.

Изображения солнечного Лика в искусстве времен Людовика XIV

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jy6.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jy8.jpg

Людовик XIV в образе Аполлона, поражающего дракона:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jya.jpg

Балетный костюм Аполлона (королевский) еще один вариант изображения

http://shot.photo.qip.ru/3009IK2.jpg

3

Отправлено: 22.06.08 09:29. Заголовок: Придворная жизнь

Сражение времен Фронды:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009INh.jpg

Коронационная процессия Людовика XIV

http://shot.photo.qip.ru/small/3009INl.jpg

Людовик XIV посещает гобеленную мануфактуру (фрагмент гобелена)

http://shot.photo.qip.ru/small/1009INo.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JyQ.jpg

Король Людовик XIV  принимает Генуэзского дожа:

http://shot.photo.qip.ru/1009IOq.jpg

Прием швейцарских послов 11 ноября 1663 года

https://img-fotki.yandex.ru/get/197756/3543901.78/0_f17ac_a75093b4_M.jpg

Въезд Людовика XIV в выкупленный у англичан Дюнкерк, 2 сентября 1662 год

https://img-fotki.yandex.ru/get/194492/3543901.79/0_f17cf_347f09ce_M.jpg

Деталь:

https://img-fotki.yandex.ru/get/48807/3543901.78/0_f17ce_ab89c868_M.jpg

Фрагмент картины ван дер Мейлена, въезд Его Величества и Ее Величества Марии Терезии в Аррас 1667 г., карета королевы, Людовик XIV (верхом) Месье и свита.

https://img-fotki.yandex.ru/get/59613/3543901.78/0_f17cb_64f43d84_M.jpg

Шарль Лебрен, Министр Сегье,, встречающий Короля при въезде Людовика XIV  в Париж. Обратите внимание на костюмы пажей-сопровождающих.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IPn.jpg

4

Отправлено: 22.06.08 10:39. Заголовок: Придворные досуги

Версаль с высоты птичьего полета:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IPy.jpg

Гуляние в Версале

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IPI.jpg

Утренний "макияж" и причесывание галантной пары:

http://shot.photo.qip.ru/2009IPK.jpg

игроки в триктрак

Многие исследователи считают триктрак прадедушкой всех игр, где присутствуют доска и фигуры, а ходы определяются броском костей. Доски и фигуры, обнаруженные археологами при раскопках очагов культуры ранней Месопотамии, существовавшей за 3000 лет до Римской империи, весьма схожи с современными для игры в триктрак.

В этой игре между собой соревнуются двое соперников. Для игры необходимы специальная доска и 15 шашек у каждого игрока - то есть 15 белых и 15 черных. Традиционный вариант триктрака представляет собой описанную выше игру в короткие нарды - ее европейскую вариацию.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IQx.jpg

5

Отправлено: 22.06.08 21:21. Заголовок: придворные досуги II

Пирушка во фривольной обстановке

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IQO.jpg

Музыкальные инструменты и ручные экзотические птицы:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IQR.jpg

Конные упражнения, вольтижировка, основы верховой езды для кавалерии:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IQS.jpg

камерный прием гостей

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IQT.jpg

визит почтальона с письмом

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IR1.jpg

Кавалеры на верховой прогулке, мальчик-арап в качестве грума:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009IR7.jpg

Король и свита играют в бильярд

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IR9.jpg

Променад в карете с кавалькадой свиты в парке Фонтенбло

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IRa.jpg

6

Отправлено: 22.06.08 22:11. Заголовок: Мелочи повседневной жизни

Думаю, это будет небесполезно для деталей игры, вещи, которые были привычны для эпохи Короля-Солнце, как для нас - к примеру форма компьютерных кресел, настольные лампы и мобильные телефоны.

Аптечный шкаф Людовика XIV, среди лекарственных средств - образцы минералов, которые тоже использовались, как медикаменты, например считалось что аметист спасает от безумия и пьянства, другие камни помогали от головных болей или указывали на наличие яда в напитках и кушаньях.

картинка очень большая, так что можно рассмотреть все детали:

http://shot.photo.qip.ru/1009J30.jpg

Свернутый текст

Бюро с полками кунсткамеры над ним:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J33.jpg

Подсвечник:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J39.jpg

Все три жутковатых предмета внизу - всего навсего - карманные часы. Лицевая часть черепа открывалась под ней был циферблат. Очевидно для мрачно настроенных личностей. В те годы карманные часы носились как брелоки и соответственно были отделаны и украшены. Что в больших напольных и настенных часах, что в карманных был один признак - единственная неподвижная стрелка и движущийся круг циферблата. - цифирь. Часы с неподвижным циферблатом и двумя стрелками появились ближе к началу XVIII  века.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J3e.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J3f.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J3i.jpg

Ниже - варианты для людей набожных (или желающих казаться таковыми) часы с изображением Мадонны и часы- нательные кресты.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J3k.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J3l.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J3n.jpg

Ниже - часы для более жизнерадостных и земных людей:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J3r.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J3t.jpg

Серьги в виде крылатых богинь - на самом деле такие серьги назывались "серьгами друзей" и заказывались двумя мужчинами, их носили по одиночке каждый свою. Никакой двусмысленности подобный обмен украшениями в тогдашнем обществе не вызывал. Просто знак дружества. Времена тогда, как ни пародоксально, были куда менее ханжеские, чем нынче.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J3w.jpg

Шкатулка для письменных принадлежностей:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J3z.jpg

Фарфоровая чернильница "Амур побеждающий льва"

Должно быть исключительно для написания амурных писем. Интересно, что было изображено на чернильницах для анонимных доносов.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J3A.jpg

Портфели для ношения бумаг, с такими часто ходили чиновники и художники:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J3B.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J3D.jpg

Настенный подсвечник - бра, с человечками, которые свечку держат:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J3F.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J3H.jpg

Пример интерьера делового кабинета:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J3I.jpg

7

Отправлено: 24.06.08 02:32. Заголовок: Смешные картинки

Иные богачи заказывали живописцам не только героические или чувствительные сюжеты, у иных было и чувство юмора, изящное или грубоватое, не нам судить:

Мальчик, укушенный раком из корзинки сестры:

http://shot.photo.qip.ru/004UMf-3009J3U/

Битва шести высокородных дам за одни мужские панталоны:

http://shot.photo.qip.ru/004UMf-2009J3W/

8

Отправлено: 24.06.08 03:24. Заголовок: Филипп де Лоррен Е..

Филипп де Лоррен

Если честно, бытовой жанр мне интереснее. Можно так сказать подсмотреть внутрь жизни людей того времени, и они более жизненные.

Спасибо, шевалье.

9

Отправлено: 26.06.08 11:11. Заголовок: Повседневная жизнь. Утварь.

Во времена барокко становятся модными кубки - наутилусы, сделанные из настоящей раковины, торопического моллюска, считалось, что человек, который пьет из такого кубка никогда не теряет разума, вино передает ему силу  морских приливов и ясность перламутра. Высокий узкий кубок рядом с кубком-наутилусом - это мерный стакан, при его помощи вино разливали по частным  бокалам.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J4P.jpg

Собственно вот как кубок-наутилус выглядел в реальности:

Свернутый текст

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J59.jpg

Еще кое-что из даров моря - настольное украшение из золота и клыков акулы - ароматница, которая по поверью  бережет хозяина от сглаза, королевского суда и опалы:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J5b.jpg

Немного об освещении - письменный стол, с запечатанными сургучом грамотами, и подсвечником на ручке, похожем на сковороду - чтобы носить свет из комнаты в комнату.

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J6e.jpg

Подобный же подсвечник, книги и письменные принадлежности:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J6l.jpg

Парадный гербовый кубок, раковина наутилус, часы с ключиком на голубой ленте. Книги и портьера:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J6n.jpg

Оплетенная бутыль, фьяска, которая пришла в заальпийскую Европу из Италии и Испании, на блюде - сухие пресные вафли, которые подавали к вину.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J6s.jpg

Лакомства того времени, как и любой натюрморт его можно "читать", как аллегорию -
Вино, сладости, оливки, устрицы, сыр, артишоки, устрицы. Все эти продукты питания считались, ... верными афродизиаками, которые из любого зануды сделают в алькове - Геракла.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J6w.jpg

Серебряная посуда. Обратите внимание на круглый таганец с ручкой и емкостью для углей в левом нижнем углу.  Это было нечто вроде переносной "плитки" для приготовления чая или кофе, или подогрева блюд в походных условиях:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J6z.jpg

10

Отправлено: 26.06.08 11:52. Заголовок: Пирушка душе в радость

Ну не все же официоз и протокол, все это были золоченые верхушки айсберга, куда милее и проще душе - жизнь слуг, солдат, трактирных выпивох, крестьян. Тех, кто не ропща, сходит с дороги и опускается на колени в грязь колей, если мимо с блеском проносится расписная гербовая карета с расфранченным эскортом. Но вот странность, почему то их, в отличие от "больших господ" даже в расписках называют "людьми".

Дворцовая кухня:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J6Q.jpg

Утро служанок, как это ни печально, две первые красотки с утра пораньше... ловят блох. Кстати, форма домашних туфель не изменилась:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J6U.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J6V.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J70.jpg

Курильщики в солдатской кордегардии:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J72.jpg

Свернутый текст

Выпивоха с кружкой, из таких могли пить как пиво, так и глинтвейн:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J76.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J78.jpg

Человек с бокалом и свечой:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009J9D.jpg

Солдаты-курильщики в трактире:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J9F.jpg

Прачка:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J9G.jpg

Служанка в гостинице, доедающая устриц с дворянского стола:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009J9R.jpg

Старая служанка, занимающаяся уборкой и  мальчик-посыльный:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009J9X.jpg

Крестьянские семьи. Обратите внимание на утварь, обстановку, и главное - глаза.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Ja0.jpg

Старик-крестьянин, мальчик и пряха за ужином:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Ja5.jpg

Крестьяне во дворе дома:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jac.jpg

Праздник на придорожном постоялом дворе:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jae.jpg

Уличный зубодер, такие стоматологические ужасы вызывали большой интерес у зевак.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jah.jpg

Портрет "бедного студента"

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jbg.jpg

Слуги, играющие в карты на бочке

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jbk.jpg

Спящий охранник трактира, вышибала:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jbn.jpg

Визит то ли разорившегося дворянчика, то ли купеческого сынка средней руки к барышне нетяжелого поведения:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jbq.jpg

11

Отправлено: 28.06.08 09:19. Заголовок: Примета времени: Кунсткамера. Кабинет редкостей.

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jd4.jpg

Изначально кабинетом называли ларец или шкафчик с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых
было удобно держать документы, украшения, драгоценности. Такая конструкция как нельзя лучше подходила и для  хранения античных монет, гемм, ювелирных изделий, мелкой пластики, естественно-научных образцов, чем не преминули воспользоваться коллекционеры. В дальнейшем и сама комната, обставленная мебелью этого типа,
стала называться кабинетом.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jda.jpg

Кабинеты редкостей и кунсткамеры XVI - XVII вв

Свернутый текст

Первоначально это были естественно научные собрания минералов, шкур и скелетов редких животных, чучел, заспиртованных зародышей, гербариев, морских раковин, и интересовались ими в основном ученые, но после кунсткамеры стали модной забавой богачей и сильных мира сего - которые хотели в первую очередь - удивить и поразить гостей самыми вычурными и удивительными экспонатами, механизмами и коллекциями. В итоге появитлся целый опасный рынок заморских редкостей, из за которых авантюристы  подчас рисковали жизнью, конечно же находились и мастера-умельцы столь ловко подделывающие Вест-индские и китайские раритеты - что и китаец бы не отличил. Вычурные кристаллы, оптические приборы, экзотическое оружие, странные статуетки, идолы и божки, напоминавшие сон горячечного больного заполонили дворянские секретеры со многими потайными ящичками. Какого только хлама не находилось на полках - кораллы и черепа, кокосовые орехи и страусиные яйца, отравленное оружие, механические куклы, подкованные блохи. Макеты Чудес Света, лаковые шкатулки и    редкие шахматные фигурки.

Подчас богачи сами того не подозревая становились обладателями... весьма опасных игрушек - вроде сушеных голов - тсантс, с острова Борнео, пропитанных наркотическими отварами, до  отравленных перстней времен византийского  дворца Августион, игл дикобраза, полных тропических ядов и оптических зажигательных стекол.

В галерее ниже - кое какие экспонаты, обычные для кунсткамер Европы от Вены и Праги до Парижа и Лондона:

Кабинет редкостей XVII века - видны раковины, кораллы и страусиное яйцо:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jdc.jpg

Современные реконструкции комнат по гравюрам XVII века:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jdh.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jdj.jpg

Натюрморт- кунсткамера - с объектами коллекций, осторожно - траффик открывается в очень крупном формате:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jdl.jpg

Пресс папье из кости "помни о смерти"

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jdo.jpg

Макет корабля с парусами из слоновой кости:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jdq.jpg

Две картинки "типы бразильских дикарей"

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JdA.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JdB.jpg

Кукольный дом. Во времена барокко это не было детской игрушкой - напротив, такие до мелочей созданные кукольные домики - иной раз даже с библиотеками книг-миньонок и картинными галереями дарили даже царям (известно о кукольном домике, который голландцы поднесли русскому царю Петру I), это было развлечение галантных дам и кавалеров на протяжении двух веков.

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JdJ.jpg

Пресловутые кубки-наутилусы, популярные на протяжении всего XVII века, достаточно взглянуть на натюрморты, их оправляли в золото и серебро, покрывали тончайшими гравировками, один такой кубок мог стоить столько же, сколько хорошая охотничья  лошадь или мещанский дом:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JdR.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JdV.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JdW.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Je0.jpg

Кубок с крышкой из страусиного яйца с коралловой веткой:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Je3.jpg

Настольные часы - Диана и Кентавр, механизм переделан в XVIIIdtrt - литье - XVII века:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jeb.jpg

Столовые приборы из коралла и серебра:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jef.jpg

Декоративный кубок с крышкой в  стиле "китайские шары" точеный шар в шаре.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jeg.jpg

Различные объекты коллекционирования - от чучела слоненка до коралловых веток:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jei.jpg

Статуэтка Дафны, обратившейся в дерево:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jem.jpg

Тропические и заморские редкости:
полированный панцирь черепахи:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jen.jpg

резной кокосовый орех:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jeq.jpg

шкура муравьеда:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jew.jpg

череп гиппопотама:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jey.jpg

Курьезный бочонок "Тантал в муках голода и жажды"

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JeB.jpg

Пара для умывания - лохань и рукомой, лиможская эмаль. Очевидно, заказчик был смелым и отчаянным человеком, весьма фривольных наклонностей - роспись изображает сцену из Апокалипсиса - Блудница верхом на Звере.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JeC.jpg

Глобус небес:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JeD.jpg

Микроскоп 1660 года:

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JeE.jpg

12

Отправлено: 31.07.08 04:36. Заголовок: Раз уж зашла речь об..

Раз уж зашла речь об охоте и верховой езде XVII  века, вот небольшая подборка соответствующих изображений (всадники, охота, амуниция, породы лошадей и собак)

Все картинки - превью, открываются при клике.

Конная прогулка короля Людовика XIV

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JeI.jpg

Грум (пеший слуга сопровождающий господина на конной прогулке), ведущий лошадь на конюшню

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JeJ.jpg

Два конных портрета Людовика XIV

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JeN.jpg http://shot.photo.qip.ru/small/2009JeO.jpg

Типичный костюм для конных прогулок и охоты - такие сапоги назывались "гессенскими" и заимстованы из военной амуниции,  они прекрасно защищали ноги всадника от грязи и хлещущих веток. Собаки на поводке у грума-арапчонка - дальние родственники современных спаниелей и сеттеров.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JeR.jpg

Всадник на лошади, очень похожей на фризскую породу.

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JeU.jpg

Пейзаж с конной прогулкой

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JeV.jpg

Привал - пирушка на охоте - обратите внимание, у дам-всадниц на перчатках - охотничьи соколы и кречеты.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JeX.jpg

Пеший охотник со сворой, бассет практически не изменился, разве что стал менее массивным

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JeZ.jpg

Еще один пеший охотник с трофеями и борзой собакой

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jf1.jpg

Лошади, если не изменяет память, эта масть называется чубарой, породы аппалуза

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jf3.jpg

изображение ручной обезьянки (которые в XVII веке были в большой моде) и пуделя, в те времена пудель не был декоративной собакой, он использовался для охоты на водоплавающих птиц (курчавая шерсть не давала собаке продрогнуть в воде) и к тому же швейцарская гвардия охранявшая дворцы использовала их, как непревзойденных "нюхачей" при обходе анфилад (в XVII веке коридоров в интерьерах не было - были анфилады, вереницы комнат одна за одной, либо служебные коридоры-каморы)

http://shot.photo.qip.ru/small/2009Jf6.jpg

Во времена французской монархии, когда охота на лис и оленей становилась светским развлечением, отличавшимся роскошью и размахом, выводились такие благородные породы, как голубая гасконская гончая, пуатвен и артезианская гончая. На охоту выходили целые своры таких собак, сопровождаемые егерями, загонщиками и всадниками.

Утраченная было порода восстановлена ныне, их использовали при дворе Короля Солнце для загонной охоты на медведей, оленей, косуль

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfD.jpg

Возможно, голубые гасконские гончие произошли от древних гончих св. Губерта, привезенных в Гасконь из Арденн в XIV веке Гастоном Фебусом, графом де Фуа. Впоследствии этих собак скрестили со следовыми гончими. У короля Генриха IV была стая таких гончих для охоты на волка и кабана. В настоящее время различают 4 породы голубой гасконской гончей.

Ниже, гравюры из книги-пособия по верховой езде пера англичанина Ньюкаэстла

В одной английской энциклопедии Ньюкэстлу дана следующая характеристика: «Лучший мастер верховой езды и худший полководец кавалерии XVII века». Герцог Ньюкэстлский после поражения в битве под Марстон Моорем эмигрировал в Париж, а затем в Брюссель. Это время оказалось для него удачным: он стал самым уважаемым и модным преподавателем искусства верховой езды. К нему, известному тогда как синьор Уильям Кэвендиш, собралась придворная молодежь со всей Европы. На родине в Англии, куда он вернулся в возрасте 68 лет в 1660 году, его никогда не любили и считали олицетворением зла, портящего верховую езду. Известно, ведь, что англичане испокон веков были охвачены любовью к скачкам и парфорсным охотам.

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfE.jpg

Но если подробнее изучать взгляды Ньюкэстла, а также комментарии немецких авторов (Штейнбрехт, Зейнинг), то станет ясно, что грубое обращение с лошадьми ему приписывалось незаслуженно. Ньюкэстл внес много полезного в формирование классической выездки. Хотя наше современное понимание дозволенных средств выездки намного гуманнее. Уже полное заглавие книги Ньюкэстла звучит удивительно близко духу правил ФЕИ: «Новый метод, или необыкновенное изобретение, как обучать лошадей работать согласно их природе и дополнить природу до тонкости искусства; чего я сам никогда не встречал».

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JfF.jpg

Ньюкэстл писал: «...хотелось бы спросить таких дураков, могут ли они избиванием заставить маленького мальчика читать до того, как он изучил буквы. Нет сомнения, что они могут его скорее убить, чем научить читать». Избегая прямого поединка с лошадью он оказался умным тактиком и психологом: «я никогда не видел, чтобы насилием и яростью подчинили лошадь. Резкие приемы ничего не дадут, поэтому если жеребец хочет пятиться, я заставляю его осаживаться, если он тащит вперед, я гоняю его вперед, и если он хочет идти направо, я гоняю его направо, пока ему это надоест».

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JfG.jpg

Ниже - иллюстрации из старинных книг, посвященных искусству верховой езды, XVI- XVII вв

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JfH.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JfJ.jpg http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfK.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfL.jpg http://shot.photo.qip.ru/small/1009JfM.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfN.jpg http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfO.jpg


Неаполитанская порода лошадей, - для тех времен лучшая лошадь тяжелой кавалерии, своего рода БТР старинных войн.

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfQ.jpg

тосканская порода лошадей.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009JfS.jpg

Три гравюры из "Книги Дианы" XVII века, породы охотничьих собак и травля зверя:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009JfU.jpg http://shot.photo.qip.ru/small/1009JfV.jpg http://shot.photo.qip.ru/small/3009JfW.jpg http://shot.photo.qip.ru/small/3009JfX.jpg

Натюрморт XVII века с охотничьими трофеями:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009JfY.jpg

13

Отправлено: 31.07.08 05:21. Заголовок: Немного о породах ло..

Немного о породах лошадей эпохи барокко.

В те времена многие современные породы еще не существовали, Европа не знала ни арабских, ни ахалтекинских лошадей.

Андалузская лошадь:

http://shot.photo.qip.ru/small/3009Jvb.jpg

В коннозаводстве не только Европы, но и всего христианского мира период с XV по XVIII века можно смело назвать эпохой испанской* лошади – сегодня ее еще называют породой барокко, ведь вкусы и эстетические пристрастия наложили очень яркий отпечаток на выведенные в тот период и сохранившиеся до наших дней конские породы. Эффектная внешность, высокий ход, пышные округлые формы – эти кони хорошо смотрелись рядом с кринолинами и тяжелыми золочеными каретами. Испанских лошадей можно было встретить в конюшнях и конных заводах знати и королей от Атлантики до Москвы, их красоту запечатлели лучшие художники, их способностями восхищались мастера выездки. Практически все европейские культурные породы того времени испытали влияние испанской крови. Большой популярности достигла и неаполитанская порода, происходившая от испанских и берберийских лошадей. «Неаполитанцы» имели много общего с испанскими лошадьми, но были крупнее, массивнее, отличались более рыхлым, грубоватым сложением и горбоносым профилем головы. Знаменитые неаполитанские «корсьери» считались лучшими каретными лошадьми. Вот эти две породы и составили основу кладрубской породы. Примерно такое же происхождение имели лошади другого королевского конного завода Габсбургов – Липицы, где была выведена липпицанская порода. Но постепенно между заводами произошло разделение ролей: в Липице выращивали верховых лошадей, годных для высшей школы, а в Кладрубах стали разводить мощных каретных, способных двигаться красивой высокой рысью. Для улучшения упряжных качеств кладрубских лошадей широко использовались неаполитанские жеребцы и кобылы. Иностранцы, побывавшие в Вене, с восхищением описывали великолепные шестерики, использовавшиеся для нужд двора.

Кладрубские лошади, одновременно массивные и маневренные ценились в том числе и за благородный "горбоносый" профиль:

http://shot.photo.qip.ru/1009Jvd.jpg

http://shot.photo.qip.ru/1009Jvi.jpg

При дворе Людовика XIV были особо популярны андалузские лошади, горделивые, белые, удивительной красоты и грации животные.

Вот удивительной красоты ролик, который в полной мере позволяет оценить магическую красоту андалузской лошади:

Не менее красивая работа с андалузской лошадью на свободе, весьма рекомендую:


Фризская порода:

http://shot.photo.qip.ru/1009Jvu.jpg

По своему характеру Фризы относятся к теплокровным лошадям. Фризская порода не подвергалась влиянию Английской Чистокровной породы. В течение трех последних столетий Фризская кровь поддерживалась в чистоте. Разведение и торговля лошадьми были очень важной сферой жизни жителей Фрисландии. Даже монахи в многочисленных монастырях этого региона активно занимались коневодством. На протяжении веков Правительство Фрисландии издавало много указов, призванных поддержать качественное разведение.

Есть записи, датированные 1251 годом (Кельн), 1276 (Мюнстер), 1466 (Адуард), 1617 (Маркхам), 1771 (Кладруп), а также существовал ряд книг, в которых сохранились упоминания и восторженные отзывы об этой породе: 1560 (Блундевилль), 1568 (Гичардини), 1629 (Плувинел), 1658 (Герцог Ньюкаслский), 1680 (Дэ Солейсел), 1687 (фон Адлерсфлюгель), 1734 (Соньер), 1741 (Гериньер), 1744 (Обшельвиц), 1779 (Ле Франк ван Беркхей), 1802 (Хузард), и 1811 (Гайсвайт ван дер Неттен).

Согласно хроникам Дубрависа, король Венгрии Луис 2 выступал в военных походах против турков (1526г.) верхом на мощном Фризском жеребце. Гравюра Страдануса (Ян фан дер Штрат 1568) изображает Фризского жеребца по кличке Фризо из конюшен Дона Хуана австрийского.

Фриз - лошадь для настоящих мужчин, чье сердце горячо, а рука крепка.

ролик о фризской породе:

14

Отправлено: 14.03.09 00:12. Заголовок: Блондинки эпохи барокко

Для мадемуазель Луизы де Лавальер.

http://shot.photo.qip.ru/1009IAy.jpg

Когда открыл папки с репродукциями, думал, что найти красавиц-блондинок будет несложно. Но нет, среди француженок их оказалось крайне мало, в основном голландки и фламандки, либо жительницы приграничных областей.
Времена Возрождения, когда венецианки и флорентийки (а так же их  мужья, возлюбленные и братья) выбеливали волосы всякими зверскими составами до состояния шляпной соломки или "золота Тициана" прошли.

Так что блондинки действительно были редкостью, смотрю - оттенки волос - это либо светло-русые в рыжину, либо рыжеватые, девушек с "волосами цвета льна" нашлось немного. Как впрочем и юношей. Примерный расклад - на шесть брюнеток одна блондинка.

Хмм, тут попутно задумался, откуда у де Лоррена светлые волосы, при том, что его братья - почти все каштановые, в отца. К сожалению, портрета самого Филиппа не сохранилось. Причем вся семья есть, его нет. Возможно, они были уничтожены вместе с письмами после смерти Филиппа I Орлеанского.
Потом я  посмотрел откуда де Лоррен родом, и не нашел портрет его матери - ширококостная, скорее немка, чем француженка, светловолосая,  склонная к приятной полноте, тип лица почти немецко-славянский.
Лотарингия всегда была "спорной" территорией, там даже двуязычие - французский и немецкий.
Так что видимо светлые волосы - прямой признак северной крови, скорее всего таковые были у Луизы де Лавальер.

Итак: девушки с волосами цвета льна и не очень, наследницы Изольды Белокурой  :sm12:   :

http://shot.photo.qip.ru/small/1009IAA.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IAB.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IAC.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IAF.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IAG.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IAI.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IAJ.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009IAK.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/3009IAL.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009IAM.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009IAQ.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IAS.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IAX.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IAY.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009IAZ.jpg

а вот эта красавица - еще через пару лет обворожит кого то пшеничным колдовством волос:

http://shot.photo.qip.ru/small/2009IB1.jpg

15

Отправлено: 12.04.09 21:20. Заголовок: Несколько картин из ..

Несколько картин из жизни Людовика XIV с пояснением. (найдено в сети)

Сенеф - Версаль, 1674

Одним из эпизодов франко-голландской войны 1672-1678 гг. стала битва при Сенефе, о которой Жан-Кристиан Петифис пишет следующее:

"Весной 1674 года Людовик XIV, получивший помощь Вобана, вновь бросается в авантюру, проделанную м шестью годами ранее: он намерен завоевать Франш-Конте. Безансон и Доль капитулируют. 11 августа, под Сенефом, неподалеку от Шарлеруа, Великий Конде, возглавляющий армию в сорок пять тысяч солдат, останавливает войска Вильгельма Оранского, объединившие в своих рядах шестьдесят тысяч испанцев, голландцев и солдат императора. Неистовый жестокий поединок длится пятнадцать часов - в ходе битвы Конде не раз будет угрожать смерть. Обе стороны несут колоссальные потери: приблизительно восемь тысяч солдат французской армии и от десяти до двенадцати тысяч человек в войсках императора."Победа далась нас с такими потерями, - пишет госпожа де Севинье, - что без "Te Deum" и нескольких знамен мы бы поверили, что проиграли битву".

Чуть позже Людовик XIV принял принца в Версале, каковое событие легло в основу многочисленных полотен.

Свернутый текст

Жозеф Каро

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jvy.jpg

Жан-Леон Жером

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Jws.jpg

http://shot.photo.qip.ru/1009Jwp.jpg

16

Отправлено: 07.12.11 23:58. Заголовок: Le Roi Danse, Chasse..

Le Roi Danse, Chasse et Fait la Guerre

Все мы, наверняка, смотрели фильмы "Ватель" и "Король танцует", где показаны грандиозные королевские праздники и представления Людовика XIV, оформление которых даже сейчас поражает воображение: водные и воздушные феерии, "спецэффекты", фейерверки. Фантастические декорации, убранство залов, столов, роскошные костюмы, и так далее. Кто же все это придумывал и оформлял?

Этим занимались придворные художники, имена и эскизы которых дошли до наших дней.

Одним из них был Жан-Батист Мартен Де Батайль (Jean-Baptiste Martin Des Batailles), родоначальник целого клана театральных художников и декораторов, сохранился в истории, как баталист, причем он следовал за королем во всех его сражениях. Кроме того, у него есть серия картин с видами Версаля, где он работал декоратором в числе других художников.

http://shot.photo.qip.ru/small/1009Qo2.jpg

http://shot.photo.qip.ru/small/1009bDc.jpg
Кавалерийская атака

http://shot.photo.qip.ru/3009Jx9.jpg
Людовик XIV командует осадой

http://shot.photo.qip.ru/small/2009bDd.jpg
Вид на версальские конюшни из спальни короля, ок. 1690 г.

http://shot.photo.qip.ru/small/2009bDe.jpg
Вид на оранжерею

http://shot.photo.qip.ru/small/1009bDf.jpg
Перспектива Версаля, 1696 г.

http://shot.photo.qip.ru/small/2009bDg.jpg
Вид на Версаль с холма Монборон, 1688 г.

http://shot.photo.qip.ru/1009JxY.jpg
Людовик XIV, охотящийся в окрестностях Версаля

17

Отправлено: 08.12.11 00:13. Заголовок: Но давайте-ка вернем..

Но давайте-ка вернемся от грандиозных декораций к праздникам, которыми служили террасы и фонтаны Версаля, к театральным костюмам.

Вот так в эпоху Людовика XIV выглядели на сцене галантные... садовники!

http://shot.photo.qip.ru/3009bDH.jpg
Жан Доливар (Jean Dolivar), костюм садовника

И еще целая коллекция театральных эскизов Берена:

http://shot.photo.qip.ru/1009bDI.jpg
Жан Берен (Jean Bеrain), театральный костюм

http://shot.photo.qip.ru/3009bDJ.jpg
Жан Берен, костюм принцессы

http://shot.photo.qip.ru/3009bDK.jpg

http://shot.photo.qip.ru/2009bDL.jpg

http://shot.photo.qip.ru/3009Jww.jpg

http://shot.photo.qip.ru/2009Jwy.jpg

http://shot.photo.qip.ru/3009JwC.jpg

http://shot.photo.qip.ru/1009JwE.jpg
Костюм участника королевской Карусели

http://shot.photo.qip.ru/2009JwF.jpg
Костюм амазонки для королевской Карусели

http://shot.photo.qip.ru/2009bDw.jpg
Костюм нимфы к балету "Триумф любви"
http://shot.photo.qip.ru/3009bDB.jpg
Костюм Гермионы из оперы "Кадм"

http://shot.photo.qip.ru/3009bDA.jpg
Костюм архитектора

http://shot.photo.qip.ru/1009bDz.jpg
Костюм сапожника

http://shot.photo.qip.ru/3009bDx.jpg
Костюм скульптора

http://shot.photo.qip.ru/1009JwI.jpg
Колесница Фетиды, ок. 1674 г.

18

Отправлено: 08.12.11 00:45. Заголовок: Ну и последний экску..

Ну и последний экскурс в историю галантных празднеств семнадцатого века будет посвящен королям и каруселям.

Итак, Карусель!

Нет, не та, которая с лошадками, а та, которая на лошадях и c музыкой, гордо именовавшаяся в семнадцатом веке "конным балетом". Суть экзерсиса, собственно, сводилась к демонстрации искусства выездки под музыку, причем мастерство свое господа дворяне демонстрировали как в группах - умение слажено выполнять кавалеристские маневры высоко ценилось в ту эпоху, когда кавалерия играла весьма весомую роль в битвах, так и индивидуально. Каруселями во Франции начали увлекаться только при Генрихе IV - это развлечение было "импортировано" из Италии вместе с новой королевой и заменило собой турниры, которые после гибели короля Генриха II стали считаться развлечением несколько опасным для короны. Оба Людовика - и Тринадцатый, и Четырнадцатый - тоже прониклись любовью к сему зрелищу и охотно устраивали "карусели" для развлечения себя и двора. Особую пышность приобрели карусели при Людовике XIV, который любил балеты еще более отца и превратил карусель из чисто военного соревнования в настоящий "конный балет" с сюжетом, музыкальным сопровождением и костюмами. Лично мне известно о трех каруселях, организованных королем - карусель 1656 года, устроенная им для мадемуазель Олимпии Манчини, карусель 5 июня 1662 года, устроенная - по официальной версии - в честь рождения дофина, а по неофициальной - для мадемуазель де Лавальер, и карусель 1664 года в Версале, также в честь де Лавальер.

У Дюма в его жизнеописании Людовика XIV приводится краткий рассказ о карусели 1656 года:

Свернутый текст

"Заметим, что в честь Олимпии Манчини король устроил свою первую «карусель». «Король, — пишет г-жа Моттвиль, — продолжая любить м-ль Манчини, вздумал устроить знаменитую карусель, имевшую сходство с древними рыцарскими турнирами». Впоследствии этого он набрал из двора три труппы по 8 рыцарей; главой первой он назначил себя, второй — герцога де Кандаля; соответственно, цветами короля были алый и белый, герцога де Гиза — голубой и белый, де Кандаля — зеленый и белый.
Рыцари были одеты по-римски, с позолоченными касками на головах со множеством перьев. Лошади также были украшены множеством лент, и рыцари выезжали тремя группами под балконами Пале Рояля, переполненными придворными дамами.
Первым ехал король, предводимый 14 пажами в расшитых серебром одеждах с копьями и девизами рыцарей; за ними следовали 6 трубачей и шталмейстер короля; далее — 12 богато одетых пажей короля в перьях и лентах; два последних пажа несли копье короля и щит с девизом «Ни больший, ни равный»; за ними ехал обер-маршал и, наконец, сам монарх во главе 8 рыцарей, «которых, — как пишет г-жа Моттвиль, — король превосходил столько же своей прекрасной наружностью, своим обаянием и ловкостью, сколько превосходил всех как государь».
Потом двигалась группа голубых рыцарей, предводительствуемая герцогом де Гизом, романтический облик которого удивительно соответствовал празднествам такого рода. «За ним, — пишет г-жа Моттвиль, — следовала лошадь, которая, казалось, принадлежала какому-нибудь Абенсеррагу, поскольку ее вели два мавра, за которыми следовали медленно и торжественно рыцари». На щите герцога был изображен феникс в огне под солнцем и девиз: «Что нужды, что его убьют, если он воскреснет?»
Последней двигалась группа рыцарей Кандаля, выделявшегося своей прекрасной белокурой шевелюрой. На щите герцога изображена была буква, намекавшая на подвиги Геракла, и соответствующий девиз: «Она может поместить меня между звездами».
Разумеется, по причине ли исключительной ловкости короля, или по причине исключительной лести, все почести этого дня были отнесены к Людовику XIV."

К сожалению, Дюма "позабыл" поведать потомкам о самой известной из каруселей - Большой Карусели, имевшей место 5 июня 1662 года на площади перед дворцом Тюильри, которая с тех пор отчего-то именуется площадью Карусель. А ведь именно с этого развлекательного мероприятия, на котором Его Величество появился в костюме римского императора с щитом, украшенным хрошо известным нам изображением солнца, титул "Король-Солнце" прочно вошел в список официальных эпитетов французского монарха. Слово Википедии: "У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет»."

Филипп Боссан
Людовик XIV, король-артист

Из главы "Nec pluribus impar"

Свернутый текст

"...Итак, карусель. Представление это было столь ярким, что не только дало Людовику имя Короля-Солнца, но и заставило три столетия спустя называть площадь, послужившую ему рамой, площадью Карусели. Мы называем ее так, сами не зная, почему.

Для начала попытаемся оценить размах подобных представлений. Между Лувром и Тюильри сооружали скамьи и трибуны, вмещавшие 15 000 человек. Карусель продолжалась два дня: это составляет, если не ошибаюсь, 30 000 зрителей. Я уже говорил, что эта цифра соответствует приблизительно десятой части тогдашнего населения Парижа. Прибавим к этому предшествовавшую карусели бесконечную кавалькаду по улицам города,весь Париж у окон (места сдавались за деньги), на крышах и всюду, где только можно. С какой спортивной или политической манифестацией в наше время, падкое на массовые развлечения, с какими цифрами мы должны сравнивать это, разумеется, в пропорции к росту населения? Часто ли сегодня зрелища вызывают такое немыслимое возбуждение, собирая 10, 15, 20 процентов населения парижской агломерации на трибунах, в окнах и на крышах?

Что такое карусель? Это праздник человека и коня во времена, когда они были нераздельны. Это наследие средневековых турниров, поднятых Ренессансом на уровень искусства. Вся Европа участвовала в них. Генрих II погиб на турнире, когда несчастный Монтгомери угодил ему копьем в глаз. Но Италия преобразила, как она это делала во всех сферах, эти спортивные состязания, а затем экспортировала их, облагороженные великолепным вкусом и воображением, в Европу. В наши дни еще находят отголоски этих празднеств в стиле Кинтаны де Фолиньо в сиенском Палио, в состязаниях в Ареццо — последние следы того, во что преобразовались эти турниры в урбанизированном обществе, следы, по которым мы можем понять, чем были эти игры, полуспортивные, полугалантные, раньше, когда они транспонировали через свои правила и кодексы рыцарский идеал, к тому временем прославленный в эпопеях.

Людовик XIV уже участвовал в карусели в 1656 году: и даже с удовольствием, поскольку мадам де Мотвиль рассказывает в своих мемуарах о том, как король, «продолжавший любить мадемуазель Манчини [речь идет об Олимпии, еще не о Марии], несмотря на приступы холодности, пожелал для ее развлечения устроить знаменитые состязания с кольцом — которые бы отчасти напоминали старинные рыцарские забавы». Это повторилось в 1657 году, но на иной манер: кавалькада в Париже, впереди пажи в масках, с плюмажами, в золотых ливреях. Король, одетый римлянином, весь в золоте.

В 1662 году, 5 и 6 июня, чтобы быть точным, карусель приняла совсем иной характер, более ясный и более сложный. Более ясный, ибо проявился спортивный дух праздника. Трубачи и герольды по четырем углам ристалища. Сорок четыре заезда каждый день, по четыре всадника одновременно. В первый день, против всеобщего ожидания, победителем стал не король (он, однако, принес один 16 голов (18)), а маркиз де Бельфон, получивший в качестве приза бриллиант в 25 000 ливров и портрет короля, украшенный драгоценными камнями.

Но не в этом важность события. Важны тон подобного празднества, костюмы и символы: их раскрывают нам гравюры Сильвестра и Шово, газетные отчеты и музыка, также помогающая разгадать ребус.

Пять команд, представлявших римлян (которыми командовал король), персов (Месье), турков (Конде), индийцев (Энгиен), американцев (Гиз): смешаны античность и экзотика. «Король одет по-римски, в серебряную парчу, расшитую золотом и с золотой каймой по плечам и по низу камзола, к тому же украшенной серебром, и с вкраплениями бриллиантов, образующих на плаще четыре бриллиантовые розы. Шлем венчают красные и черные перья, талия опоясана золотым поясом, не говоря о конской сбруе, попоне и султане».

Интересна и символика. Римский император — это король. Любопытная деталь: его конь зовется Буцефалом. Вокруг него неведомые и дикие народы. Кто во главе их? Старые фрондеры (за исключением Месье, его младшего брата): Конде, Энгиен, Гиз. Золотой король несет на своем щите в виде солнца, девиз: «Ut vidi, vici» («Едва увидел, победил») — небольшая модификация слов Цезаря. (Но каких врагов победил? Конде? Энгиена? Гиза? Разгадывайте, разгадывайте, кто умеет читать...) Месье: «Uno frate minor» («Уступающий только брату»). Конде: полумесяц с надписью «Он возрастает, когда тот обращается к нему». (Кто «тот»? Солнце, конечно.) Энгиен: планета, которая получает своей свет от солнца. А каковы девизы меньших персонажей? Виллекьер: «Uni militat astro» («Он сражается для одной звезды»); Лафейад — подсолнух с «Uni» («Только к нему»); Уайи — розовый куст с надписью «Presipce, florebo» («Взгляни на меня, я расцвету»); Вивонн — зеркало с надписью «Я рассыпаю твои дары».

Какой, спросите вы, смысл у этой игры в загадки? Громадный. Наш век, с его манией «образов» и «коммуникаций», не станет иронизировать, но попытается вообразить себе то, что к концу века символов (когда едва начинался век разума, который в следующем столетии назовут философией) могло означать подобное зрелище для людей, которые его наблюдали. В этом зрелище, исполненном непередаваемого великолепия, все полно значения — вплоть до девизов, которые тогда носили на шитах и чье значение было столь велико, что не пройдет и года, как король создаст Малую Академию (которую мы называем Академией надписей) с целью доверить профессионалам трудный выбор и редактирование.

Конечно же, это члены Малой Академии в 1663 году отчеканили то, что станет королевским девизом уже не только для отдельного празднества, но для всего царствования Людовика. Как и все девизы, он неотделим от образа («тела»), к которому прикреплен и который поясняет. Образ, разумеется, — солнце, а девиз — «Nec pluribus impar». Буквально: «Не многим равный», что нужно понимать как «равный немногим королям, немногим королевствам». Девиз связан с большой каруселью 1662 года, как сам король это объясняет в том месте «Мемуаров», из которого становится понятна вся важность в XVII веке этих маленьких ребусов: «Начиная с этого времени я взял [девиз], который с тех пор сохраняю и который вы видите повсюду. Я верю, что, не смущаясь частностями, можно видеть в нем воплощение обязанностей монарха, побуждающее меня самого постоянно их исполнять. Темой его выбрали солнце, которое в понятиях этого искусства есть светило благороднейшее из всех, неповторимое в сиянии своего ореола, дарящее свет свой другим звездам, образующим вокруг него своего рода двор, и справедливо льющее этот свет во все разнообразные уголки мира, беспрерывно производящее повсюду жизнь, радость и деятельность своим безустанным движением, в котором оно тем не менее остается всегда спокойным, постоянным, следуя путем, с которого оно никогда не отклоняется и не сворачивает, что есть, несомненно, самый живой и прекрасный образ великого монарха.

Те, кто видели меня правящим с достаточной легкостью и не смущаемым препятствиями среди множества забот, которых требует королевство, настаивали, чтобы я добавил земной шар, а для души «Ntc pluribus impar»; тем самым подразумевая (что приятно льстило честолюбию молодого короля), что справляясь один со столькими вещами, я несомненно справлюсь еще и с управлением другими империями, как и солнце освещает другие миры, которые равным образом ловят его лучи».

Именно на большой карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Не в Версале. Не в Лувре. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет. Ибо карусель — это тоже балет, в красоте зрелища, в пышности обстановки, в сиянии костюмов и перьев, в сверкании драгоценностей. Карусель — особая форма балета; эволюции ее есть эволюции хореографические, и их символическое значение в точности совпадает."

Ну вот, а теперь можно и посмотреть, на что сие безобразие великолепие было похоже. ))

http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/nzimarina.21/0_59044_ece764fc_L.jpg
Вот она, эта самая карусель на площади перед дворцом Тюильри

Участники Большой Карусели^

http://img-fotki.yandex.ru/get/4903/nzimarina.21/0_59047_f2873438_XL.jpg
Людовик в костюме римского императора

http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/nzimarina.21/0_59046_ec395780_XL.jpg
Гравюра с изображением короля полностью

http://img-fotki.yandex.ru/get/4905/nzimarina.21/0_59060_7f51c7ad_XL.jpg
Филипп, герцог Орлеанский, в костюме "короля Персии"

http://img-fotki.yandex.ru/get/4903/nzimarina.21/0_59061_f006262d_XL.jpg
Герцог Энгиенский в костюме "короля Индий"

http://img-fotki.yandex.ru/get/4602/nzimarina.21/0_59062_1acec91d_XL.jpg
Принц Конде в костюме "короля Турции"

http://img-fotki.yandex.ru/get/4606/nzimarina.21/0_59045_51d7c267_XL.jpg
Участники "Большой кавалькады"

http://img-fotki.yandex.ru/get/4805/nzimarina.21/0_59063_3ff20728_-1-L.jpg
Римские пажи

Ну и прочие товарищи участники в своих вычурных костюмах (примечание: это уже эскизы, а не "отчет о событиях")

Свернутый текст

http://img-fotki.yandex.ru/get/4508/nzimarina.21/0_59049_e839d1a_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/nzimarina.21/0_59059_29dc2881_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4602/nzimarina.21/0_5904a_e4d9bf77_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4601/nzimarina.21/0_5904b_80865f91_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/nzimarina.21/0_5904c_a3d54e20_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4508/nzimarina.21/0_5904d_db177231_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/nzimarina.21/0_5904e_2f5b30b1_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/nzimarina.21/0_5904f_c8bfa867_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/nzimarina.21/0_59050_deb032f_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4606/nzimarina.21/0_59051_479eca1e_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/nzimarina.21/0_59052_4d0b6491_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/nzimarina.21/0_59053_c62375bf_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4603/nzimarina.21/0_59054_6218f846_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4509/nzimarina.21/0_59055_feee711e_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/nzimarina.21/0_59056_25be0ad6_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4509/nzimarina.21/0_59057_8bbe8240_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4508/nzimarina.21/0_59058_917a8adf_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/nzimarina.21/0_5905a_1abf840_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/nzimarina.21/0_5905b_cf7adcae_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4601/nzimarina.21/0_5905c_211d7cc7_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4805/nzimarina.21/0_5905d_ae352729_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4604/nzimarina.21/0_5905e_68be5762_XL.jpg

Под занавес пара слов о художниках:

Израэль Сильвестр (Israel Silvestre, 1621-1691) –

Свернутый текст

рисовальщик, живописец и гравер на меди, ученик своего отца, Жилля Сильвестра и дяди Израэля Анриэта Сильвестра, довершивший свое образование в Италии. Рисовал по большей части пером и гравировал пейзажи, монументы и виды городов, отличаясь необыкновенною тонкостью работы. Людовик XIV, высоко ценивший его способности, поручал ему гравировать виды королевских зданий и завоеванных крепостей и назначил его учителем рисования при принцах своего дома. Сильвестр дважды посетил Италию и изготовил там множество рисунков, которые потом служили оригиналами для его гравюр. Число гравированных им досок превосходит тысячу. Именно ему принадлежат первые семь гравюр с изображением Большой Карусели.

Франсуа Шово (Francois Chauveau, 1613-1676) –

Свернутый текст

французский художник-миниатюрист, рисовальщик и офортист, один из самых продуктивных издателей своего времени. Одаренный богатым воображением, он был ведущим книжным иллюстратором XVII века. В целом, он создал более 1600 гравюр и около 1400 рисунков для других издателей и граверов. В 1663 году стал членом Королевской Академии, позднее стал членом Совета. Работа над серией гравюр, изображавших Большую Карусель 1662 года, дала ему титул Королевского гравера. Франсуа Шово имел четырех сыновей, которые стали известными художниками.

19

Отправлено: 08.12.11 00:46. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон

Галантный садовник - прямо как с натуры написан. ))

20

Отправлено: 08.12.11 01:10. Заголовок: Людовик XIV И я да..

Людовик XIV

И я даже догадываюсь, кто его танцевал!
Особенно убедительна лопата.


Вы здесь » Le Roi Soleil - Король-Солнце » Музей Искусств. » Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике