Король-Солнце - Le Roi Soleil

Объявление

    ГостямСобытияРозыскНавигацияБаннеры
  • Добро пожаловать в эпоху Короля-Солнца!

    Франция в канун Великого Века, эпохи Людовика XIV, который вошел в историю как Король-Солнце. Апрель 1661, в Фонтенбло полным ходом идет празднование свадьбы Месье и Мадам. Солнечные весенние деньки омрачает только непостоянство ветров. Тогда как погода при королевском дворе далеко не безоблачна и тучи сгущаются.

    Мы не играем в историю, мы записываем то, что не попало в мемуары
  • Дата в игре: 5 апреля 1661 года.
    Суета сует или Утро после неспокойной ночи в Фонтенбло.
    "Тайна княжеского перстня" - расследование убийства и ограбления в особняке советника Парламента приводит комиссара Дегре в Фонтенбло.
    "Портрет Принцессы" - Никола Фуке планирует предложить Его Высочеству герцогу Орлеанскому услуги своего живописца, чтобы написать портрет герцогини Орлеанской.
    "Потерянные сокровища Валуа" - секрет похищенных из королевского архива чертежей замка с загадочными пометками не умер вместе с беглым управляющим, и теперь жажда золота угрожает всем - от принцесс до трубочистов.
    "Большие скачки" - Его Величество объявил о проведении Больших Королевских скачек. Принять участие приглашены все придворные дамы и кавалеры, находящиеся в Фонтенбло. Пламя соперничества разгорелось еще задолго до начала первого забега - кто примет участие, кому достанутся лучшие лошади, кто заберет Главный приз?
    "Гонка со временем" - перевозка раненого советника посла Фераджи оказалась сопряженной со смертельным риском не только для Бенсари бея, но и для тех, кому было поручено его охранять.
  • Дорогие участники и гости форума, прием новых участников на форуме остановлен.
  • Организация
    Правила форума
    Канцелярия
    Рекламный отдел
    Салон прекрасной маркизы
    Библиотека Академии
    Краткий путеводитель
    Музей Искусств
    Игровые эпизоды
    Версаль
    Фонтенбло
    Страницы из жизни
    Сен-Жермен и Королевская Площадь
    Парижские кварталы
    Королевские тюрьмы
    Вневременные Хроники
  • Наши друзья:

    Рекламные объявления форумных ролевых игр Последние из Валуа - ролевая игра idaliya White PR photoshop: Renaissance
    LYL Реклама текстовых ролевых игр Мийрон Зефир, помощь ролевым

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Музей Искусств. » Век XVII - от начеса до наколки...


Век XVII - от начеса до наколки...

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Век XVII - от начеса до наколки или Краткий обзор того, что носили на головах прекрасные дамы

Юрлю-берлю  (франц. hurluberlu или hurlupe) - в 70-х гг. 17 в. прическа, состоящая из отдельных
небольших крутых локонов, симметрично уложенных рядами, с боков их поддерживали с помощью лент, а сзади, по плечам укладывали два локона.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6621/8348743.12/0_9db42_5c7ec28e_M.jpg

Есть в сети чудеснейший сайт Grand Ladies - обширная и постоянно пополняющаяся подборка исторических портретов знатных дам всех времен и народов (ну, по крайней мере, цивилизованных стран Европы  XV-XIX веков). Сайт этот давно и регулярно служит для меня источником полезнейших открытий, но вот беда, понахватавшись там и сям всяческих оккультных знаний, я начала замечать на нем ошибки. История вопроса такова: в ключевых словах под одним из портретов мадам де Монтеспан наткнулась я на загадочный термин: hurluberlu. Удивилась неизвестному, полезла искать и обнаружила, что это название прически, модной при французском дворе в семидесятые годы 17 века (см. эпиграф). ОК, сказала себе блондинка, юрлю-берлю, так юрлю-берлю, едем дальше. А дальше красивое словцо стало попадаться сплошь и рядом, причем под совсем не похожими на первый портрет прическами. А когда я увидела его в подписи к портретам, явно написанным до семидесятых годов, меня взяло в тиски тяжкое сомнение. Блондинка полезла в сеть, и вот плоды сего ползанья. А вдруг пригодится кому, ну мало ли, как оно бывает.

Итак, приглашаю желающих в некраткую экскурсию по локонам, пучкам и челкам.

Свернутый текст

Мода, как известно, редко придерживается календаря. Семнадцатый век наступил, а во Франции Генриха Четвертого все еще царствовала пышная испанская мода на высоко взбитые прически, обильно украшавшиеся драгоценностями, перьями и лентами (головные уборы тоже были, но их мы не рассматриваем, хотя в ту пору они считались неотъемлемой частью дамской куафюры).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6523/8348743.11/0_9db20_747d1fd7_L.jpg
Франс Порбус, портрет Марии Медичи, 1605 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6620/8348743.11/0_9db21_7e8d0ff0_L.jpg
Рубенс, портрет Шарлотты де Монморанси, 1610 г.

Однако во Франции наставала эра великих перемен в парикмахерском искусстве, и на смену прежней моде шли новые прически. Женщины еще долго продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики, но с 20-х годов с изменением деталей костюма, в частности форм воротников, прическа радикально меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6621/8348743.12/0_9db43_6774ab63_L.jpg
Прически с челкой "гарсетт" (слева так называемый "буффон" - сильно взбитые локоны)

В прическах, носимых ранее, оставался открытым лоб; теперь появляется короткая челка из легких, маленьких локончиков – «стружки», или «штопорчики», в виде бахромы. Эта игривая короткая челка получила название «гарсетт» («девчонка»). Боковые средней длины пряди завивались в пышные локоны («туф»). Впрочем, другие источники называют туфом пышный пучок, в который собирались волосы на затылке.
Появление этой прически приписывают королеве Марии Медичи, любившей носить подобные челки, однако лично я не отыскала ни одного портрета королевы Марии с легкомысленной челочкой, зато ее невестка Анна Австрийская и другие дамы той поры охотно стригли локоны на лбу.

«Широкие» прически быстро распространились по всей Европе. Боковые пряди туго завивали и при помощи каркаса плотно закрепляли около шеи. В таких прическах затылочные пряди убирали в разнообразные пучки из кос, жгутов, имевших плоскую форму. Однвоременно распространяются и прически с поперечным пробором, которые разделяли волосы на две части: лобная выстригалась короче, завивалась при помощи пара, наподобие примитивной «шестимесячной» завивки; другая, теменная, укладывалась в небольшой конусообразный пучок, украшенный у основания лентами или нитями жемчуга. С боков свисали локоны (серпенто).

В конце правления Людовика XIV женщины стали носить компактные прически «ан буффон». Тугие локоны плотной массой обрамляли лицо, игривая челка из мелких, легких завитков закрывала большую часть лба. Волосы на затылке заплетались в косу и укладывались в плоский плотный пучок в виде улитки или раковины. «Буффоны» (смешные локоны) носили с шиньонами плоской формы в прическе «кульбит».

http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/8348743.12/0_9db4d_4e61434e_L.jpg
Ван Дейк, портрет Маргариты Лотарингской, второй жены герцога Гастона Орлеанского, ок. 1634 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6419/8348743.11/0_9db24_5c56baf6_L.jpg
Петер, Данкерс, портрет Цицилии Ренаты Австрийской, королевы Польши, 1642 г.
Пышность локонов на висках обеспечивалась с помощью жесткого каркаса. С одного бока свисает косичка с бантиком – так называемый «мусташ» (ус) или «локон любви».

http://img-fotki.yandex.ru/get/6521/8348743.12/0_9db52_1955c724_M.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6421/8348743.12/0_9db53_d5cddbd5_M.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/8348743.12/0_9db54_fd30f116_M.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6522/8348743.12/0_9db55_d2ca732_M.jpg
Прически 1620-1640 годов, вид сзади: челки "гарсетт", локоны "серпенто", пучки "кульбит".

Еще одна прическа, модная в Европе в эпоху Людовика XIII - "тортье" (волнистая). Большую часть волос дамы укладывали на затылке в пучок, а длинные волосы по бокам завивали от корней в небрежные локоны или волны. Челка отсутствовала.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/8348743.11/0_9db23_c57b91fe_L.jpg
Ван Дейк, портрет Марии-Луизы де Тассис, 1634 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/8348743.11/0_9db22_65f86d0f_L.jpg
Ван Дейк, портрет леди Поликсены, ок. 1630 г.

«Детский период» короля Людовика XIV отразился на женских прическах так же, как и на мужских. Невзирая на возраст, все дамы «помолодели». Они стали носить простые детские прически из завитых локончиков по всей голове, а также распущенные по плечам локоны, подвязанные лентой вокруг головы, называемые «аль анфан» («по-детски»).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/8348743.12/0_9db44_285ca0db_M.jpg

«Гарсетты» и «туфы» перестают пользоваться успехом у дам. С распространением мужской прически типа «а-ля Каденетт» в дамских прическах тоже появляются отдельные «любовные» локоны. Эта пушистая завитая прядь получила название «мусташ» - «ус». Конец ее завязывался бантом.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5823/8348743.d/0_845ec_f7ce423f_L.jpg
Герцогиня де Лонгвиль. Из книги "Знаменитые женщины Франции"

С середины века (1650-1660) форма причесок меняется. Они отличаются изяществом и легкостью. В моду входит прическа маркизы Севинье, получившая впоследствии ее имя. Они представляла собой завитые длинные локоны, связанные пучками над ушами на разной высоте. Лоб обрамляла еле заметная легкая челка. Волосы затылка покрывались небольшой шапочкой, или чепчиком («бонне»), или шляпкой с пером наподобие испанского тока, или кружевной наколкой из легкого гофрированного газа, шелка или бархата. Завивка в прическах была различной, но в прическе типа «мадам Севинье» предпочитали «английские» романтические локоны.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6520/8348743.12/0_9db45_f706afd5_M.jpg

Прическа "севинье", как и все прически  той эпохи, имела разные вариации и модификации, изобретавшиеся камеристками знатных дам.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/8348743.11/0_9db25_b40b60ef_L.jpg
Себастьян Бурдон, портрет графини Эббы Спарра, 1652-53 гг.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6523/8348743.11/0_9db27_a8e51413_L.jpg
Джон Райт, портрет Сюзанны Гамильтон, 1662 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/8348743.12/0_9db50_3ab12795_L.jpg
Неизвестный художник, портрет Генриетты-Анны Стюарт, герцогини Орлеанской

Королева Анна Австрийская ввела в моду прическу, получившую название «фейерверк»; в ней королева изображена на многих портретах. Волосы спереди укладывались плоско; сзади, завитые в локоны, собирались высоко на затылке в массивный пучок. На плечи спускались змеевидные, штопорообразные локоны. Именно эта прическа фигурирует на большинстве парадных портретов 1650-1660 годов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/8348743.11/0_9db26_4588d062_L.jpg
Шарль Бобрен, портрет Клер-Клеманс де Майе-Брезе, 1656 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6620/8348743.11/0_9db30_8309ab5b_L.jpg
Неизвестный художник, портрет Мари Жанны Батисты Савойской, ок. 1660 г.

В 1660 году в моду входит новая прическа – «Манчини».

http://img-fotki.yandex.ru/get/6520/8348743.12/0_9db46_b5a9cdc3_M.jpg

В российских источниках ее принято называть "прической Марии Манчини", поскольку это единственная из сестер Манчини, более или менее известная массам благодаря романам Дюма, французскому кино и мюзиклу "Король-Солнце". На самом деле Мария Манчини не играла особой роли при дворе даже во время своего недолгого взлета, а в 1660 году, по случаю женитьбы Людовика XIV на испанской инфанте и вовсе была персоной "нон-грата", которую быстро спровадили в Италию. Прическа вошла в моду благодаря ее старшей сестре Олимпии, графине де Суассон, обер-гофмейстерине королевы Марии-Терезии, принцессе Савойского дома и просто блистальной светской даме, близкой подруге короля. Прическа "Манчини" заключалась в том, что ее волосы над ушами завивались в мелкие локончики, взбивались и укладывались двумя огромными полушариями наподобие розеток, прикрывавшими уши. Здесь был прямой пробор, а также один или два змеевидных локона, свободно спадавших на спину или плечи. Эти локоны, со временем сделавшиеся более длинными и толстыми, чем их предшественники "серпенто" (фр. "змейки"), получили название "ля драгонн" ("драконесса").

Прическа "манчини" неоднократно видоизменялась, зачастую теряя локоны вовсе. Надо сказать, что она была успешно экспортирована Марией и Гортензией Манчини в Рим, где пользовалась куда большим успехом, чем во Франции. Отыскать ее на портретах знатных итальянок легче, чем у французских портретистов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/8348743.12/0_9db41_27aa51bd_L.jpg
Миниатюрный портрет Гортензии Манчини, выполненный в XIX веке

http://img-fotki.yandex.ru/get/6521/8348743.12/0_9db4a_10b14bb1_L.jpg
Якоб Фердинанд Фут, портрет Марии Ортенсии Биска дель Драго, 1670-1680 гг.

И вот, наконец, мы добрались и до семидесятых годов, когда в истории моды произошло поворотное событие, навсегда изменившее мир женских причесок. Появилась стрижка haute couture. Сделаю маленькое отступление: до шестидесятых годов семнадцатого века во Франции (да и нигде в Европе) не было профессиональных парикмахеров. Дам и кавалеров причесывали их слуги и служанки. Только в шестидесятых годах король Людовик XIV выдает первые патенты на оказание куаферных услуг (Франция всегда была чудовищно бюрократической страной, да и традиции цехов и гильдий были в то время еще весьма сильны, так что без  королевского патента заниматься профессиональной деятельностью в Париже в ту пору было сложновато). Так что сцена знакомства главной героини с герцогиней де Монпансье из романа "Анжелика" (любезная Анжелика предлагает герцогине услуги своей служанки, иначе Великой Мадемуазель грозит участь явиться на королевскую свадьбу нечесаной - коварный маркиз де Вард успел первым захватить единственного парикмахера в маленьком провинциальном городке) явно притянута за уши и опережает время как минимум на добрый десяток лет.

Первый куафер, некто Шампань, быстро сумел превратить свое дело в престижное, а себя - в капризную звезду а-ля-Зверев. Вслед за ним в Париже стали появляться и другие модные парикмахеры мужского и женского пола, хотя дам преимущественно причесывали женщины. Открываются первые "салоны красоты", где красиво причесаться могут не только (и не столько) светские дамы, к которым парикмахеры, все же, чаще приходили на дом, но и состоятельные горожанки, преданно копирующие модные прически двора. Первоначально моду на укладки и прически диктуют фаворитки короля, но в 1671 году происходит настоящая революция: мадемуазель Мартен, владелица модного парикмахерского салона в Марэ, умудряется в считанные дни сделать модной собственноручно придуманную ею прическу. Более того, она полностью отказывается от всяких головных уборов, лент, вуалей и прочих аксессуаров, составлявших досель понятие "куафюры", и заставляет своих клиенток появиться в свете с непокрытой головой, украшенной только собственными волосами.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6423/8348743.11/0_9db33_5cba9366_M.jpg

Мадам де Севинье в своих письмах к дочери оставила весьма красочное описание этой маленькой, но воистину эпохальной революции:

18 марта 1671 г.
Госпожа герцогиня де Невер появилась с совершенно смехотворной прической, хотя, ты же знаешь, как правило, мне нравятся необычные фасоны причесок. Мартен решила создать новую куафюру и - остригла ей волосы накоротко! Она обкорнала герцогиню и накрутила ей волосы на бумажные папильотки, так что ей пришлось страдать и мучиться целую ночь. Ее голова похожа на маленький круглый кочан капусты - совершенно ничего по бокам. Мой бог, это самое смешное зрелище, какое только можно представить.
 
1 апреля 1671 г. Эти растрепанные (heuluberlu) головы чрезвычайно меня забавляют.

4 апреля 1671 года. Недавно я писала тебе о новой прическе мадам де Невер, а теперь Мартен активно распространяет эту моду... Вчера я видела герцогиню де Сюлли и графиню де Гиш, и должна признать, что головки их выглядят очаровательно.  Эта прическа просто создана для тебя, ты будешь выглядеть настоящим ангелом. К тому же, ее так легко укладывать... Теперь представь себе: волосы изящно разделяются пробором буквально в паре дюймов от пучка, волосы по обе стороны пробора подстригаются ступеньками и закручиваются свободными локончиками, которые заканчиваются всего на дюйм ниже уха. И все это выглядит так молодо и прелестно - будто два букета локонов с каждой стороны. Но не стриги волосы слишком коротко, потому что для кудрей требуется много волос. Некоторые дамы уже столкнулись с этой проблемой в назидание другим. Прическа украшается лентами обычным способом, и сзади оставляется длинный локон, иногда спускающийся на шею. Не знаю, хорошо ли я все объяснила. Надо будет велеть изготовить куклу с этой прической и послать тебе.

Чувствуете, как меняется тон писем буквально в считанные дни? Та самая мадам де Севинье, которая уверяла, что король при виде новой прически буквально "согнулся пополам от смеха", которая окрестила новую стрижку "художественным беспорядком" и считала, что дамы, пожертвовавшие ради новой моды своими волосами, выглядят, как уличные сорванцы, буквально через месяц советует дочери не отставать от модной тенденции. Правда, она еще будет обсуждать юрлю-берлю со своей подругой, графиней де Лафайет, и придет к выводу, что столь "моложавый" стиль не годится для серьезных, элегантных и, увы, немолодых дам вроде нее (да-да, в семнадцатом веке старость начиналась с 35 лет). Но в конце концов сдастся и даже позволит запечатлеть себя на парадных портретах с короткой стрижкой.

Необычная, воздушная и легкомысленная стрижка, с легкой руки мадам де Севинье названная "растрепой",  быстро завоевала Францию и сопредельные страны. Быть может, потому, что ее рекламировали такие популярные дамы, как герцогиня де Лавальер и маркиза де Монтеспан? Великолепная Атенаис сразу оценила прелесть пушистых кудряшек, весело прыгающих вокруг ее прекрасного лица. Так или иначе, новая прическа буквально за сутки стала сенсацией, и дамы, по словам все той же Севинье, не говорили ни о чем другом. В 1677 г. она отослала дочери детальное описание королевской фаворитки мадам де Монтеспан, появившейся на большом приеме в Версале "с непокрытой головой и тысячью кудряшек", заметив, что "блистательная краса Атенаис вскружила голову всем послам".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6423/8348743.11/0_9db29_6f9a867b_L.jpg
Школа Пьера Миньяра, портрет мадам де Маонтеспан, 1670-1680 гг.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6623/8348743.12/0_9db4b_8684ba1a_L.jpg
Жан Нокре, портрет Луизы де Лавальер,

http://img-fotki.yandex.ru/get/6623/8348743.11/0_9db32_ec71b359_L.jpg
Карло Череса, портрет Анны Чечилии Висконти, 1672 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6522/8348743.12/0_9db51_daf432c8_L.jpg
Себастьяно Бомбелли, портрет графини Джустины Колонна Риккати, 1674 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6621/8348743.12/0_9db40_b89f43c0_XL.jpg
Французская школа, портрет женщины с черным пажом, ок. 1673 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6620/8348743.11/0_9db31_d0cfff88_L.jpg
Школа Миньяра, портрет маркизы Франсуазы-Маргариты де Севинье, 1670-1680 гг.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6519/8348743.12/0_9db4c_1f3963cd_L.jpg]
Портрет мадам де Севинье, выполненный уже после ее смерти, возможно, с неизвестного оригинала.
На портрете - более поздняя модификация юрлю-берлю с двумя локонами, ниспадающими на плечи

http://img-fotki.yandex.ru/get/6523/8348743.11/0_9db28_f764ae75_-2-L.jpg]
Якоб Гюйсманс, портрет придворной дамы королевы Екатерины Браганца

http://img-fotki.yandex.ru/get/6623/8348743.11/0_9db2f_abcd2ec3_L.jpg
Анри Гаскар, портрет Барбары Вильерс, герцогини Кливлендской

http://img-fotki.yandex.ru/get/6521/8348743.11/0_9db2a_d89d5aca_L.jpg
Студия Питера Лели, портрет Марии Моденской, герцогини Йоркской, 1673 г.

Ну вот, теперь, когда загадочная "юрлю-берлю" перестала быть тайной, осталось напомнить о двух последних "крупных" прическах семнадцатого века, оставивших свой след в истории. Обе они названы в честь королевских фавориток.

В 80-х годах появляется новая прическа, которая пользуется популярностью в течение последующих тридцати лет. Возникновение ее предшествовала чистая случайность и экстравагантный характер восемнадцатилетней мадемуазель Анжелики да Фонтанж. У нее во время королевской охоты ветер растрепал прическу. Находчивая красавица оторвала подвязку, украшенную драгоценностями, и завязала ею свои прекрасные белокурые волосы в пучок на макушке. Король похвалил импровизированную прическу, и все придворные дамы последовали примеру фаворитки.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6620/8348743.12/0_9db47_45347f56_M.jpg

Но всеобщее признание прическа «фонтанж» получила после смерти ее изобретательницы. Появилось множество вариантов этой прически, на различный манер. Прическа типа «фонтанж» представляла нагроможденные высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами и поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков-штопоров, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. Герцог Сен-Симон в своих мемуарах высмеял очередное увлечение дам как безумие, охватившее все слои женского населения. Он характеризовал прическу, как высокое, многоэтажное каркасное сооружение из волос, проволоки, массы лент и кружев. Своей высотой прическа нарушала пропорции фигуры, увеличивая рост – лицо было как бы в середине.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/8348743.12/0_9db4f_c5fe800_L.jpg
Пьер Миньяр, портрет Марии-Терезии де Бурбон, принцессы Конти, 1680-е годы

http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/8348743.11/0_9db2b_54dc1406_L.jpg]
Франсуа де Труа, портрет Франсуазы-Мари де Бурбон, мадемуазель де Блуа, 1692 г.

Со временем размеры этой прически уменьшились. Она стала ниже и компактнее, получив название «удобная». Так как локоны не могли удержаться на определенной высоте, то применяли проволочные каркасы или украшения. Прическа распространилась по всей Европе и даже в России.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6622/8348743.12/0_9db48_3223ff59_L.jpg

Часто путают прическу «фонтанж» с чепчиком того же названия. В прическе волосы завивались в мелкие локоны и укладывались на туго накрахмаленные кружева или плотно поэтажно. Фантазия модисток в расположении рюшей, полосок газа, кружев и изобретательность парикмахеров в прикреплении к остову прически завитых локонов способствовали появлению более сотни вариантов прически «фонтанж», со всевозможными курьезными названиями, которые в большинстве случаев абсолютно не соответствовали ни форме, ни названию. Волосы украшались цветами и пудрились. В 1680 году самой модной считалась прическа типа «палисадник». Скорее, это был головной убор из массы постижей и лент.

Для более длительного сохранения прически парикмахеры использовали растопленный бараний жир, яичные белки, всевозможные ароматические помады и масла. Постепенно все прически, перегруженные украшениями, превратились в головные уборы. Это дало возможность иногда использовать искусственные пряди, заранее пришиваемые к чепцам, наколкам, токам. Кроме перечисленных причесок носили самые разнообразные их варианты, но силуэт оставался неизменным – локоны в виде завитой бахромы над ушами, остальные волосы собраны в тугие пучки наподобие «баранок» или «корзинок».

Эволюция прически "фонтанж":

http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange02.jpg  http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange03.jpg
Фонтанж "герцогиня", модный в 1682-83 годах, в 1685-86 гг. сменился более причудливой версией - "султанша" (здесь - с шарфом),

http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange04.jpg  http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange05.jpg
По мере того, как росло количество кружевных оборок и бантов, дамам приходилось укладывать сию сложную конструкцию с помощью яичного белка.

http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange06.jpg   http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange07.jpg
К 1695 г. конструкция сделалась узкой, высокой и относительно легкой, при этом сзади на шею спускались длинные складки кружева. Лоб украшали кокетливые завитки.

http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange08.jpg  http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange09.jpg
Разные формы чепцов, украшенных лентами (кульбютт) и открывавших уши.

http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange10.jpg  http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange12.jpg
На придворных балах дамы носили прически "фонтанж" без чепцов, украшенные драгоценностями и бантами ("осами" и "бабочками").

http://www.kipar.org/archive/baroque-costumes/images/head_f/fontange11.jpg
К концу 17 века термин "фонтанж", как видно на этой гравюре, означал уже не прическу, а ступенчатую наколку-чепец с наклоном вперед.").

В последние годы царствования короля Людовика XIV стали носить строгие, гладкие прически, расчесанные на прямой пробор, с пучками на затылке. Эту прическу ввела в моду мадам Ментенон, славившаяся своей набожностью. Прическа получила название «смирение».

http://www.newreferat.com/images/referats/14611/image011.jpg

Иногда аристократки располагали короткие пряди надо лбом, завивая их в крохотные «рожки», укладывая кокетливо с каждой стороны лба, над бровями. Женщины низших сословий носили прически из завитых волос, повторяя силуэты причесок аристократок, только менее декоративные, выполненные менее затейливо. Наиболее распространенными были силуэты причесок «смирение» и «фонтанж».

http://img-fotki.yandex.ru/get/6622/8348743.12/0_9db3f_fdc42a07_L.jpg
Неизвестный художник, портрет маркизы де Ментенон (по мотивам портрета Пьера Миньяра)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6520/8348743.11/0_9db1f_4aa6ae39_L.jpg
Тереза Кунигунда Собесская, супруга электора Баварского

Ну и напоследок осталось только заметить, что многие из причесок семнадцатого века пережили внезапное возрождение в веке девятнадцатом. Прическа "севинье" была безумно популярна во всех ее разновидностях. Юрлю-берлю тоже иногда встречается на портретах, но много реже.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6522/8348743.11/0_9db2c_365f884e_L.jpg]
Ф.Х. Винтерхалер, портрет Виктории-Августы Антуанетты Сакс-Кобургской, герцогини де Немур, 1840 г., прическа "севинье"

http://img-fotki.yandex.ru/get/6519/8348743.11/0_9db2e_8bb4b915_L.jpg
Винтерхалер, великая герцогиня Александра Иосифовна, 1859 г., прическа "ментенон"

http://img-fotki.yandex.ru/get/6522/8348743.11/0_9db2d_166ccf7e_L.jpg
Кристина Робертсон, портрет будущей царицы Марии Александровны, 1850 г. - прическа "манчини"

http://img-fotki.yandex.ru/get/6519/8348743.12/0_9db4e_53d618b7_L.jpg
Жозеф Форюне Лейро, портрет Марии Пии ди Савойя, королевы Португалии - прическа "юрлю-берлю"

Отредактировано Олимпия де Суассон (2017-03-05 19:43:57)

2

Отправлено: 18.10.12 14:39. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон

Спасибо, дорогая графиня! Экскурсия и впрямь оказалась некраткой. Сколько всего! Тема моды и без того необъятна, но прически!
Прическа "Феерверк" а-ля Анна Австрийская пленила меня более всех других.
Оффтоп: Как жаль, что у моей любимой актрисы нет ни одной фотографии с хотя бы отдаленно похожей прической.

3

Отправлено: 18.10.12 17:54. Заголовок: Франсуаза де Лафайет..

Франсуаза де Лафайет

Ну, я бы предложила обратиться к мастерам коллажа - мне как-то раз подарили чудесный портрет моей любимой актрисы в костюме Амалии фон Штилер - но это достаточно сложный и трудоемкий процесс, насколько я понимаю.

4

Отправлено: 19.10.12 11:51. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон

А в самом деле, отчего бы не спросить у мастеров? Спасибо за подсказку, дорогая графиня.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Музей Искусств. » Век XVII - от начеса до наколки...