В сказочной повести Клайва Льюиса "Лев, колдугья и платяной шкаф" во время битвы одна из девушек героинь подходит к льву Аслану и просит у него позволить ей принять участие в сражении. Мудрый лев отказывает, говоря: Нет. Страшны те битвы, в которых принимают участие женщины".

Сказочный персонаж был прав.

Об этом и пойдет речь ниже:

Древнегреческий историк  Геродот писал об обычае в одной из греческих провинций: собиралась толпа девушек, и они свирепо дрались между собой на палках. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин писал, что у галлов жены даже сильнее своих мужей - они дерутся кулаками и ногами, а также с оружием сражаются с другими женщинами и с мужчинами.

Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к соглашению - истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою вину, в силу вступал "Хольмганг" (прогулка по острову). Иначе говоря, спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя простой народ от крючкотворства юристов. Так вот, у викингов нередки были случаи, когда на "Хольмганг" выходила женщина. Но нелегко было искательнице правды победить, пусть и неправого, викинга. Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли выход. Бойца-мужчину попросту опускали в узкую яму по самый пояс, так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте. Женщина при этом имела необходимую свободу маневра. Был еще и второй способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для фехтовальщика, в каком-нибудь XIX веке это вовсе не было бы помехой, но в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. Боец, хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне.

А как обстояли дела на Руси? Оказывается, здесь также были свои "амазонки", предпочитавшие честный бой сплетням и кривотолкам. В статьях Псковской судной грамоты (XIII век) тоже делали попытки уравнять шансы разнополых противников. Правда, делали это не так оригинально, как у северных соседей. Женщине здесь разрешалось лишь выставить за себя бойца-наймита, избежав, таким образом, более чем сомнительного исхода боя с представителем сильного пола. Заметьте, разрешалось, а не требовалось. Да и то только в боях с мужчинами, а вот с женщиной спорщица должна была биться самостоятельно, без подставных лиц. Бывало и такое. Бились настоящим оружием и, как ни говорят о милосердии женщин - как правило до  смертного результата.

В ХIV столетии в английском замке Дадли жила некая Агнес Хотот. Ее отец повздорил с другим рыцарем и, чтобы выяснить отношения, был назначен поединок на пиках. Но случилось так, что к моменту поединка ее отец серьезно заболел. Тогда Агнес надела шлем и, скрыв свой пол, села на отцовскую лошадь и помчалась на турнир. Преодолев серьезное сопротивление, Агнес сбила с лошади отцовского врага. В тот момент, когда он лежал на земле, ее шлем сдвинулся, волосы распустились, а грудь раскрылась, так, что он увидел, что сражался с женщиной. Трудно посчитать в скольких рыцарских турнирах бились женщины - в турнирах, известных всем из красочных сказаний о рыцарях и дамах. Но иногда дамы становились рыцарями, так, что Агнес не была исключением.

В 1348 британский хроникер рассказал о женщинах, "свободных от брачных уз, чье поведение потрясало публику. В любом месте, где устраивались турниры, появлялась группа женщин числом сорок - пятьдесят, одетых по-мужски. Женщины эти были из числа самых красивых, но не самых лучших в королевстве. Они носили раздельные туники, маленькие капюшоны, а на поясе у них, в спецальных чехлах, хранились ножи, которые они вульгарно называли кинжалами. Они выходили биться на турнир на великолепных превосходно украшенных боевых конях. Таким способом они растрачивали свое богатство и увечили себя, проявляя нелепое распутство".

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риверу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.

Ниже - репродукция этого полотна, как видите, судя по зрителям и оружию это мероприятие было весьма серьезным.

http://img-fotki.yandex.ru/get/69089/56879152.46f/0_11ae73_d5ccb251_orig

Дуэли дело не женское?

Донна Каталина де Ераусо из Сан Себастьяна (Испания) в 1596 году покинула женский монастырь и поехала в Перу как солдат удачи. Она дралась в битвах и дуэлях, владея мечом, ножом и пистолетом.

В XVII веке один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сен-Бельмон, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но она была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись «шевалье де Сан-Бельмон». Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде. Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

Ниже - история мадемуазель де Мопен:

http://img-fotki.yandex.ru/get/65488/56879152.46f/0_11ae72_e3c399fb_orig

Наиболее непримиримой была легендарная оперная певица мадемуазель де Мопен, на боевом счету которой числилось несколько поверженных мужчин. Эта женщина весьма почитаема во Франции. Согласно знаменитому роману Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен», события развивались следующим образом. Когда однажды за кулисами оперного театра к ней с некорректной шуткой подошел актер Дюмени, грубый и наглый мужчина, то, в ответ на какую-то из его самодовольных фраз, девушка вызвала его на дуэль. Не ожидавший такого поворота, Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. Тогда певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала ею обидчика, а затем отобрала у него часы и табакерку как знак своей победы. После этого случая жизнь девушки коренным образом изменилась. Она решила никому и никогда не позволять себя обижать. Случай доказать свою принципиальность представился ей довольно скоро. Как-то на балу один из присутствующих обидел ее. Получив вызов на дуэль, он изумился так же, как и Дюмени, и отказался драться. Тогда певица предложила ему во всеуслышание публично попросить у нее прощения. Среди дам, слышавших разговор, поднялся недовольный ропот: «Эта певичка совершенно зарвалась». Затем, после некоторого колебания, устроительницы бала предложили девушке покинуть зал. Она спокойно на это согласилась, «но только после того, как господин попросит прощения». После короткого замешательства дамы не нашли ничего лучшего, как предложить мужчинам вывести вон «зарвавшуюся» актрису. Что и было сделано, к несчастью для сопровождающих. Когда они вывели девушку в сад, она выхватила шпагу у одного и приказала другому защищаться. Тут мужчинами была сделана вторая ошибка. Вместо того, чтобы ее обезоружить, они решили понаблюдать этот аттракцион — женщина, размахивающая шпагой... Ошибка обошлась слишком дорого. Спустя несколько мгновений один из мужчин уже лежал на земле. Второй дрался всерьез, но молодая красавица слишком хорошо владела клинком и была к тому же в сильнейшем гневе. Когда и второй противник упал на садовую дорожку, обагряя ее своей кровью, мадемуазель де Мопен отбросила шпагу и, поправив прическу, вернулась в танцевальный зал. Другая версия этого происшествия такова: мадемуазель де Мопен переоделась мужчиной и ухаживала за самой красивой девушкой бала. Когда молодые люди попросили мнимого мужчину оставить девушку в покое, произошло описанное выше. Людовик XIII, вообще жестко относившийся к дуэлянтам, простил эту очаровательную женщину! А обучил ее этому искусству кое-кому на горе учитель фехтования, за которого мадемуазель де Мопен вышла замуж.