Le Roi Soleil - Король-Солнце

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Le Roi Soleil - Король-Солнце » Библиотека Академии. » О королях и каруселях


О королях и каруселях

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Поскольку абсолютная монархия нынче упорно не идет из белокурой головы (что делать, дата такая), помусорю-ка я картинками на тему. Ну а раз дата праздничная, тема тоже будет праздничная: Карусель. Нет, не та, которая с лошадками, а та, которая на лошадях и c музыкой, гордо именовавшаяся в семнадцатом веке "конным балетом". Суть экзерсиса, собственно, сводилась к демонстрации искусства выездки под музыку, причем мастерство свое господа дворяне демонстрировали как в группах - умение слажено выполнять кавалеристские маневры высоко ценилось в ту эпоху, когда кавалерия играла весьма весомую роль в битвах, так и индивидуально.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15577/3543901.5b/0_d4f5e_3016376e_XL.jpg
Карусель 1662 года - иллюстрация из ежегодного альманаха за 1663 год.
В центре король на горячем скакуне, справа Конде и его сын д'Энгиен, слева - Филипп Орлеанский и герцог де Гиз.

Большая королевская карусель состоялась в 1662 году и длилась три дня - с пятого по седьмое июня. Официально, празднества, проходившие на площади между Лувром и двором дворца Тюильри (сегодня - Площадь Карусель) были устроены в честь рождения дофина, хотя на месте матери дофина, сиречь, королевы Марии-Терезии, я бы призадумалась - хм, с ноября по июнь? Не слишком ли долго готовилось мероприятие? Так или иначе, двадцатитрехлетний монарх решил показать себя во всей красе и с королевским размахом. Говорили, что "конный балет" ежедневно собирал от десяти до пятнадцати тысяч зрителей. Для зрителей были сооружены временные трибуны наподобие римского амфитеатра, спроектированные великим мастером театральных эффектов итальянцем Карло Вигарани, декоратором королевских увеселений.

http://media.kunst-fuer-alle.de/img/36/m/36_53755.jpg
Карусель в Тюильри, общий вид

Королева-мать Анна Австрийская и королева Мария-Терезия вместе с придворными дамами разместились в ложах, построенных специально для Карусели и обитых пурпурным бархатом, усыпанным золотыми лилиями. Еще две ложи по бокам были предназначены для принцев и иностранных послов - как никак, Карусель была не просто развлечением, но и демонстрацией силы и власти.

http://www.photo.rmn.fr/CorexDoc/RMN/Media/TR4_MD5/4/4/c/5/86-001857.jpg
Турецкая кадриль принца Конде

http://www.photo.rmn.fr/CorexDoc/RMN/Media/TR4_MD5/3/a/2/8/86-001861-02.jpg
Римская кадриль короля в центре площади

Карусель была впечатляющим зрелищем - лучшие наездники двора демонстрировали чудеса выездки в великолепных костюмах. В первый день 1297 участников карусели, включая 655 всадников, прошли парадом от дворца Вандом до Тюильри, дав Парижу вдоволь налюбоваться роскошным зрелищем.

http://www.photo.rmn.fr/CorexDoc/RMN/Media/TR4_MD5/2/1/5/e/86-001858.jpg
Индийская кадриль герцога Энгиенского

Темой Карусели были избраны пять самых экзотических стран того времени. Каждую из стран представляла "кадриль" всадников во главе с одним из членов королевской семьи. Каждая кадриль имела свои цвета.

Людовик XIV возглавлял римлян в костюме римского императора красных и черных цветов. Альбом с рисунками Карусели, опубликованный в 1669 году, описывал костюм короля так:

  "Его Величество был одет римлянином в длинном плаще, расшитом серебром и золотом, ... серебряном шлеме с золотыми листьями ... над которым вздымался плюмаж из страусовых перьев..."

Королевская лошадь была наряжена не менее роскошно - сбруя и чепрак были украшены бриллиантами и алыми и золотыми кистями.

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/da/b6/46/dab64692d2e9335c93945c5bf3193b3a.jpg
Людовик XIV, изображающий римского императора в барочном костюме - узорчатых доспехах, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом, сапогах из серебряной парчи и серебряном шлеме с золотым лавровым венком и алым плюмажем

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/31/3d/63/313d636ea1aa9a28cff7651faf91c551.jpg
"Римские" пажи из свиты короля

Месье, Филипп Орлеанский, возглавлял кадриль персов и был одет в алое с белым. Головы его всадников украшали замысловатые тюрбаны.

https://img-fotki.yandex.ru/get/118932/3543901.7d/0_f27bd_8cea2d7c_XL.jpg
Месье в костюме персидского шаха.
На его гербе была луна с девизом "Uno sole minor" (Уступаю лишь солнцу), поскольку в гербе Людовика было солнце с девизом "Ut vidi vinci" (Едва увидел - победил).

Принц Конде появился во главе турок, одетых в синее и черное.

https://img-fotki.yandex.ru/get/196245/3543901.7d/0_f27b9_f171b2b3_XL.png
Принц Конде в костюме "императора турок".
У него был герб с полумесяцем и девизом "Crescit ut Aspicitur" (Он возрастает, когда тот обращается к нему) и костюм из алого атласа, шитого серебром и украшенного бриллиантами, бирюзой и подвесками в виде полумесяцев.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5305/3543901.7d/0_f27be_3655484_XL.jpg
Турки из кадрили Конде

Юный герцог Энгиенский (сын Конде) был предводителем индийской кадрили, одетой в желтый и "телесный" цвета.

https://img-fotki.yandex.ru/get/167717/3543901.7d/0_f27c0_dd4c5695_XL.png
Герцог Энгиенский в индийском костюме

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/06/93/02/0693022f6c58a3d187042cc31a19495f.jpg
Барабанщик и трубач индийской кадрили

И наконец, кадриль американских индейцев под предводительством герцога де Гиза в ярких перьях но достаточно простых костюмах. Сам герцог был в серебряном шлеме, увенчанном химерой.

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/10/a6/6a/10a66a85e39d104b1f1efd7768662713.jpg
Герцог де Гиз в костюме короля американцев

[align=center]https://img-fotki.yandex.ru/get/153157/3543901.7d/0_f27b8_4880f3e0_XL.jpg
Барабанщик и трубач американской кадрили. Головные уборы "индейцев" украшали раковины и кораллы, а рукава и чулки - перламутровая "чешуя".

Карусель включала целый ряд состязаний: например, всадникам надо было поразить копьем голову чучела в восточном костюме или попасть копьем в кольцо на полном ходу.
В первый день победителем, набравшим наибольшее число "голов", стал маркиз де Бельфон, а состязания с кольцом выиграл граф де Солт, получивший приз из рук самой Анны Австрийской. Остальных победителей награждала королева.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6712/3543901.45/0_a83bc_cf64bb39_XL.jpg
Мария-Терезия и Анна Австрийская вручают награды маркизу де Бельфону и графу де Солту

Пять кадрилей разыгрывали атаки, обстреливая друг друга разноцветными ароматными "снарядами"на потеху публике. В роскошные наряды была разодета не только знать - их слуги тоже красовались в шлемах в виде драконов, рыб и попугаев, плащах в виде тигровых шкур или шкур обезъян.

https://img-fotki.yandex.ru/get/98813/3543901.7d/0_f27bc_f3892dcb_XL.jpg
Конные состязания во время Карусели 1662 года
В центре внизу - кадриль короля, слева - Конде, справа - Месье.

Но к чему была вся эта долгая прелюдия, спросите вы. А вот к этому рукотворному чуду, сотворенному не в семнадцатом веке, а в двадцать первом: эти дивные "солдатики" изготовлены студией «Синеус» (Санкт - Петербург) и расписаны Виталием Пузенко (масштаб: 54мм). К моему огромнейшему сожалению, автор вдохновился только тремя из пяти "наций" - Турцией, Персией и Америкой, но результат все равно впечатляет. Особенно когда сравниваешь объемную модель с эскизом 17 века.

https://img-fotki.yandex.ru/get/3209/3543901.7c/0_f27a3_eafea4ad_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/118932/3543901.7c/0_f27a4_e7874a7c_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/104083/3543901.7c/0_f27a5_ad8366d7_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/196070/3543901.7c/0_f27a6_b0f61e5c_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/55918/3543901.7c/0_f27a7_5e12908d_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/3418/3543901.7c/0_f27a8_b72362c4_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/6311/3543901.7c/0_f27a9_686660b9_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/172272/3543901.7c/0_f27aa_9e753ba_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/6114/3543901.7d/0_f27ab_be4ac123_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/196070/3543901.7d/0_f27ac_8ba9506_XL.jpg

2

Ну и еще немного о каруселях в целом.

Каруселями во Франции начали увлекаться только при Генрихе IV - это развлечение было "импортировано" из Италии вместе с новой королевой Марией Медичи и заменило собой турниры, которые после гибели короля Генриха II стали считаться развлечением, несколько опасным для короны. Оба Людовика - и Тринадцатый, и Четырнадцатый - тоже прониклись любовью к сему зрелищу и охотно устраивали "карусели" для увеселения себя и двора. Особую пышность приобрели карусели при Людовике XIV, который любил балеты еще более отца и превратил карусель из чисто военного соревнования в настоящий "конный балет" с сюжетом, музыкальным сопровождением и костюмами. Лично мне известно о трех каруселях, организованных королем - карусель 1656 года, устроенная им для мадемуазель Олимпии Манчини, карусель 5 июня 1662 года, устроенная - по официальной версии - в честь рождения дофина, а по неофициальной - для мадемуазель де Лавальер, и карусель 1664 года в Версале, также в честь де Лавальер. Последняя карусель в Версале состоялась в 1682 году, но ее устраивал уже Дофин, а не Людовик.

У Дюма в его жизнеописании Людовика XIV приводится краткий рассказ о карусели 1656 года:

Карусель 1656 года

"Заметим, что в честь Олимпии Манчини король устроил свою первую «карусель». «Король, — пишет г-жа Моттвиль, — продолжая любить м-ль Манчини, вздумал устроить знаменитую карусель, имевшую сходство с древними рыцарскими турнирами». Впоследствии этого он набрал из двора три труппы по 8 рыцарей; главой первой он назначил себя, второй — герцога де Кандаля, третьей - герцога де Гиза; соответственно, цветами короля были алый и белый, герцога де Гиза — голубой и белый, де Кандаля — зеленый и белый.

Рыцари были одеты римлянами, с позолоченными шлемами на головах со множеством перьев. Лошади также были украшены множеством лент, и рыцари выезжали тремя группами под балконами Пале Рояля, переполненными придворными дамами.

Первым ехал король, предводимый 14 пажами в расшитых серебром одеждах с копьями и девизами рыцарей; за ними следовали 6 трубачей и шталмейстер короля; далее — 12 богато одетых пажей короля в перьях и лентах; два последних пажа несли копье короля и щит с девизом «Ни больший, ни равный»; за ними ехал обер-маршал и, наконец, сам монарх во главе 8 рыцарей, «которых, — как пишет г-жа Моттвиль, — король превосходил столько же своей прекрасной наружностью, своим обаянием и ловкостью, сколько превосходил всех как государь».

Потом двигалась группа голубых рыцарей, предводительствуемая герцогом де Гизом, романтический облик которого удивительно соответствовал празднествам такого рода. «За ним, — пишет г-жа Моттвиль, — следовала лошадь, которая, казалось, принадлежала какому-нибудь Абенсеррагу, поскольку ее вели два мавра, за которыми следовали медленно и торжественно рыцари». На щите герцога был изображен феникс в огне под солнцем и девиз: «Что нужды, что его убьют, если он воскреснет?»

Последней двигалась группа рыцарей Кандаля, выделявшегося своей прекрасной белокурой шевелюрой. На щите герцога изображена была буква, намекавшая на подвиги Геракла, и соответствующий девиз: «Она может поместить меня между звездами».

Разумеется, по причине ли исключительной ловкости короля, или по причине исключительной лести, все почести этого дня были отнесены к Людовику XIV."

К сожалению, Дюма "позабыл" поведать потомкам о самой известной из каруселей - Большой Карусели, имевшей место 5 июня 1662 года на площади перед дворцом Тюильри, которая с тех пор отчего-то именуется площадью Карусель. А ведь именно с этого развлекательного мероприятия, на котором Его Величество появился в костюме римского императора с щитом, украшенным хрошо известным нам изображением солнца, титул "Король-Солнце" прочно вошел в список официальных эпитетов французского монарха. Слово Википедии: "У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет»."

Филипп Боссан
Людовик XIV, король-артист

Из главы "Nec pluribus impar"

"...Итак, карусель. Представление это было столь ярким, что не только дало Людовику имя Короля-Солнца, но и заставило три столетия спустя называть площадь, послужившую ему рамой, площадью Карусели. Мы называем ее так, сами не зная, почему.

Для начала попытаемся оценить размах подобных представлений. Между Лувром и Тюильри сооружали скамьи и трибуны, вмещавшие 15 000 человек. Карусель продолжалась два дня: это составляет, если не ошибаюсь, 30 000 зрителей. Я уже говорил, что эта цифра соответствует приблизительно десятой части тогдашнего населения Парижа. Прибавим к этому предшествовавшую карусели бесконечную кавалькаду по улицам города,весь Париж у окон (места сдавались за деньги), на крышах и всюду, где только можно. С какой спортивной или политической манифестацией в наше время, падкое на массовые развлечения, с какими цифрами мы должны сравнивать это, разумеется, в пропорции к росту населения? Часто ли сегодня зрелища вызывают такое немыслимое возбуждение, собирая 10, 15, 20 процентов населения парижской агломерации на трибунах, в окнах и на крышах?

Что такое карусель? Это праздник человека и коня во времена, когда они были нераздельны. Это наследие средневековых турниров, поднятых Ренессансом на уровень искусства. Вся Европа участвовала в них. Генрих II погиб на турнире, когда несчастный Монтгомери угодил ему копьем в глаз. Но Италия преобразила, как она это делала во всех сферах, эти спортивные состязания, а затем экспортировала их, облагороженные великолепным вкусом и воображением, в Европу. В наши дни еще находят отголоски этих празднеств в стиле Кинтаны де Фолиньо в сиенском Палио, в состязаниях в Ареццо — последние следы того, во что преобразовались эти турниры в урбанизированном обществе, следы, по которым мы можем понять, чем были эти игры, полуспортивные, полугалантные, раньше, когда они транспонировали через свои правила и кодексы рыцарский идеал, к тому временем прославленный в эпопеях.

Людовик XIV уже участвовал в карусели в 1656 году: и даже с удовольствием, поскольку мадам де Мотвиль рассказывает в своих мемуарах о том, как король, «продолжавший любить мадемуазель Манчини [речь идет об Олимпии, еще не о Марии], несмотря на приступы холодности, пожелал для ее развлечения устроить знаменитые состязания с кольцом — которые бы отчасти напоминали старинные рыцарские забавы». Это повторилось в 1657 году, но на иной манер: кавалькада в Париже, впереди пажи в масках, с плюмажами, в золотых ливреях. Король, одетый римлянином, весь в золоте.

В 1662 году, 5 и 6 июня, чтобы быть точным, карусель приняла совсем иной характер, более ясный и более сложный. Более ясный, ибо проявился спортивный дух праздника. Трубачи и герольды по четырем углам ристалища. Сорок четыре заезда каждый день, по четыре всадника одновременно. В первый день, против всеобщего ожидания, победителем стал не король (он, однако, принес один 16 голов (18)), а маркиз де Бельфон, получивший в качестве приза бриллиант в 25 000 ливров и портрет короля, украшенный драгоценными камнями.

Но не в этом важность события. Важны тон подобного празднества, костюмы и символы: их раскрывают нам гравюры Сильвестра и Шово, газетные отчеты и музыка, также помогающая разгадать ребус.

Пять команд, представлявших римлян (которыми командовал король), персов (Месье), турков (Конде), индийцев (Энгиен), американцев (Гиз): смешаны античность и экзотика. «Король одет по-римски, в серебряную парчу, расшитую золотом и с золотой каймой по плечам и по низу камзола, к тому же украшенной серебром, и с вкраплениями бриллиантов, образующих на плаще четыре бриллиантовые розы. Шлем венчают красные и черные перья, талия опоясана золотым поясом, не говоря о конской сбруе, попоне и султане».

Интересна и символика. Римский император — это король. Любопытная деталь: его конь зовется Буцефалом. Вокруг него неведомые и дикие народы. Кто во главе их? Старые фрондеры (за исключением Месье, его младшего брата): Конде, Энгиен, Гиз. Золотой король несет на своем щите в виде солнца, девиз: «Ut vidi, vici» («Едва увидел, победил») — небольшая модификация слов Цезаря. (Но каких врагов победил? Конде? Энгиена? Гиза? Разгадывайте, разгадывайте, кто умеет читать...) Месье: «Uno frate minor» («Уступающий только брату»). Конде: полумесяц с надписью «Он возрастает, когда тот обращается к нему». (Кто «тот»? Солнце, конечно.) Энгиен: планета, которая получает своей свет от солнца. А каковы девизы меньших персонажей? Виллекьер: «Uni militat astro» («Он сражается для одной звезды»); Лафейад — подсолнух с «Uni» («Только к нему»); Уайи — розовый куст с надписью «Presipce, florebo» («Взгляни на меня, я расцвету»); Вивонн — зеркало с надписью «Я рассыпаю твои дары».

Какой, спросите вы, смысл у этой игры в загадки? Громадный. Наш век, с его манией «образов» и «коммуникаций», не станет иронизировать, но попытается вообразить себе то, что к концу века символов (когда едва начинался век разума, который в следующем столетии назовут философией) могло означать подобное зрелище для людей, которые его наблюдали. В этом зрелище, исполненном непередаваемого великолепия, все полно значения — вплоть до девизов, которые тогда носили на шитах и чье значение было столь велико, что не пройдет и года, как король создаст Малую Академию (которую мы называем Академией надписей) с целью доверить профессионалам трудный выбор и редактирование.

Конечно же, это члены Малой Академии в 1663 году отчеканили то, что станет королевским девизом уже не только для отдельного празднества, но для всего царствования Людовика. Как и все девизы, он неотделим от образа («тела»), к которому прикреплен и который поясняет. Образ, разумеется, — солнце, а девиз — «Nec pluribus impar». Буквально: «Не многим равный», что нужно понимать как «равный немногим королям, немногим королевствам». Девиз связан с большой каруселью 1662 года, как сам король это объясняет в том месте «Мемуаров», из которого становится понятна вся важность в XVII веке этих маленьких ребусов: «Начиная с этого времени я взял [девиз], который с тех пор сохраняю и который вы видите повсюду. Я верю, что, не смущаясь частностями, можно видеть в нем воплощение обязанностей монарха, побуждающее меня самого постоянно их исполнять. Темой его выбрали солнце, которое в понятиях этого искусства есть светило благороднейшее из всех, неповторимое в сиянии своего ореола, дарящее свет свой другим звездам, образующим вокруг него своего рода двор, и справедливо льющее этот свет во все разнообразные уголки мира, беспрерывно производящее повсюду жизнь, радость и деятельность своим безустанным движением, в котором оно тем не менее остается всегда спокойным, постоянным, следуя путем, с которого оно никогда не отклоняется и не сворачивает, что есть, несомненно, самый живой и прекрасный образ великого монарха.

Те, кто видели меня правящим с достаточной легкостью и не смущаемым препятствиями среди множества забот, которых требует королевство, настаивали, чтобы я добавил земной шар, а для души «Ntc pluribus impar»; тем самым подразумевая (что приятно льстило честолюбию молодого короля), что справляясь один со столькими вещами, я несомненно справлюсь еще и с управлением другими империями, как и солнце освещает другие миры, которые равным образом ловят его лучи».

Именно на большой карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Не в Версале. Не в Лувре. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет. Ибо карусель — это тоже балет, в красоте зрелища, в пышности обстановки, в сиянии костюмов и перьев, в сверкании драгоценностей. Карусель — особая форма балета; эволюции ее есть эволюции хореографические, и их символическое значение в точности совпадает."

Под занавес пара слов о художниках, создавших эскизы к этому празднику и запечатлевших его в памятном альбоме 1669 года:

Израэль Сильвестр (Israel Silvestre, 1621-1691) – рисовальщик, живописец и гравер на меди, ученик своего отца, Жилля Сильвестра и дяди Израэля Анриэта Сильвестра, довершивший свое образование в Италии. Рисовал по большей части пером и гравировал пейзажи, монументы и виды городов, отличаясь необыкновенною тонкостью работы. Людовик XIV, высоко ценивший его способности, поручал ему гравировать виды королевских зданий и завоеванных крепостей и назначил его учителем рисования при принцах своего дома. Сильвестр дважды посетил Италию и изготовил там множество рисунков, которые потом служили оригиналами для его гравюр. Число гравированных им досок превосходит тысячу.

Франсуа Шово (Francois Chauveau, 1613-1676) – французский художник-миниатюрист, рисовальщик и офортист, один из самых продуктивных издателей своего времени. Одаренный богатым воображением, он был ведущим книжным иллюстратором XVII века. В целом, он создал более 1600 гравюр и около 1400 рисунков для других издателей и граверов. В 1663 году стал членом Королевской Академии, позднее стал членом Совета. Работа над серией гравюр, изображавших Большую Карусель 1662 года, дала ему титул Королевского гравера. Франсуа Шово имел четырех сыновей, которые стали известными художниками.


Вы здесь » Le Roi Soleil - Король-Солнце » Библиотека Академии. » О королях и каруселях