Отправлено: 23.05.15 02:29. Заголовок: Драгоценные мелочи или Ода зубочистке
Нинон де Ланкло пишет:
Немного развлеку посетителей нашего салона
Мода на зубочистки, была настолько распространена во Франции, что в честь сего предмета даже слагали оды.
«Станцы с зубочисткой»
(Из комедии «Жодле, или Хозяин-слуга»)
Поль Скаррон
Франция, изд. 1645 г.Это пародия на моду, распространенную во времена Поля Скаррона — появляться в обществе с зубочисткой во рту.
Поковырять в зубах — мне первая отрада.
Когда зубов лишусь, и жизни мне не надо.Свернутый текстЛюблю я лук, люблю чеснок,
И если маленький сынок,
Изнеженный молокососик
Спесиво свой наморщит носик
И поднесет к нему платок:
«Фи! Что за мерзкая вонища!» —
Ему я тотчас нос утру:
Мне по нутру простая пища,
Зато мне спесь не по нутру.Поковырять в зубах — мне первая отрада.
Когда зубов лишусь, и жизни мне не надо.Доволен я своей судьбой.
Живу, как человек простой,
Я по-простецки, без амбиций,
А ежели быть важной птицей —
Чуть что, поплатишься башкой.
Иду проторенной дорожкой
И счастлив оттого стократ,
Что родился я мелкой сошкой,
Что я не принц и не прелат.Поковырять в зубах — мне первая отрада.
Когда зубов лишусь, и жизни мне не надо.Когда в конце концов поймешь,
Что рано ль, поздно ли пойдешь
Ты на обед червям могильным
(Во рву ли, в склепе ли фамильном),
То эта мысль — как в сердце нож.
А если так, то неужели
Мне из-за пары оплеух,
Во имя чести на дуэли
Досрочно испустить свой дух?Поковырять в зубах — мне первая отрада.
Когда зубов лишусь, и жизни мне не надо.Когда невежа брадобрей
Мужицкой лапищей своей
Хватает важного вельможу
И мнет сиятельную рожу,
Вельможа терпит, ей-же-ей.
Я человек не столь уж гордый,
Чтоб от пощечин в драку лезть.
Уж лучше жить с побитой мордой,
Чем лечь во гроб, спасая честь.Поковырять в зубах — мне первая отрада.
Когда зубов лишусь, и жизни мне не надо.Иного тешит целый день
Воинственная дребедень:
Ему до тонкости знакомы
Все фехтовальные приемы,
И метко он палит в мишень.
Мне дурни дуэлянты жалки,
К чему за оскорбленья мстить?
Раз в мире существуют палки —
Кому-то нужно битым бытьПоковырять в зубах — мне первая отрада.
Когда зубов лишусь, и жизни мне не надо.Ответьте на вопрос мне вы,
Неустрашимые, как львы,
Глупцы, влюбленные в дуэли:
Неужто вам и в самом деле
Щека дороже головы?
Не лезь в сраженья, жив покуда.
Пред тем как искушать судьбу,
Спросить покойников не худо:
Приятно ль им лежать в гробу?Поковырять в зубах — мне первая отрада.
Когда зубов лишусь, и жизни мне не надо.
В связи с несовершенством стоматологии зубочистки были необходимой вещью, роскошным аксессуаром и делались ювелирами с изобретательностью из драгоценных материалов. На них распространялась мода, как и на остальные ювелирные украшения. Никто не знает, когда именно зубочистки, широко использовавшиеся в древней Греции и Риме, вернулись в обиход средневековых европейцев, но по-настоящему модными они стали в начале эпохи Возрождения. Дворяне подвешивали золотые и серебряные зубочистки на цепочку и носили на шее. С ними, в частности, пожелали запечатлеть себя на портретах монархи Яков IV и Елизавета I, которая в 1570 году получила в подарок шесть золотых зубочисток и несколько “зубных платков, “ расшитых серебром. Поскольку зубные щетки еще не вошли в общее употребление, такие платки оборачивали вокруг пальца и терли ими зубы. В том же 1570 году зубочистки были представлены испанским министром при дворе Генриха Наваррского.
1622 г., золотая зубочистка и ложечка для очистки ушей. Поднята с обломков испанского галеона "Санта-Маргарита", затонувшего у берегов Флориды.
Богато украшенные зубочистки имеют давнюю традицию. В средние века они часто делались из когтей птиц, особенно выпи. Форму когтя повторяли и серебряные/золотые зубочистки.
1620 г. Зубочистка в виде одного из популярных изображений смерти: рука, увенчанная черепом, держит серп, напоминая о том, что все люди смертны. Это очень популярная в искусстве 16-17 веков тема "memento mori". В 16-м и начале 17 веков многие носили украшения в форме гроба или черепов, так что неудивителен такой сюжет и для зубочистки.
1560 г. Золото, гравировка, и эмали, рубины, бриллианты. Рисунок на ручке представляет Лукрецию.
Состоятельные дворяне заказывали себе зубочистки из чистого золота, а по правилам этикета держали их постоянно во рту. К ужасу современного человека, весь высший свет того времени спокойно пользовался зубочисткой в общественных местах, совершенно не стесняясь или не считая это не приличным. Иногда зубочистки даже декорировались драгоценными камнями, а сама их форма была более длинной и массивной, чем у нынешних зубочисток.
1620 г. Эмалированное золото.
До появления в одежде карманов зубочистки носили на теле (на поясной цепочке-шатлене) или на шее.
Подвесной футляр с зубочисткой, 1500-1600 гг.
1695 г. Футляр с зубочисткой, золото.
Шатлен с косметическими принадлежностями.
Но любители дорогих зубочисток нередко становились предметом насмешек. В частности, архиепископ Джованни делла Каса писал в 1560 году, что из-за бренчащих цепей с зубочистками модники похожи на коробейников и с таким же успехом они могли бы и ложку на цепь подвесить, чего уж мелочиться. Тем не менее, общественные деятели и светила медицины ратовали за личную гигиену. Эразм Роттердамский советовал "не ковырять ногтями в зубах, если там застряла пища, как это делают кошки и собаки, не использовать для этого салфетки, а жевать смолу некоторых деревьев или прибегать к помощи перьев цыплят и наседок". Пьесы Шекспира тоже пестрят упоминаниями о зубочистках.
Зубочистки упоминаются даже в романе «Дон Кихот»: «Жалок тот дворянин, который дома ест впроголодь, а на улице напускает на себя важность и лицемерно ковыряет во рту зубочисткой, меж тем как он не ел ничего такого, после чего ему требовалось бы поковырять в зубах!». Тем самым можно сделать вывод, что общественность ни сколько не считала это вульгарным, а даже наоборот — человек, ковырявшийся на улице в зубах, только «напускал важность».
Кстати, одна из версий появления столовых ножей с закругленным кончиком гласит, что во времена кардинала Ришелье придворные повсеместно ковырялись в зубах столовым ножом, что очень не нравилось кардиналу, поэтому он приказал обрубить острые концы у всех ножей из сервиза и закруглить их. Видимо, в результате сей драконовской меры на столах знати повсеместно появились стаканчики и держатели для одноразовых зубочисток, которые делались из заточенных перьев или апельсинового дерева, зачастую ароматизированного маслом бергамота или корицей.
Около 1580 г. Подставка для зубочисток, Германия, золоченое серебро.
Подставка для зубочисток, серебро.