Отправлено: 08.12.12 21:32. Заголовок: Красота в стиле "барокко" - краткий косметический экскурс в 17 век
Фраза «помада нейтральных цветов» навела меня на мысль о том, что нашим прекрасным дамам не помешает краткий (ну очень краткий) экскурс в такую чисто женскую сферу, как косметика, поскольку в пору Короля-Солнце она изрядно отличалась от того, к чему мы с вами привыкли сегодня, причем не только в части применявшихся средств, но и (что главное) в части целей, для которых косметические средства использовались.
Главное, что следует помнить – это различие целей. Сегодня мы пользуемся косметикой для того, чтобы выглядеть лучше, но при этом по возможности натурально. Нашим пра—пра- (и еще десть пра-) бабушкам «натуральность» даже не приходила в голову. Их целью было соответствовать идеалу.
В XVII веке эпоха барокко привнесла в историю моды белокурую полнотелую красавицу с нежной матовой кожей. Оставленное нам поэтами описание идеала женщины выглядело примерно следующим образом:
Ее лицо должно было быть «круглым и румяным», лоб гладким, высоким и белым, брови маленькими, тонкими, и их следовало подчеркивать карандашом, губы цвета вишни или коралла, глаза «сияющими, но взор потупленным». На щеках должна отражаться «битва розы и лилии» и, как и на подбородке, должны быть видны ямочки; шея, белоснежная и круглая, как колонна из слоновой кости, «высоко поддерживает голову»; уши должны быть круглыми и аккуратными, а волосы - густыми и светлыми (золотистого цвета).
Забота о надлежащем виде, а главное – о благоприятном восприятии человеческой плоти была одной из характерных черт эпохи барокко, наиболее ярко выраженной на рубенсовских полотнах, где царили пышущие здоровьем дамы, не отягощенные излишним интеллектом, но зато любившие всласть поесть, выпить и предаться любви.
В моде был цветущий вид, иллюзия которого достигалась прежде всего с при помощи румян, особенно в сочетании с белилами. Появиться в обществе без белил и румян стало неприличным. В лексиконе появляется чарующее сегодня слово «макияж», но с негативным оттенком - уловка, обман. Барочная культура увлекает и мужчин. После принятия ароматических ванн они подкрашивали волосы и лица, наносили румяна. В XVII веке румяна сделались главным косметическим атрибутом, а в первой половине XVIII века ими уже пользовались все без исключения, даже совсем юные девушки и юноши.
К женской фигуре тоже предъявляли особые требования: плечи должны быть широкими; грудь — высокой, гладкой и округлой; руки — маленькие и белые, с длинными пальцами и красными ногтями; тонкая талия и широкие бедра, прямые ноги с маленькими ступнями и высоким подъемом.
Если женщине не посчастливилось родиться с такими данными, то ей приходилось восполнять отсутствие достоинств с помощью искусства Иезавели. Она разрисовывала лицо, обесцвечивала волосы, выщипывала и чернила брови, с помощью пера закапывала в глаза белладонну, красила в красный цвет губы и ловко рисовала голубым карандашом вены на груди, которую выставляли так неприкрыто, что не оставалось никакого пространства для воображения. Женщины использовали разнообразные лосьоны и косметические средства — для мытья волос, выведения веснушек и пятен. Они носили специальные маски, чтобы предохранить лицо от вредного действия солнца и чтобы дождь не смыл краску с их лиц; увеличивали объем волос, чистили зубы, туго зашнуровывали корсеты, чтобы добиться «осиной талии», надували губы и, как всегда, шокировали поборников высокой нравственности и священников.
Герард Терборх - Дама за туалетом, 1660 г.Необходимая лилейная белизна лица, шеи и груди достигалась с помощью свинцовых белил, представлявших собой белый свинец, смешанный с уксусом, которые наносили на кожу. Впоследствии это приводило к высохшей коже, белоснежным волосам, нарушениям работы желудочно-кишечного тракта и параличу. Воинственный розовый, коралловый и вишневый цвет щекам и губам обеспечивал фукус — красная краска, которую получали из марены или гематита. Фукус использовали еще римские женщины, но их краска, как видно по названию, изготавливалась из безвредных морских водорослей, тогда как лучший фукус в Англии, который давал приятный и стойкий красный цвет, получали из кристаллического сульфида ртути. Более безопасными и, наверное, не менее долговечными были румяна и помада, изготовленная из кошенили, белка сваренного вкрутую яйца, молока зеленых смокв, квасцов и аравийской камеди.
Те женщины, которые стремились придать своей коже мраморный оттенок и при этом опасались преждевременного старения, использовали «белый фукус», поскольку он был менее опасен, хотя и не столь эффективен. Его изготовляли из жженых челюстных костей свиньи или кабана и просеянной земли и наносили вместе с маслом из белых семян мака. Большинство косметических средств наносили толстым слоем вместе с белком яйца, что создавало эффект легкой полировки и делало кожу похожей на гладкий мрамор. При этом не стоит забывать, что множество женщин страдали дефектами кожи вследствие перенесенной оспы и стремились скрыть их с помощью обильной косметики. Краска для век, представлявшая собой сульфид сурьмы (khоl), использовалась еще египтянками, а вот обычай использовать белладонну, чтобы расширить зрачки и добиться «бархатного» взгляда, был относительно новым и, вероятно, пришел из Венеции. Для подведения глаз активно пользовались палочками из древесного угля - прообразами современных карандашей.
Кстати, именно в семнадцатом веке в помощь женщинам была изобретена пудра, которая делалась из рисовой муки и стоила баснословно дорого. С ее помощью маскировали не только недостатки кожи, но и седину (так, герцогиня де Монпансье, будучи относительно светловолосой, активно прибегала к этому средству, чтобы «улучшить» рано начавшие седеть волосы). Кроме того, пудру смешивали с яичным белком и наносили на лицо очень густым слоем – чем толще, тем лучше. Чуть позже появились мушки – кусочки черного и красного пластыря, которыми прикрывали оспинки на лице и подчеркивали белизну кожи.
Туалетный набор, Германия, 1695 г.Чтобы превратиться в модных блондинок, дамы высветляли волосы, разложив их на полях полой шляпы, и часами сидели на солнце в ожидании золотистого оттенка. Волосы также обесцвечивали с помощью обожженного свинца и серы, смешав их с негашеной известью. После нанесения смеси ее оставляли на пятнадцать минут и затем смывали, в результате волосы приобретали золотисто-рыжий цвет. Считалось, что кожа не страдает от подобных манипуляций, а цвет сохраняется долгое время. Менее радикальным способом окрашивания волос было промывание водой, полученной из меда, «которая имеет глубокий красный цвет и прекрасно справляется с задачей, но вместе с тем слишком сильный запах необходимо смягчать ароматическими веществами». Впрочем, был еще один вариант: постоянно смачивать волосы квасцами или промывать отваром из куркумы, ревеня, коры барбариса или свидины кроваво-красной (кустарник семейства кизиловых).
Если же природный цвет волос был черным или темно-каштановым, то единственным средством приблизиться к идеалу было купоросное масло. С его помощью можно было добиться восхитительного каштанового или золотисто-рыжего цвета, но при неосторожном обращении существовала опасность остаться без волос и с ужасными шрамами. Правда, если смазать лысину луковым соком и подставить под солнечные лучи, то очень скоро на ней появятся волосы. Еще сведущие люди советовали испробовать действие миртовых ягод, а смесь из масла, золы и земляных червей предупреждала поседение. На худой конец, против облысения и седины можно было бороться с помощью париков, которые отнюдь не были исключительной прерогативой мужчин.
Прототипом современной косметички – маленькой сумочки с ароматными дамскими хитростями – был футляр-несессер с красками и инструментами для ухода за лицом. Эти футляры считались признаком богатства.
Дорожный несессерКосметические средства свободно продавались в многочисленных парфюмерных магазинчиках, но даже в провинции, где парфюмеры были редки, женщины прекрасно обходились подручными средствами. Для кожи лица и тела – пальмовое масло, для рук – мятное масло, для волос – майорановая мазь. Вместо дорогой рисовой пудры употреблялась смесь мела со свинцовыми белилами. Румянами служили винные дрожжи и охра. Ресницы и брови подводились грифелями и сажей. Косметика применялась согласно принципу «чем больше, тем лучше», а духами орошали не только волосы, тело и одежду, но даже (как ни странно) яства.
Коробочка для духовЕсли верить «желтой прессе», то Людовик XIV уделял большое внимание не только одежде, но и этой сфере придворного бытия. Именно он ввел моду на пудру и составил так называемую «карту нежности», где было самым подробным образом расписано, какие оттенки следует придавать губам, щекам, носам, шеям и векам прекрасных дам, где именно приклеивать мушки и т.д.
Маникюрный наборПридворная мода порождала огромный спрос на косметику и парфюмерию, а спрос, в свою очередь, стимулировал предложение. В прованских городах (Грасс, Ницца, Канны) в ХVII веке было налажено промышленное производство духов, благовоний, мыла и косметики, хотя значительная часть их по-прежнему изготавливалась собственноручно в домашних условиях. В Париже вовсю процветала торговля пахучими мазями, кремами, духами, помадами, румянами, белилами, пудрой и прочей косметической продукцией. Вслед за Францией косметический бум охватил всю Европу, и потребовалась Великая Французская революция, чтобы на смену «штукатурке» пришла мода на естественный цвет лица и минимум искусственной красоты.
Николя Лармессен (Nicolas de Larmessin II, 1638-1694 гг.)
Костюм парфюмера из серии "Гротескные костюмы)Салон красоты конца 17 века