Отправлено: 08.11.12 17:59. Заголовок: Французские амазонки семнадцатого века
Эта галерея всадниц не претендует на оригинальность, поскольку многие из портретов уже встречались в нашей Библиотеке. Не претендует она и на полноту. Но зато позволяет получить неплохое представление о том, как менялся костюм для верховой езды в течение 17 века.
Почетная честь открыть Галерею Амазонок предоставляется Ее Величеству Анне Австрийской, конный портрет которой хорошо известен. Королева восседает верхом на лошади в парадном платье, единственная защита от стихии - зонтик в руках пажа.
Жан де Сент-Иньи, Анна Австрийская с пажом, 1630-40 годы
Гравюра по мотивам портрета Сент-Иньи.Другая королева - Христина Шведская, потрясла Францию, прибыв ко двору с гардеробом, более напоминающим мужской, чем женский. Комплимент, сделанный Христиной мадемуазель Олимпии Манчини, и предложение поскорее поженить "эту юную пару, так подходящую друг другу" привели к тому, что вслед за мадемуазель Манчини, на следующий день отправившейся на охоту в мужском казакине а-ля-Христина, французские амазонки всерьез начали перенимать мужскую моду для верховой езды.
Себастьян Бурдон, портрет Христины Шведской, 1653 г.Впрочем, мода эта не сразу сделалась повсеместной: в начале шестидесятых многие дамы еще предпочитали выезжать в платье и при полном параде, о чем свидетельствуют парные портреты французской аристократии кисти Гонсалеса ван де Кока:
И все таки, мужской казакин торжествует - ведь его носит сама королева Мария-Терезия!
Шарль Лебрен, Людовик XIV и Мария-Терезия в Сен-Жермене, 60-е годы
Мария-Терезия - повтор портрета Анны Австрийской, но мода уже требует от дам шляпы и жюстокора, как у мужчин.
Франс ван дер Молен, Королевский двор в Фонтенбло, 1669 г.
Франс ван дер Молен, Королевская охота в Венсене, 1669 г.Впрочем, на парадных портретах многие знатые дамы по-прежнему предпочитают охотничьему платью платье придворное.
Франсиско Риси, Мария-Луиза Орлеанская, дочь Генриетты-Анны и Филиппа I Орлеанского, вышедшая замуж за короля Испании, 1679 г.И все таки, удобное мужское начало торжествует. Жюстокор, пришедший на смену казакину, свободная легкая юбка, банты, кружевные шарфы, пояса и шляпы с плюмажем - охотничий костюм конца 17 века мало чем отличается от "амазонок" 18 и 19 веков.
Франц ван дер Молен, Графиня де Суассон на фоне Венсенского замка, конец 1670-х годов.
Елизавета-Шарлотта (Лизелотта) Баварская, герцогиня Орлеанская, принцесса Палатинская, гравюра конца 1670-х годов.
Конный портрет Луизы-Бенедикты де Бурбон, герцогини Мэнской
И снова принцесса Палатинская, но уже в однотонном жюстокоре по моде восьмидесятых-девяностых годов, с небрежно завязанным на шее "стейнкерком".
Анна-Мария Орлеанская, герцогиня Савойская, конец 1690-х годов
Франс ван де Молен, Королевская охота в Медоне, конец 1690-х годов
Мария-Аделаида, герцогиня Бургундская, отправляется на соколиную охоту, 1700-е годы
Деталь, позволяющая рассмотреть охотничьи платья дофины и ее спутниц - на смену пестрой юбке и расшитому жюстокору приходят однотонные ансамбли.
Мария-Луиза-Елизавета Орлеанская, герцогиня Беррийская, в охотничьем костюме, 1710 год.
Отогнутые цветные лацканы, как у военного мундира, треуголка - можно подумать, что очаровательная герцогиня отправляется не на охоту, а на войну!
Ее сестра, Елизавета-Шарлотта Орлеанская, герцогиня Лотарингская, 1715 г.К концу Великого Царствования дамский костюм для верховой езды окончательно становится однотонным и, несмотря на явно мужской верх, снова начинает напоминать платье, в которое со временем превратится.