Век XVII - от начеса до наколки или Краткий обзор того, что носили на головах прекрасные дамы
Юрлю-берлю (франц. hurluberlu или hurlupe) - в 70-х гг. 17 в. прическа, состоящая из отдельных
небольших крутых локонов, симметрично уложенных рядами, с боков их поддерживали с помощью лент, а сзади, по плечам укладывали два локона.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Есть в сети чудеснейший сайт Grand Ladies - обширная и постоянно пополняющаяся подборка исторических портретов знатных дам всех времен и народов (ну, по крайней мере, цивилизованных стран Европы XV-XIX веков). Сайт этот давно и регулярно служит для меня источником полезнейших открытий, но вот беда, понахватавшись там и сям всяческих оккультных знаний, я начала замечать на нем ошибки. История вопроса такова: в ключевых словах под одним из портретов мадам де Монтеспан наткнулась я на загадочный термин: hurluberlu. Удивилась неизвестному, полезла искать и обнаружила, что это название прически, модной при французском дворе в семидесятые годы 17 века (см. эпиграф). ОК, сказала себе блондинка, юрлю-берлю, так юрлю-берлю, едем дальше. А дальше красивое словцо стало попадаться сплошь и рядом, причем под совсем не похожими на первый портрет прическами. А когда я увидела его в подписи к портретам, явно написанным до семидесятых годов, меня взяло в тиски тяжкое сомнение. Блондинка полезла в сеть, и вот плоды сего ползанья. А вдруг пригодится кому, ну мало ли, как оно бывает.
Итак, приглашаю желающих в некраткую экскурсию по локонам, пучкам и челкам.
Мода, как известно, редко придерживается календаря. Семнадцатый век наступил, а во Франции Генриха Четвертого все еще царствовала пышная испанская мода на высоко взбитые прически, обильно украшавшиеся драгоценностями, перьями и лентами (головные уборы тоже были, но их мы не рассматриваем, хотя в ту пору они считались неотъемлемой частью дамской куафюры).
Франс Порбус, портрет Марии Медичи, 1605 г.
Рубенс, портрет Шарлотты де Монморанси, 1610 г.Однако во Франции наставала эра великих перемен в парикмахерском искусстве, и на смену прежней моде шли новые прически. Женщины еще долго продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики, но с 20-х годов с изменением деталей костюма, в частности форм воротников, прическа радикально меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным.
Прически с челкой "гарсетт" (слева так называемый "буффон" - сильно взбитые локоны)В прическах, носимых ранее, оставался открытым лоб; теперь появляется короткая челка из легких, маленьких локончиков – «стружки», или «штопорчики», в виде бахромы. Эта игривая короткая челка получила название «гарсетт» («девчонка»). Боковые средней длины пряди завивались в пышные локоны («туф»). Впрочем, другие источники называют туфом пышный пучок, в который собирались волосы на затылке.
Появление этой прически приписывают королеве Марии Медичи, любившей носить подобные челки, однако лично я не отыскала ни одного портрета королевы Марии с легкомысленной челочкой, зато ее невестка Анна Австрийская и другие дамы той поры охотно стригли локоны на лбу.«Широкие» прически быстро распространились по всей Европе. Боковые пряди туго завивали и при помощи каркаса плотно закрепляли около шеи. В таких прическах затылочные пряди убирали в разнообразные пучки из кос, жгутов, имевших плоскую форму. Однвоременно распространяются и прически с поперечным пробором, которые разделяли волосы на две части: лобная выстригалась короче, завивалась при помощи пара, наподобие примитивной «шестимесячной» завивки; другая, теменная, укладывалась в небольшой конусообразный пучок, украшенный у основания лентами или нитями жемчуга. С боков свисали локоны (серпенто).
В конце правления Людовика XIV женщины стали носить компактные прически «ан буффон». Тугие локоны плотной массой обрамляли лицо, игривая челка из мелких, легких завитков закрывала большую часть лба. Волосы на затылке заплетались в косу и укладывались в плоский плотный пучок в виде улитки или раковины. «Буффоны» (смешные локоны) носили с шиньонами плоской формы в прическе «кульбит».
Ван Дейк, портрет Маргариты Лотарингской, второй жены герцога Гастона Орлеанского, ок. 1634 г.
Петер, Данкерс, портрет Цицилии Ренаты Австрийской, королевы Польши, 1642 г.
Пышность локонов на висках обеспечивалась с помощью жесткого каркаса. С одного бока свисает косичка с бантиком – так называемый «мусташ» (ус) или «локон любви».
Прически 1620-1640 годов, вид сзади: челки "гарсетт", локоны "серпенто", пучки "кульбит".Еще одна прическа, модная в Европе в эпоху Людовика XIII - "тортье" (волнистая). Большую часть волос дамы укладывали на затылке в пучок, а длинные волосы по бокам завивали от корней в небрежные локоны или волны. Челка отсутствовала.
Ван Дейк, портрет Марии-Луизы де Тассис, 1634 г.
Ван Дейк, портрет леди Поликсены, ок. 1630 г.«Детский период» короля Людовика XIV отразился на женских прическах так же, как и на мужских. Невзирая на возраст, все дамы «помолодели». Они стали носить простые детские прически из завитых локончиков по всей голове, а также распущенные по плечам локоны, подвязанные лентой вокруг головы, называемые «аль анфан» («по-детски»).
«Гарсетты» и «туфы» перестают пользоваться успехом у дам. С распространением мужской прически типа «а-ля Каденетт» в дамских прическах тоже появляются отдельные «любовные» локоны. Эта пушистая завитая прядь получила название «мусташ» - «ус». Конец ее завязывался бантом.
Герцогиня де Лонгвиль. Из книги "Знаменитые женщины Франции"С середины века (1650-1660) форма причесок меняется. Они отличаются изяществом и легкостью. В моду входит прическа маркизы Севинье, получившая впоследствии ее имя. Они представляла собой завитые длинные локоны, связанные пучками над ушами на разной высоте. Лоб обрамляла еле заметная легкая челка. Волосы затылка покрывались небольшой шапочкой, или чепчиком («бонне»), или шляпкой с пером наподобие испанского тока, или кружевной наколкой из легкого гофрированного газа, шелка или бархата. Завивка в прическах была различной, но в прическе типа «мадам Севинье» предпочитали «английские» романтические локоны.
Прическа "севинье", как и все прически той эпохи, имела разные вариации и модификации, изобретавшиеся камеристками знатных дам.
Себастьян Бурдон, портрет графини Эббы Спарра, 1652-53 гг.
Джон Райт, портрет Сюзанны Гамильтон, 1662 г.
Неизвестный художник, портрет Генриетты-Анны Стюарт, герцогини ОрлеанскойКоролева Анна Австрийская ввела в моду прическу, получившую название «фейерверк»; в ней королева изображена на многих портретах. Волосы спереди укладывались плоско; сзади, завитые в локоны, собирались высоко на затылке в массивный пучок. На плечи спускались змеевидные, штопорообразные локоны. Именно эта прическа фигурирует на большинстве парадных портретов 1650-1660 годов.
Шарль Бобрен, портрет Клер-Клеманс де Майе-Брезе, 1656 г.
Неизвестный художник, портрет Мари Жанны Батисты Савойской, ок. 1660 г.В 1660 году в моду входит новая прическа – «Манчини».
В российских источниках ее принято называть "прической Марии Манчини", поскольку это единственная из сестер Манчини, более или менее известная массам благодаря романам Дюма, французскому кино и мюзиклу "Король-Солнце". На самом деле Мария Манчини не играла особой роли при дворе даже во время своего недолгого взлета, а в 1660 году, по случаю женитьбы Людовика XIV на испанской инфанте и вовсе была персоной "нон-грата", которую быстро спровадили в Италию. Прическа вошла в моду благодаря ее старшей сестре Олимпии, графине де Суассон, обер-гофмейстерине королевы Марии-Терезии, принцессе Савойского дома и просто блистальной светской даме, близкой подруге короля. Прическа "Манчини" заключалась в том, что ее волосы над ушами завивались в мелкие локончики, взбивались и укладывались двумя огромными полушариями наподобие розеток, прикрывавшими уши. Здесь был прямой пробор, а также один или два змеевидных локона, свободно спадавших на спину или плечи. Эти локоны, со временем сделавшиеся более длинными и толстыми, чем их предшественники "серпенто" (фр. "змейки"), получили название "ля драгонн" ("драконесса").
Прическа "манчини" неоднократно видоизменялась, зачастую теряя локоны вовсе. Надо сказать, что она была успешно экспортирована Марией и Гортензией Манчини в Рим, где пользовалась куда большим успехом, чем во Франции. Отыскать ее на портретах знатных итальянок легче, чем у французских портретистов.
Миниатюрный портрет Гортензии Манчини, выполненный в XIX веке
Якоб Фердинанд Фут, портрет Марии Ортенсии Биска дель Драго, 1670-1680 гг.И вот, наконец, мы добрались и до семидесятых годов, когда в истории моды произошло поворотное событие, навсегда изменившее мир женских причесок. Появилась стрижка haute couture. Сделаю маленькое отступление: до шестидесятых годов семнадцатого века во Франции (да и нигде в Европе) не было профессиональных парикмахеров. Дам и кавалеров причесывали их слуги и служанки. Только в шестидесятых годах король Людовик XIV выдает первые патенты на оказание куаферных услуг (Франция всегда была чудовищно бюрократической страной, да и традиции цехов и гильдий были в то время еще весьма сильны, так что без королевского патента заниматься профессиональной деятельностью в Париже в ту пору было сложновато). Так что сцена знакомства главной героини с герцогиней де Монпансье из романа "Анжелика" (любезная Анжелика предлагает герцогине услуги своей служанки, иначе Великой Мадемуазель грозит участь явиться на королевскую свадьбу нечесаной - коварный маркиз де Вард успел первым захватить единственного парикмахера в маленьком провинциальном городке) явно притянута за уши и опережает время как минимум на добрый десяток лет.
Первый куафер, некто Шампань, быстро сумел превратить свое дело в престижное, а себя - в капризную звезду а-ля-Зверев. Вслед за ним в Париже стали появляться и другие модные парикмахеры мужского и женского пола, хотя дам преимущественно причесывали женщины. Открываются первые "салоны красоты", где красиво причесаться могут не только (и не столько) светские дамы, к которым парикмахеры, все же, чаще приходили на дом, но и состоятельные горожанки, преданно копирующие модные прически двора. Первоначально моду на укладки и прически диктуют фаворитки короля, но в 1671 году происходит настоящая революция: мадемуазель Мартен, владелица модного парикмахерского салона в Марэ, умудряется в считанные дни сделать модной собственноручно придуманную ею прическу. Более того, она полностью отказывается от всяких головных уборов, лент, вуалей и прочих аксессуаров, составлявших досель понятие "куафюры", и заставляет своих клиенток появиться в свете с непокрытой головой, украшенной только собственными волосами.
Мадам де Севинье в своих письмах к дочери оставила весьма красочное описание этой маленькой, но воистину эпохальной революции:
18 марта 1671 г.
Госпожа герцогиня де Невер появилась с совершенно смехотворной прической, хотя, ты же знаешь, как правило, мне нравятся необычные фасоны причесок. Мартен решила создать новую куафюру и - остригла ей волосы накоротко! Она обкорнала герцогиню и накрутила ей волосы на бумажные папильотки, так что ей пришлось страдать и мучиться целую ночь. Ее голова похожа на маленький круглый кочан капусты - совершенно ничего по бокам. Мой бог, это самое смешное зрелище, какое только можно представить.
1 апреля 1671 г. Эти растрепанные (heuluberlu) головы чрезвычайно меня забавляют.4 апреля 1671 года. Недавно я писала тебе о новой прическе мадам де Невер, а теперь Мартен активно распространяет эту моду... Вчера я видела герцогиню де Сюлли и графиню де Гиш, и должна признать, что головки их выглядят очаровательно. Эта прическа просто создана для тебя, ты будешь выглядеть настоящим ангелом. К тому же, ее так легко укладывать... Теперь представь себе: волосы изящно разделяются пробором буквально в паре дюймов от пучка, волосы по обе стороны пробора подстригаются ступеньками и закручиваются свободными локончиками, которые заканчиваются всего на дюйм ниже уха. И все это выглядит так молодо и прелестно - будто два букета локонов с каждой стороны. Но не стриги волосы слишком коротко, потому что для кудрей требуется много волос. Некоторые дамы уже столкнулись с этой проблемой в назидание другим. Прическа украшается лентами обычным способом, и сзади оставляется длинный локон, иногда спускающийся на шею. Не знаю, хорошо ли я все объяснила. Надо будет велеть изготовить куклу с этой прической и послать тебе.
Чувствуете, как меняется тон писем буквально в считанные дни? Та самая мадам де Севинье, которая уверяла, что король при виде новой прически буквально "согнулся пополам от смеха", которая окрестила новую стрижку "художественным беспорядком" и считала, что дамы, пожертвовавшие ради новой моды своими волосами, выглядят, как уличные сорванцы, буквально через месяц советует дочери не отставать от модной тенденции. Правда, она еще будет обсуждать юрлю-берлю со своей подругой, графиней де Лафайет, и придет к выводу, что столь "моложавый" стиль не годится для серьезных, элегантных и, увы, немолодых дам вроде нее (да-да, в семнадцатом веке старость начиналась с 35 лет). Но в конце концов сдастся и даже позволит запечатлеть себя на парадных портретах с короткой стрижкой.
Необычная, воздушная и легкомысленная стрижка, с легкой руки мадам де Севинье названная "растрепой", быстро завоевала Францию и сопредельные страны. Быть может, потому, что ее рекламировали такие популярные дамы, как герцогиня де Лавальер и маркиза де Монтеспан? Великолепная Атенаис сразу оценила прелесть пушистых кудряшек, весело прыгающих вокруг ее прекрасного лица. Так или иначе, новая прическа буквально за сутки стала сенсацией, и дамы, по словам все той же Севинье, не говорили ни о чем другом. В 1677 г. она отослала дочери детальное описание королевской фаворитки мадам де Монтеспан, появившейся на большом приеме в Версале "с непокрытой головой и тысячью кудряшек", заметив, что "блистательная краса Атенаис вскружила голову всем послам".
Школа Пьера Миньяра, портрет мадам де Маонтеспан, 1670-1680 гг.
Жан Нокре, портрет Луизы де Лавальер,
Карло Череса, портрет Анны Чечилии Висконти, 1672 г.
Себастьяно Бомбелли, портрет графини Джустины Колонна Риккати, 1674 г.
Французская школа, портрет женщины с черным пажом, ок. 1673 г.
Школа Миньяра, портрет маркизы Франсуазы-Маргариты де Севинье, 1670-1680 гг.]
Портрет мадам де Севинье, выполненный уже после ее смерти, возможно, с неизвестного оригинала.
На портрете - более поздняя модификация юрлю-берлю с двумя локонами, ниспадающими на плечи]
Якоб Гюйсманс, портрет придворной дамы королевы Екатерины Браганца
Анри Гаскар, портрет Барбары Вильерс, герцогини Кливлендской
Студия Питера Лели, портрет Марии Моденской, герцогини Йоркской, 1673 г.Ну вот, теперь, когда загадочная "юрлю-берлю" перестала быть тайной, осталось напомнить о двух последних "крупных" прическах семнадцатого века, оставивших свой след в истории. Обе они названы в честь королевских фавориток.
В 80-х годах появляется новая прическа, которая пользуется популярностью в течение последующих тридцати лет. Возникновение ее предшествовала чистая случайность и экстравагантный характер восемнадцатилетней мадемуазель Анжелики да Фонтанж. У нее во время королевской охоты ветер растрепал прическу. Находчивая красавица оторвала подвязку, украшенную драгоценностями, и завязала ею свои прекрасные белокурые волосы в пучок на макушке. Король похвалил импровизированную прическу, и все придворные дамы последовали примеру фаворитки.
Но всеобщее признание прическа «фонтанж» получила после смерти ее изобретательницы. Появилось множество вариантов этой прически, на различный манер. Прическа типа «фонтанж» представляла нагроможденные высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами и поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков-штопоров, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. Герцог Сен-Симон в своих мемуарах высмеял очередное увлечение дам как безумие, охватившее все слои женского населения. Он характеризовал прическу, как высокое, многоэтажное каркасное сооружение из волос, проволоки, массы лент и кружев. Своей высотой прическа нарушала пропорции фигуры, увеличивая рост – лицо было как бы в середине.
Пьер Миньяр, портрет Марии-Терезии де Бурбон, принцессы Конти, 1680-е годы]
Франсуа де Труа, портрет Франсуазы-Мари де Бурбон, мадемуазель де Блуа, 1692 г.Со временем размеры этой прически уменьшились. Она стала ниже и компактнее, получив название «удобная». Так как локоны не могли удержаться на определенной высоте, то применяли проволочные каркасы или украшения. Прическа распространилась по всей Европе и даже в России.
Часто путают прическу «фонтанж» с чепчиком того же названия. В прическе волосы завивались в мелкие локоны и укладывались на туго накрахмаленные кружева или плотно поэтажно. Фантазия модисток в расположении рюшей, полосок газа, кружев и изобретательность парикмахеров в прикреплении к остову прически завитых локонов способствовали появлению более сотни вариантов прически «фонтанж», со всевозможными курьезными названиями, которые в большинстве случаев абсолютно не соответствовали ни форме, ни названию. Волосы украшались цветами и пудрились. В 1680 году самой модной считалась прическа типа «палисадник». Скорее, это был головной убор из массы постижей и лент.
Для более длительного сохранения прически парикмахеры использовали растопленный бараний жир, яичные белки, всевозможные ароматические помады и масла. Постепенно все прически, перегруженные украшениями, превратились в головные уборы. Это дало возможность иногда использовать искусственные пряди, заранее пришиваемые к чепцам, наколкам, токам. Кроме перечисленных причесок носили самые разнообразные их варианты, но силуэт оставался неизменным – локоны в виде завитой бахромы над ушами, остальные волосы собраны в тугие пучки наподобие «баранок» или «корзинок».
Эволюция прически "фонтанж":
Фонтанж "герцогиня", модный в 1682-83 годах, в 1685-86 гг. сменился более причудливой версией - "султанша" (здесь - с шарфом),
По мере того, как росло количество кружевных оборок и бантов, дамам приходилось укладывать сию сложную конструкцию с помощью яичного белка.
К 1695 г. конструкция сделалась узкой, высокой и относительно легкой, при этом сзади на шею спускались длинные складки кружева. Лоб украшали кокетливые завитки.
Разные формы чепцов, украшенных лентами (кульбютт) и открывавших уши.
На придворных балах дамы носили прически "фонтанж" без чепцов, украшенные драгоценностями и бантами ("осами" и "бабочками").
К концу 17 века термин "фонтанж", как видно на этой гравюре, означал уже не прическу, а ступенчатую наколку-чепец с наклоном вперед.").В последние годы царствования короля Людовика XIV стали носить строгие, гладкие прически, расчесанные на прямой пробор, с пучками на затылке. Эту прическу ввела в моду мадам Ментенон, славившаяся своей набожностью. Прическа получила название «смирение».
Иногда аристократки располагали короткие пряди надо лбом, завивая их в крохотные «рожки», укладывая кокетливо с каждой стороны лба, над бровями. Женщины низших сословий носили прически из завитых волос, повторяя силуэты причесок аристократок, только менее декоративные, выполненные менее затейливо. Наиболее распространенными были силуэты причесок «смирение» и «фонтанж».
Неизвестный художник, портрет маркизы де Ментенон (по мотивам портрета Пьера Миньяра)
Тереза Кунигунда Собесская, супруга электора БаварскогоНу и напоследок осталось только заметить, что многие из причесок семнадцатого века пережили внезапное возрождение в веке девятнадцатом. Прическа "севинье" была безумно популярна во всех ее разновидностях. Юрлю-берлю тоже иногда встречается на портретах, но много реже.
]
Ф.Х. Винтерхалер, портрет Виктории-Августы Антуанетты Сакс-Кобургской, герцогини де Немур, 1840 г., прическа "севинье"
Винтерхалер, великая герцогиня Александра Иосифовна, 1859 г., прическа "ментенон"
Кристина Робертсон, портрет будущей царицы Марии Александровны, 1850 г. - прическа "манчини"
Жозеф Форюне Лейро, портрет Марии Пии ди Савойя, королевы Португалии - прическа "юрлю-берлю"
Отредактировано Олимпия де Суассон (2017-03-05 19:43:57)