История Развития Этикета: Факты
Введение
Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого
общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного
сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь максимально
приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и
нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.
Стремление вести себя прилично замечено ещё до появления письменности.
В "Одиссее" Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются
правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения,
приём чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило
исключит себя из своей социальной группы.
История этикета тесно связана с историей человеческого общества.
Первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между
египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим.
Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте
не врага, а союзника, поэтому он заключает мир , условия которого были
выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым
проявлением дипломатического этикета. И неслучайно , что первые проявления
регламентированных отношений появлялись в "горячих точках" человеческих
взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет. Древние греки,
придавая большое значение межгосударственным отношениям, развили
дипломатический этике, насытив его огромным количеством сложных ритуалов.
Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия создаёт вокруг
себя сложный церемониал с большей или меньшей степенью торжественности. И
только потом формируется общегражданский этикет, который сродни
придворному, но гораздо проще.
В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по
правилам поведения для священнослужителей и монахов "Дисциплина
клерикалис", и на её основе впоследствии составлялись пособия по
гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.
Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя
облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века. Взлёт искусств,
характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение
изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет,
- всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития,
блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17
века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.
В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же
существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его,
сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В
основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение
низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть
главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения
главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе
была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя,
царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры
и общества, и Пётр 1, расширяя границы общения России с другими
государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717
году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому
обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран
Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими
национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём и мечём искоренял
патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя (как правило,
в купеческом и крестьянском сословиях) ещё долго соседствовали с
европейскими правилами ( в основном, на неофициальном, семейном уровне.
Вспомним для примера хрестоматийную Катерину из "Грозы" Н. Островского). В
наше время русский этикет ассоциируется, скорее, с дворянским сословием,
где многочисленные гувернёры и учителя прививали должные манеры с ранних
лет.
Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила
все сферы жизни, и этикету тоже здорово досталось. Было искоренено понятие
этикета как обязательной категории. Подчёркнуто галантное обращение
подавались с определённой долей иронии, считалось излишеством. Конечно,
постепенно правила хорошего тона стали возвращаться как неизбежная часть
человеческого существования, но основы сильно пострадали.
Античный мир
Древняя Греция
Греческий полис (polis) — город-государство и римский цивитас
(civitas) — община обеспечивали полное развитие гражданских, физических,
творческих возможностей свободных граждан, что и определяло нормы поведения
в обществе. В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных
ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться
первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы
этикета.
Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах и гимнасиях
(спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору
(рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи.
Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня.
Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной
стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться ночью в
сопровождении рабов-факелоносцев. В течение дня мужчины обычно принимали
участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в
мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из
дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от
солнца, рабы — складной стул.
Одежда в Древней Греции
Одежда у греков была очень простая. Основным видом мужской и женской
одежды был хитон. Хитон — это до колен или ниже платье, стянутое на талии
поясом. Хитон мог быть с рукавами или без рукавов и скреплялся на плече
пряжкой. Поверх хитона мужчины надевали гиматий (длинный плащ), а женщины —
пеплос (длинный плащ с капюшоном). Мужчины носили еще короткий плащ —
хламиду, которая прикреплялась к одежде застежками. Материалом для
изготовления одежды служили шерсть и лен. Головной убор надевался только в
дорогу. Мужчины носили войлочную шапку типа колпака и шляпу с широкими
полями. Обувью для греков служили сандалии и войлочные или кожаные сапоги,
зашнурованные спереди. Сложные женские прически укреплялись шпильками из
драгоценных металлов и камней. Кроме богато украшенных поясов, женский
туалет дополняли драгоценности: серьги, браслеты, диадемы.
Спорт, бани в Древней Греции
Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно
связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось о поддержании
здоровья, в частности о гигиене. Поэтому в крупных городах существовали
общественные бани. В баню греки приходили через день, в сопровождении
рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки.
Горячую ванну принимали в круглом чане; после нее следовали холодные
купания. Существовали также парильни с сухим горячим воздухом. Греческие
спортивные состязания, в частности Олимпийские игры, посвящались богам и
героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый философ,
как Платон в молодости прославился как кулачный боец.
Торжественная трапеза в Древней Греции
Трехразовое питание в Греции предполагало наличие двух завтраков и
обильного обеда. Обед устраивался в вечернее время. На пир приглашались
друзья, которым присылались приглашения через вестников-рабов. Приглашенные
могли привести на пир своих друзей. Случалось, что к обеду приходили
граждане, которых никто не приглашал — паразиты. Непрошеных гостей не
принято было выгонять, но к ним относились с презрением. За стол садились
строго в назначенное время, не дожидаясь опоздавших. Пиры устраивались
только на мужской половине дома. Так как аккуратность считалась признаком
вежливости, то у входа все снимали обувь, рабы омывали гостям ноги,
предлагали принять ванну и умаститься благовониями. Еда расставлялась на
столах, вокруг которых в форме подковы размещались ложа. Ложе было высоким,
покрывалось красивым одеялом. На нем могли расположиться двое гостей спиной
друг к другу. Обедали в положении полулежа, опираясь левым плечом на
подушку или валик. Хозяин дома располагался в центре. Самым почетным
считалось место справа от него. Ели руками, вытирая пальцы тестом или
мякишем хлеба. Ложка полагалась только для жирной пищи. Обед начинался с
закусок, возбуждающих аппетит. Далее следовали перемены из мяса, рыбы,
зелени и соусов. По окончании трапезы совершали омовение рук и приносили
жертвы богам вином. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и вина.
Это было началом симпосиума (симпозиум — философская беседа с вином).
Лучшие вина с острова Лесбос, Самос и Хиос смешивались с водой в пропорции
один к трем. Пить неразбавленное вино считалось неприличным, подобающим
лишь варварам. Во время обеда велись важные и интересные беседы. На
симпосиум приглашались флейтистки и акробаты для развлечения.
Проксения
Важнейшими чертами общественной жизни греков были дружелюбие и
гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство
превращалось в институт проксении — прообраз дипломатической службы. При
переезде из своего отечества грек оказывался чужаком в соседнем
государстве. Проксены (представители Афинского государства в других
полисах) защищали их интересы, предоставляя им жилье, ссужая их деньгами,
обеспечивая удобства и создавая им привычную среду. За свою службу проксены
получали ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они оказывали эти
услуги.
Древний Рим
Общественная и деловая жизнь в Риме проходила в основном на Форуме и
Марсовом поле. В Риме и других крупных городах граждане ходили пешком,
передвигались на носилках, которые несли на плечах 6-8 рабов, или в
повозках, запряженных мулами. Римские гра