Король-Солнце - Le Roi Soleil

Объявление

    ГостямСобытияРозыскНавигацияБаннеры
  • Добро пожаловать в эпоху Короля-Солнца!

    Франция в канун Великого Века, эпохи Людовика XIV, который вошел в историю как Король-Солнце. Апрель 1661, в Фонтенбло полным ходом идет празднование свадьбы Месье и Мадам. Солнечные весенние деньки омрачает только непостоянство ветров. Тогда как погода при королевском дворе далеко не безоблачна и тучи сгущаются.

    Мы не играем в историю, мы записываем то, что не попало в мемуары
  • Дата в игре: 5 апреля 1661 года.
    Суета сует или Утро после неспокойной ночи в Фонтенбло.
    "Тайна княжеского перстня" - расследование убийства и ограбления в особняке советника Парламента приводит комиссара Дегре в Фонтенбло.
    "Портрет Принцессы" - Никола Фуке планирует предложить Его Высочеству герцогу Орлеанскому услуги своего живописца, чтобы написать портрет герцогини Орлеанской.
    "Потерянные сокровища Валуа" - секрет похищенных из королевского архива чертежей замка с загадочными пометками не умер вместе с беглым управляющим, и теперь жажда золота угрожает всем - от принцесс до трубочистов.
    "Большие скачки" - Его Величество объявил о проведении Больших Королевских скачек. Принять участие приглашены все придворные дамы и кавалеры, находящиеся в Фонтенбло. Пламя соперничества разгорелось еще задолго до начала первого забега - кто примет участие, кому достанутся лучшие лошади, кто заберет Главный приз?
    "Гонка со временем" - перевозка раненого советника посла Фераджи оказалась сопряженной со смертельным риском не только для Бенсари бея, но и для тех, кому было поручено его охранять.
  • Дорогие участники и гости форума, прием новых участников на форуме остановлен.
  • Организация
    Правила форума
    Канцелярия
    Рекламный отдел
    Салон прекрасной маркизы
    Библиотека Академии
    Краткий путеводитель
    Музей Искусств
    Игровые эпизоды
    Версаль
    Фонтенбло
    Страницы из жизни
    Сен-Жермен и Королевская Площадь
    Парижские кварталы
    Королевские тюрьмы
    Вневременные Хроники
  • Наши друзья:

    Рекламные объявления форумных ролевых игр Последние из Валуа - ролевая игра idaliya White PR photoshop: Renaissance
    LYL Реклама текстовых ролевых игр Мийрон Зефир, помощь ролевым

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Библиотека Академии. » История Развития Этикета: Факты


История Развития Этикета: Факты

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

История Развития Этикета: Факты   
     
Введение

      Правила  поведения  возникли  очень  давно,  на   заре   человеческого
общества. Как только люди стали жить вместе, появилась  потребность  мирного
сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь  максимально
приятной от общения  друг  с  другом,  обойти  всевозможные  острые  углы  и
нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.
      Стремление вести себя прилично замечено ещё до появления письменности.
В "Одиссее"  Гомера,  в  египетских  и  римских  рукописях  уже  упоминаются
правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших,  средства  общения,
приём чужаков были строго регламентированы.  Нарушить  эти  правила  значило
исключит себя из своей социальной группы.
      История этикета  тесно  связана  с  историей  человеческого  общества.
Первый  письменный  договор  был  заключён  в  1278  году  до  н.  э.  между
египетским фараоном Рамзесом Вторым и  хеттским  царём  Хаттушилем  Третьим.
Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в  Египте
не врага, а союзника, поэтому он  заключает  мир  ,  условия  которого  были
выгравированы  на  серебряной   пластинке,   которая   и   является   первым
проявлением дипломатического этикета. И неслучайно , что  первые  проявления
регламентированных отношений  появлялись  в  "горячих  точках"  человеческих
взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет.  Древние  греки,
придавая   большое   значение   межгосударственным    отношениям,    развили
дипломатический этике, насытив его огромным  количеством  сложных  ритуалов.
Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия  создаёт  вокруг
себя сложный церемониал с большей или меньшей  степенью  торжественности.  И
только   потом   формируется   общегражданский   этикет,   который    сродни
придворному, но гораздо проще.
      В 1204  году  испанский  священник  Педро  Альфонсо  создал  книгу  по
правилам   поведения   для   священнослужителей   и   монахов    "Дисциплина
клерикалис",  и  на  её  основе   впоследствии   составлялись   пособия   по
гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.
      Классическими  странами  этикета  считаются  Англия  и  Франция,  хотя
облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века.  Взлёт  искусств,
характерный для эпохи Возрождения,  эстетическое  и  умственное  наслаждение
изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры,  моды,  этикет,
- всё это стало живо  интересовать  итальянцев.  Самого  высокого  развития,
блеска, роскоши и строгости этикет достиг при  Людовике  14,  поэтому  с  17
века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.
      В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века.  До  этого  же
существовал  общепринятый   порядок   при   царском   дворе   и   вне   его,
сформулированный в 16  веке  в  кодексе  правил,  названном  "Домострой".  В
основе правил "Домостроя" лежало сословное  деление  общества  и  подчинение
низших высшим, младших  старшим.  В  семье  утверждалась  незыблемая  власть
главы дома над всеми домочадцами и слугами,  и  в  случае  их  неповиновения
главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В  обществе
была создана  строгая  иерархия  подчинённости:  боярину,  наместнику  царя,
царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать  развитию  культуры
и  общества,  и  Пётр  1,  расширяя  границы  общения   России   с   другими
государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России.  В  1717
году выходит книга  "Юности  честное  зерцало  или  показание  к  житейскому
обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных  стран
Европы,  но  преимущественно  Англии,  своеобразно  сочетались  с   русскими
национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём  и  мечём  искоренял
патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя  (как  правило,
в  купеческом  и  крестьянском  сословиях)   ещё   долго   соседствовали   с
европейскими правилами ( в  основном,  на  неофициальном,  семейном  уровне.
Вспомним для примера хрестоматийную Катерину из "Грозы" Н.  Островского).  В
наше время русский этикет ассоциируется,  скорее,  с  дворянским  сословием,
где многочисленные гувернёры и учителя прививали  должные  манеры  с  ранних
лет.
      Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила
все сферы жизни, и этикету тоже здорово досталось. Было  искоренено  понятие
этикета  как  обязательной  категории.   Подчёркнуто   галантное   обращение
подавались с определённой  долей  иронии,  считалось  излишеством.  Конечно,
постепенно правила хорошего тона стали  возвращаться  как  неизбежная  часть
человеческого существования, но основы сильно пострадали.

Античный мир

      Древняя Греция

      Греческий  полис  (polis)  —  город-государство  и   римский   цивитас
(civitas) — община обеспечивали  полное  развитие  гражданских,  физических,
творческих возможностей свободных граждан, что и определяло нормы  поведения
в  обществе.  В  светской  жизни  не  предполагалось  каких-либо  формальных
ограничений, и только в период  поздней  Римской  империи  стали  появляться
первые  признаки  строгой  регламентации  поведения,   складывались   основы
этикета.
      Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах  и  гимнасиях
(спортивных залах и стадионах). Все граждане  стремились  попасть  на  агору
(рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые  встречи.
Здесь  греки  узнавали  новости,  обсуждавшиеся  всю  вторую  половину  дня.
Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с  собой  складной
стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться  ночью  в
сопровождении рабов-факелоносцев. В течение  дня  мужчины  обычно  принимали
участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра  в
мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить  из
дома только в сопровождении  рабов.  Рабыни  несли  за  хозяйкой  зонтик  от
солнца, рабы — складной стул.

      Одежда в Древней Греции

      Одежда у греков была очень простая. Основным видом мужской  и  женской
одежды был хитон. Хитон — это до колен или ниже платье,  стянутое  на  талии
поясом. Хитон мог быть с рукавами или без  рукавов  и  скреплялся  на  плече
пряжкой. Поверх хитона мужчины надевали гиматий (длинный плащ), а женщины  —
пеплос (длинный плащ с  капюшоном).  Мужчины  носили  еще  короткий  плащ  —
хламиду,  которая  прикреплялась  к  одежде   застежками.   Материалом   для
изготовления одежды служили шерсть и лен. Головной убор надевался  только  в
дорогу. Мужчины носили войлочную шапку  типа  колпака  и  шляпу  с  широкими
полями. Обувью для греков служили сандалии и войлочные или  кожаные  сапоги,
зашнурованные спереди. Сложные женские  прически  укреплялись  шпильками  из
драгоценных металлов и  камней.  Кроме  богато  украшенных  поясов,  женский
туалет дополняли драгоценности: серьги, браслеты, диадемы.

      Спорт, бани в Древней Греции

      Греки придавали особое значение физической красоте и  здоровью,  тесно
связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось  о  поддержании
здоровья, в частности о гигиене.  Поэтому  в  крупных  городах  существовали
общественные бани. В  баню  греки  приходили  через  день,  в  сопровождении
рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и  щетки.
Горячую ванну  принимали  в  круглом  чане;  после  нее  следовали  холодные
купания. Существовали также парильни с  сухим  горячим  воздухом.  Греческие
спортивные состязания, в частности Олимпийские  игры,  посвящались  богам  и
героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый  философ,
как Платон в молодости прославился как кулачный боец.

      Торжественная трапеза в Древней Греции

      Трехразовое питание в Греции предполагало  наличие  двух  завтраков  и
обильного обеда. Обед устраивался в  вечернее  время.  На  пир  приглашались
друзья, которым присылались приглашения через вестников-рабов.  Приглашенные
могли привести на  пир  своих  друзей.  Случалось,  что  к  обеду  приходили
граждане, которых никто  не  приглашал  —  паразиты.  Непрошеных  гостей  не
принято было выгонять, но к ним относились с презрением.  За  стол  садились
строго в назначенное  время,  не  дожидаясь  опоздавших.  Пиры  устраивались
только на мужской половине дома. Так как  аккуратность  считалась  признаком
вежливости, то  у  входа  все  снимали  обувь,  рабы  омывали  гостям  ноги,
предлагали принять ванну и умаститься  благовониями.  Еда  расставлялась  на
столах, вокруг которых в форме подковы размещались ложа. Ложе было  высоким,
покрывалось красивым одеялом. На нем могли расположиться двое гостей  спиной
друг к другу.  Обедали  в  положении  полулежа,  опираясь  левым  плечом  на
подушку или  валик.  Хозяин  дома  располагался  в  центре.  Самым  почетным
считалось место справа от  него.  Ели  руками,  вытирая  пальцы  тестом  или
мякишем хлеба. Ложка полагалась только для жирной  пищи.  Обед  начинался  с
закусок, возбуждающих аппетит.  Далее  следовали  перемены  из  мяса,  рыбы,
зелени и соусов. По окончании трапезы совершали  омовение  рук  и  приносили
жертвы богам вином. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и  вина.
Это было началом  симпосиума  (симпозиум  —  философская  беседа  с  вином).
Лучшие вина с острова Лесбос, Самос и Хиос смешивались с водой  в  пропорции
один к трем. Пить  неразбавленное  вино  считалось  неприличным,  подобающим
лишь варварам.  Во  время  обеда  велись  важные  и  интересные  беседы.  На
симпосиум приглашались флейтистки и акробаты для развлечения.

      Проксения

      Важнейшими  чертами  общественной  жизни  греков  были  дружелюбие   и
гостеприимство, переходившие в государственную  обязанность.  Гостеприимство
превращалось в институт проксении —  прообраз  дипломатической  службы.  При
переезде  из  своего  отечества   грек   оказывался   чужаком   в   соседнем
государстве.  Проксены  (представители  Афинского   государства   в   других
полисах) защищали их интересы, предоставляя им жилье,  ссужая  их  деньгами,
обеспечивая удобства и создавая им привычную среду. За свою службу  проксены
получали ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они  оказывали  эти
услуги.

      Древний Рим

      Общественная и деловая жизнь в Риме проходила в основном на  Форуме  и
Марсовом поле. В Риме и  других  крупных  городах  граждане  ходили  пешком,
передвигались на  носилках,  которые  несли  на  плечах  6-8  рабов,  или  в
повозках, запряженных мулами. Римские гра

2

История Развития Этикета: Факты. 2

  Придворный этикет

      С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского  этикета
оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал  королевских  дворов.  Сначала
определенное влияние оказывали испанские  и  бургундские  ритуалы,  затем  с
развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.
      В это время появляются  многочисленные  пособия  по  этикету,  который
становится  настолько  сложным,  что  при  дворах   появляется   специальная
должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей  и
строжайшим образом регламентировавшего  всю  дворцовую  жизнь.  Члены  семьи
монарха  и  придворные  должны  были  в  определенный  час  вставать,  точно
указывалось, кто должен был присутствовать при  одевании  монарха,  подавать
предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было  точно
определено,  как  проходили  церемонии  аудиенции,  торжественных   выходов,
прогулок, обедов, балов.
      Например, при бургундском дворе герцог два–три  раза  в  неделю  давал
публичные аудиенции, где каждый мог вручить  ему  прошение.  Все  придворные
должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны  трона,
а  подле  него   находились   коленопреклоненные   чиновники,   читавшие   и
рассматривавшие прошения.
      Пышные обряды сопровождали рождение, брак  и  смерть  при  королевском
дворе. Чем выше ранг, тем  более  сложным  был  ритуал.  Например,  королева
Франции в течение  года  не  покидала  покоев,  где  ей  сообщили  о  смерти
супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои  были
занавешены и убраны  черным,  и  принцесса,  одетая  в  траур,  должна  была
провести эти шесть недель в  постели.  Покои  для  пребывания  знатной  дамы
после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы  в  этих  комнатах
служили определенным церемониальным целям.

      Право первенства

      Право  первенства  в  придворном  этикете   приобретает   определяющий
характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится  вопросом  жизни
и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы  и
нечаянное, чужого места или вход в комнату  раньше  персоны  более  высокого
ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту  или  иную  услугу
королю. Придворный или посол иностранного государства,  удостоенный  лучшего
места,  считался  занимавшим  более  высокий  ранг,  что  приводило  даже  к
международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской  прогулке
обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и  ее  двора.
Поэтому  все  поведенческие  нормы   были   тщательно   формализованы.   При
бургундском дворе было  точно  предписано,  каким  именно  придворным  дамам
можно было ходить рука об руку и должна ли (и  каким  именно  образом)  одна
другую  поощрять  к  подобной  близости.  Известны  случаи,  когда   строгое
соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней.  При
испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня,  застряв  ногой  в
стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто  не  рискнул  помочь  ей,
чтобы не оскорбить ее  величество  прикосновением  к  ее  ноге.  Когда  двое
придворных все же решились спасти полумертвую  королеву,  то  они  поспешили
немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

    Этикет при французском дворе 17 века

      Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе  Людовика  XIV,
где  стараниями  «короля-солнца»   была   ритуализирована   каждая   мелочь.
Церемонии того времени возносили короля  до  уровня  недоступного  божества.
Утром, при пробуждении короля, на  него  надевали  халат  главный  хранитель
опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то,  кто
какую именно оказывал услугу, но и  их  движения.  Затем  двери  опочивальни
открывались,  и   короля   могли   лицезреть   придворные   высших   рангов,
склонившиеся в глубоком поклоне.  Король  произносил  молитву  и  выходил  в
другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали  представители
высшей знати, в то время как основные  придворные,  имеющие  на  это  право,
лицезрели этот процесс, стоя в  отдалении  в  почтительном  молчании.  Затем
король удалялся в часовню во главе процессии, а на его  пути  рядами  стояли
сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в  надежде,  что
проходя мимо, Людовик XIV услышит их и  даже,  может  быть,  произнесет:  «Я
подумаю об этом». Во время королевской трапезы все  придворные  должны  были
стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король  восседал  в  кресле.  Королева  и
принцы, если они присутствовали, имели право сидеть  на  стульях,  а  другие
члены королевской семьи — на табуретах. Король мог оказать величайшую  честь
знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у  мужчин  такой  привилегии  не
было, но все они стремились к ней ради своих жен.
      Понятно, что в  таких  условиях  принципиальное  значение  придавалось
вопросам первенства, и никто уже не  уступал,  как  в  средние  века,  своих
привилегий и прав другому. Тот, кто  удостаивался  особой  чести  (например,
нести  свечу  в  королевской  опочивальне),  мог   получить   дополнительные
социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими.
      Чины, милости, деньги, поместья — все добывалось именно при  дворе,  в
толпе придворных, подчиненной  этой  строжайшей  иерархии.  Придворные  были
вынуждены ежедневно проводить  стоя  долгие  часы  ожидания,  терпеть  скуку
королевской трапезы и унизительные  обязанности  прислуги  для  того,  чтобы
быть замеченными королем.  Годы,  проведенные  подобным  образом,  оказывали
пагубное  влияние  на  их  характер  и  интеллект,  но  приносили   ощутимые
материальные выгоды.

      Требования к придворным

      Очевидно,  что  придворные  обязательства   требовали   от   дворянина
определенных качеств. Сохранились руководства по поведению того времени,  из
которых  одним  из  самых  известных  является  сочинение  графа  Кастильоне
«Придворный». Согласно ему придворный  должен  быть  любезен  и  внимателен,
избегать  сплетен,  злоязычия  и  лжи.  Его  манеры  должны  были  выглядить
естественными без неловкости, он обязан был хорошо  говорить  на  нескольких
языках, уметь играть в карты,  не  обращать  внимания  на  денежные  потери,
петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах,  практиковать
модные в то время виды спорта, но отнюдь не  игры  простонародья.  На  войне
ему рекомендовалось избегать ненужного риска, если  он  находился  вне  поля
командира. Вежливость его должна была  возрастать  в  зависимости  от  ранга
собеседника, а по отношению к  королю  его  манеры  должны  были  напоминать
поведение  слуги  перед  господином.  Понятно,  что  не  все  из  этих  норм
осуществлялись на практике, но  правила  поведения  по  отношению  к  королю
необходимо было соблюдать неукоснительно.

      Возникновение дипломатического этикета

      Придворный этикет дал начало этикету дипломатическому, так как  именно
при королевских дворах происходили приемы иностранных  посольств.  В  раннем
средневековье  на  церемониал  международного  общения  в  Европе   решающее
влияние оказывали  торжественные  и  пышные  ритуалы  Византийской  империи,
имевшие своей целью убеждать в могуществе своей страны,  демонстрировать  ее
богатства, силу и превосходство. Позднее,  когда  вопросы  первенства  стали
играть при дворе важнейшую роль,  возникла  необходимость  четко  определить
место каждого дипломата и соответственно его  страны  в  общем  церемониале.
Дипломату приходилось быть еще более пунктуальным  и  строгим  к  соблюдению
всех правил этикета, чем остальным придворным, так  как  он  представлял  не
столько себя, сколько  свою  страну.  Постепенно  во  избежание  конфликтов,
которые могли вспыхнуть из–за действительных или мнимых  оскорблений,  формы
официальных контактов между представителями различных государств  становятся
все более и более регламентированными и остаются таковыми и  в  наше  время.
Дипломатический протокол, способствовавший предотвращению  спорных  моментов
между представителями государств, был официально утвержден в  1815  году  на
Венском конгрессе, где было решено  принимать  послов  по  дате  и  часу  их
представления или по алфавиту. Это дало возможность исключить  предположение
о предпочтительности той или иной стороны.

Изменение этикетных норм в 18 веке

      Со времен упадка рыцарства все большее  влияние  на  развитие  этикета
оказывают нравы  среднего  класса.  С  одной  стороны,  блистательные  дворы
абсолютных монархов  предлагают  все  более  сложные  правила  поведения,  с
другой, с течением времени бытовые этикетные  нормы  становятся  значительно
демократичнее под влиянием новых социальных  условий.  Недаром  просветители
18 века считали, что придворный этикет отдален от основной  массы  населения
и призывали к более естественным манерам.  Добродетели  буржуа,  такие,  как
бережливость,  трудолюбие,  аккуратность   постепенно   становятся   основой
поведения в обществе. В то же время нравы высшего общества также меняются  и
на первый план выдвигаются другие ценности по сравнению с 17  веком.  Растет
английское  влияние  на  европейский  этикет.  Этические  принципы  и  нормы
«английского джентльмена»  становятся  привлекательными  для  представителей
других  стран.  Законодателем  же  манер  во  многом  по-прежнему   остается
Франция. В целом уже можно говорить  о  складывающихся  нормах  европейского
этикета этого периода, так как люди много путешествуют,  и  представления  о
хорошем тоне становятся интернациональными.

[h2] Требования к хорошему воспитанию в 18 веке[/h2]

      Одним из важных  источников  понимания  хороших  манер  этого  периода
являются письма лорда Честерфилда к  сыну,  где  автор  ставит  своей  целью
направлять поведение молодого человека в любом обществе и стране Европы.
      Хорошее воспитание предусматривало  естественную  манеру  держаться  в
сочетании с  вежливостью  и  вниманием  к  другим  людям.  Большое  значение
придавалось  скромности,  но  она  не   должна   была   быть   сопряжена   с
застенчивостью и  неловкостью.  Признавалось,  что  необходимо  обладать  не
только моральными достоинствами, но  и  хорошими  манерами,  при  отсутствии
последних можно легко вызвать смех по отношению  к  себе  или  даже  обидеть
окружающих. Поэтому хорошо воспитанный человек должен  был  быть  внимателен
при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть  собой  и
не демонстрировать своих  эмоций.  Громкий  смех  осуждался  как  проявление
вульгарности, то же самое  касалось  употребления  пословиц  и  просторечных
выражений. Также осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим  и
грубость к кому бы то ни  было,  включая  слуг.  Человек  должен  был  уметь
формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно.
      Важным  представлялось  иметь  хорошую  осанку,  хорошо  танцевать   и
тщательно следить за своей одеждой (имеется  в  виду  не  только  следование
моде,  но  и  безукоризненная  чистота,  игнорируемая  ранее).   По-прежнему
придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по  отношению
к женщине — следовало почтительно приветствовать ее, не  сидеть,  когда  она
стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.
      Поведение при королевском дворе сильно отличалось от принятого  в  век
абсолютизма. При соблюдении всех этических норм  (не  обращаться  к  монарху
первым, не выбирать тему  беседы  самому  и  т.  д.)  правильным  поведением
считалась  почтительность  без  признаков   смущения   и   тем   более   без
самоуничижения. Эти же нормы поведения  распространялись  и  в  отношении  к
другим вышестоящим  лицам.  Ценность  человеческой  личности  независимо  от
происхождения  все  больше  возрастала,  хотя  предрассудки,   связанные   с
происхождением, были еще чрезвычайно сильны.

     
      Жестикуляция и обнажение головы

      Испокон веков люди приветствовали друг друга. С приветствия  начинался
любой вид общения,  и  поэтому  этот  элемент  этикета  существовал  во  все
времена. Современные формы приветствия восходят к ранним  этикетным  нормам,
порой измененным почти до неузнаваемости. Во  все  времена  люди  обозначали
узнавание  друг  друга  словами  и  жестами.  Слова  не  всегда  были  четко
регламентированы  (за  исключением   торжественных   церемоний,   ритуальных
процедур и общения с вышестоящими  лицами)  и  являли  собой,  как  правило,
пожелания здоровья  и  благополучия.  Традиция  приветственной  жестикуляции
имеет давнюю историю и, хотя она и изменялась во  времени,  корни  ее  легко
обнаружить. Так, средневековый рыцарь,  желая  показать,  что  он  находится
среди друзей и ему нечего  опасаться,  снимал  шлем  или  поднимал  забрало.
Впоследствии, когда шлем уступил  место  другим  головным  уборам,  дворянин
снимал или приподнимал шляпу с той же целью — обозначить, что  он  находится
в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать  перед  вышестоящим  лицом,  а
приветствуя равного себе,  к  ней  лишь  притрагивались.  Женщин  же  всегда
приветствовали, снимая головной убор, и в таком виде этот ритуал  сохранился
и в 19 веке, не меняясь на  протяжении  столетий.  Даже  абсолютные  монархи
Франции,  не  снимавшие  шляпы  ни  перед  кем,  дотрагивались  до  нее  при
появлении дамы.

      Рукопожатие и поцелуй руки

      Обычай рукопожатия имеет еще более  древнюю  историю  и  первоначально
представлял протянутую невооруженную ладонь  с  вытянутыми  пальцами  правой
руки в знак отсутствия враждебных намерений. Затем  множество  средневековых
ритуалов (например, принесение оммажа), включавших в себя вкладывание  своих
рук  или  руки  в  руки  другого  человека,  что  обозначало  покорность   и
повиновение,  оказало  влияние  и  на   трансформацию   жеста   приветствия.
Вышестоящему лицу или даме целовали руку (что также является  очень  древней
традицией),  равному  ее  пожимали.  Поэтому  до  наших   дней   сохранилась
традиция, согласно которой младший по  возрасту  или  положению  никогда  не
протягивает руку первым, так как ее могут просто  не  принять.  Раньше  было
принято целовать руку любой женщине  равного  или  высшего  по  отношению  к
мужчине  ранга,  затем,  в  19  веке,  поцелуй  руки  сохранился  только  по
отношению  к  замужним  дамам,  при   приветствии   девушек   ограничивались
поклоном.

      Поклоны и коленопреклонение

      Поклон также имеет  давнюю  историю.  Изначально  посредством  поклона
обозначалось признание первенства другого. Самые сложные церемонные  поклоны
порой включали в  себя  коленопреклонение  или  падение  ниц,  совершавшееся
перед монархом или при  отправлении  религиозных  обрядов.  В  средние  века
существовали ритуалы поклона в процессе исполнения различных  церемоний,  но
принцип «чем выше приветствуемая персона, тем  ниже  поклон»  был  общим.  В
разные периоды, соревнуясь друг перед другом  в  учтивости,  дворяне  иногда
исполняли целые ритуальные танцы, стремясь  засвидетельствовать  друг  другу
свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался  снятием  головного  убора
или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком  головы.  Дама
слегка  склонялась,  а  приветствуя  более  знатного  или  старшего,  делала
реверанс.  Реверанс  как  форма  поклона,  принятая  для  молодых   девушек,
сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм,  среди
равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии.

      Поцелуй как форма приветствия

      В разные времена  в  качестве  одной  из  форм  приветствия  в  Европе
получают распространение  поцелуи.  Часто  так  здоровались  друг  с  другом
женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более  широко.  Так,
например, в Англии в 16 веке гость,  пришедший  в  дом,  целовал  не  только
хозяина, хозяйку и их детей, но даже и домашних животных.

      Право первенства при приветствии

      Каковы бы ни были формы приветствия в разные  эпохи,  основополагающий
принцип всегда  оставался  одним:  младший  по  возрасту  или  рангу  всегда
приветствовал первым. Проигнорировать приветствие во все  времена  считалось
оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому  дама  должна
была здороваться с  мужчиной  первой,  так  как  только  она  могла  решить,
признавать знакомство с ним или нет.

      Ритуал прощания

      Ритуал прощания, тесно связанный  с  приветствием,  в  зависимости  от
обстоятельств  включал  в  себя  поклон,   поцелуй   руки   или   прощальное
рукопожатие.  Для  выражения  почтения  еще  в  средние  века  было  принято
провожать уходящего, и  зачастую  в  средневековом  этикете  эти  провожания
становятся взаимными и долгими.

      Титул при обращении

      Тесно  связано  с  приветствием  и  обращение,  так  как   оно   также
предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо,  всегда
необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как  ошибка
в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями.  Так,
лорд Честерфилд в 18 веке предостерегал сына от невнимательности в  названии
титула собеседника, поскольку ошибки, равно как и краткие ответы  типа  «да»
и «нет», являлись оскорбительными, обнаруживая непростительную  забывчивость
или неуважение.

Редактировано из статьи "История Развития Этикета: Факты"
Автор: Клименок М. А.
Руководитель: Бузовкина И. В.
Литература и источники:

      Лада Исупова «Пара слов об этикете...»
      http://cabinet.chat.ru/read/isupova_eticet.html

      Где зарождался этикет//Основные понятия об этикете
      http://www.clib.yar.ru/projects/etika/base.htm

      «Энциклопедии этикета Кирилла и Мефодия 2001» эл. вариант
      http://www.megabox.ru/eticet/content.asp


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Библиотека Академии. » История Развития Этикета: Факты