Охота по-королевски

…Карл IX страстно любил охоту.

http://img-fotki.yandex.ru/get/126937/56879152.475/0_11ccd2_d9b792b9_L

Как только кабан перебежал дорогу, Карл сейчас же поскакал за ним, трубя «по зрячему»; за королем скакали герцог Алансонский и Генрих Наваррский, которому Маргарита сделала знак, чтоб он не отставал от Карла.

Все прочие охотники последовали за королем. В те времена, о которых идет речь, королевские леса совсем не походили на теперешние охотничьи парки, изрезанные проезжими дорогами. Тогда леса не разрабатывались. Королям еще не приходило в голову стать торгашами, разбивать леса на делянки, на строевой лес и на сечи. Деревья насаждались не учеными лесничими, а божиею десницею, бросавшей семена по воле ветра, и не выстраивались в шахматном порядке, а росли, где им удобнее, как в девственных лесах Америки. Короче говоря, в то время этот лес являлся надежным убежищем для множества зверей — кабанов, волков, оленей,— а также для разбойников; двенадцать тропок расходились звездой из одной точки — из Бонди, а весь Бондинский лес кругом охватывала проселочная дорога, как обод охватывает спицы колеса.

Если это сравнение продолжить, то ступицу довольно точно представлял единственный перекресток в самом центре леса, служивший местом сбора отбившихся охотников, откуда они снова устремлялись к тому месту, где слышались звуки потерянной охоты.

Спустя четверть часа произошло то, что всегда бывает в подобных случаях: на пути охотников оказались непреодолимые препятствия, голоса гончих потерялись где-то вдалеке, и даже сам король вернулся к перекрестку, ругаясь, по своему обыкновению, и проклиная все на свете.

— Что это такое? И вы, Франсуа, и вы, Анрио, тихи и смиренны, как монашки, идущие за игуменьей. Слушайте, это не охота! У вас, Франсуа, такой вид, точно вас вынули из сундука, и от вас так пахнет духами, что если вы проедете между моими гончими и зверем, то собаки сколются со следа. Послушайте, Анрио, где у вас рогатина, где аркебуза?

— Сир, а зачем мне аркебуза? Я знаю, что вы сами любите стрелять по зверю, когда его остановят гончие. А рогатиной я владею плохо,— она не годится у нас в горах, и мы охотимся на медведя просто с кинжалом.

— Клянусь смертью, Генрих, когда вы вернетесь к себе в Пиренеи, непременно пришлите мне целый воз живых медведей! Наверно, это чудесная охота, когда бьешься один на один со зверем, который может задушить тебя... Прислушайтесь! Мне кажется — это гон. Нет, я ошибся.

Король взял рог и протрубил позыв. Ему ответило несколько рогов. Как вдруг один выжлятник подал в рог другой сигнал. «По зрячему! По зрячему!» — крикнул король и пустился вскачь; за ним — охотники, которые собрались по его сигналу.

Выжлятник не ошибся. Чем дальше скакал король, том яснее слышался гон стаи, состоявшей теперь из шестидесяти собак, так как на зверя спускали одну за другой запасные стаи, оказавшиеся там, где пробегал кабан. Король еще раз «перевидел» зверя и, пользуясь тем, что здесь был чистый бор, поскакал за кабаном прямо через лес, трубя изо всех сил в рог. Некоторое время вельможи скакали вслед за ним. Но король ехал на сильной лошади и, увлеченный страстью, скакал по таким буеракам и такой чаще, что сначала женщины, затем герцог Гиз со своими дворянами, наконец король Наваррский и герцог Алансонский вынуждены были отстать от короля. Немного дольше продержался Таван, но в конце концов и он отстал…

http://img-fotki.yandex.ru/get/31382/56879152.475/0_11ccd3_51803093_L

Александр Дюма одарил читателей чудесным энергичным описанием охоты во французских дебрях времен Карла IX. Гон за зверем бурный, страстный, азартный, столь горячий, словно от этой охоты зависит жизнь монарха и всего королевского двора. Это подлинный дух настоящей конной охоты – зверя нужно выгнать из убежища, выследить и догнать. Исконное дело настоящих мужчин.

http://img-fotki.yandex.ru/get/31382/56879152.475/0_11ccd4_7160f1bf_L

Конная охота с гончими собаками на лисицу, оленя, зайца и другого зверя, при которой преследование продолжается до тех пор, пока загнанный и обессиленный зверь не дойдет до полного изнеможения и будет схвачен собаками или взят охотником, именуется парфорсной охотой (от французского "parforce" - силой, через силу).

Этот вид охоты возник задолго до неуёмного Карла IX. Еще древние галлы, франки и германцы охотились подобным образом, загоняя дичь в европейских лесах в раннее средневековье. Наибольшей популярности, придворного блеска и пышного великолепия парфорсная охота достигла во Франции в царствование Людовика XIV во второй половине XVII века. За счет казны при дворцовых службах в охотничьих угодьях содержали огромный штат прислуги, множество пеших и конных егерей. Охоты были частыми и многолюдными. Охотились как мужчины, так и женщины, преимущественно на оленей, Разрешалось охотиться и духовенству. Епископы, настоятели и настоятельницы монастырей имели свои стаи гончих собак. Охоты сопровождались специальной охотничьей музыкой.

Главную роль в парфорсной охоте играет лошадь. Это ее силой и выносливостью всадник-охотник может одолеть преследуемого зверя.

Закономерно, что законодательницей моды в парфорсной охоте к началу XIX века стала Англия, где выработался своеобразный стиль, приблизивший ритуал конной охоты к спорту. Добыча дичи стала только предлогом для охоты, главным же является скачка с препятствиями, причем не по заранее определенному маршруту, а по неизвестной местности. Используемых для такой охоты в качестве дичи животных (олени, дикие козы, лисицы и др.) выдерживают в парках и выпускают на место охоты лишь за несколько часов до ее начала. Это к тому же позволяет сберечь время для розыска дичи. Животных стараются отбить от собак живыми, чтобы использовать их для другой охоты.

http://img-fotki.yandex.ru/get/52765/56879152.475/0_11ccd6_2c50d21_L

Для парфорсной охоты отводится такой участок местности, где лошади и собаки при движении за зверем могли бы пройти 10 - 30 километров. Лучшее время охоты - пять осенних и зимних месяцев, начиная с ноября, когда поля убраны и отсутствует опасность повредить хлеба. Сезон охоты продолжается непрерывно по 6 дней в неделю.

Для скачки по пересеченной местности была создана специальная верховая лошадь - хантер, или гунтер. Ей приходится скакать с рассвета до полудня по разнообразному грунту, под гору и в гору, перепрыгивая через каменные ограды высотой до полутора метров, которыми обнесены поля, канавы шириной в 2-3 метра, плетни, целиком обросшие вьющейся колючкой. Благодаря парфорсной охоте английская армия получила прекрасных полукровных лошадей для кавалерии.

Гончие собаки должны уметь находить чутьем след и по нему с голосом преследовать уходящего зверя. Эти настойчивые в продолжительном преследовании, неутомимые во время преследования, паратые, то есть резвые на гону, чутьистые собаки неотступно преследуют зверя, куда бы он не пошел, то уводя своих преследователей вдаль, так что гон "сходит со слуха", то вновь приближается, так как зверь ходит в пределах своего обжитого района определенными тропами и лазами. Породы гончих были специализированы на определенного зверя. Для охоты на оленя используются стэгхаунды, на лисицу - фоксхаунды, на зайца - харрьеры и бигли. Если, например, фоксхаунды гонят лисицу, то не обращают внимания на других - зверей. Гончие используются в стае, включающей 30 - 40 собак.

Голоса гончих собак очень своеобразны. Они обладают доносчивостью (силой и звонкостью) и определенным тоном и тембром, причем голос бывает то низким, басовитым, то высоким, с металлическим оттенком, а иногда фигурным, с меняющимся тембром. Когда несется стая, то голоса собак сливаются в рев. При жарком и дружном гоне хорошо подобранной стаи голоса гончих сливаются в довольно стройную и не чуждую дикой приятности гармонию, для охотников ни с чем не сравнимую. Содержателями стаи выступают правительство, клубы и частные лица.

При гончих состоит специальный персонал в лице так называемого пикера, который заведует всей охотой, и одного-трех, в зависимости от величины стаи, выжлятников. Все они едут верхом на сильных и резвых лошадях, так как в скачке им необходимо быть ближе всех к собакам.

Ритуал парфорсной охоты исторически сложился чрезвычайно эффектным. Персонал охоты и все охотники обязательно одеты в красные фраки, черные бархатные жокейские фуражки, белые лосиные панталоны (узкие рейтузы) и высокие лакированные ботфорты с отворотами и с гремящими шпорами. В руках находятся арапники или стеки, а в чушках (кожаных чехлах) седла - небольшие прямые медные трубы. В эти трубы изредка пронзительно трубят для отставших или для сбора. В снаряжение лошади входят непременное английское седло и уздечка с мундштуком, а на ноги лошади обязательно надеты кожаные ногавки, защищающие ноги от колена до бабки от обдирания о колючки и кусты при скачке.

Традиционная, выверенная десятками репетиций картина охоты на лисицу в Англии выглядит так. Часа за два до начала охоты в назначенное место привозят подсадную лисицу, и выпускают или выгоняют ее. Причем опытные егеря заранее закрывают все известные ыв округе убежища, ямы и норы. Затем в известный утренний час к определенному пункту сбора, в нескольких километрах от места выпуска зверя, собираются охотники, приглашенные и даже незваные. Подъезжает на легком двухколесном экипаже, именуемом тильбюри, распорядитель, выслушивает рапорт пикера и садится на лошадь.

Охота трогается и медленно движется к месту выпуска зверя в следующем порядке: пикер во главе стаи спущенных гончих, выжлятники, наблюдающие за стаей сзади и сбоку, подгоняющие отставших и сбивающие собак в кучу, владельцы стаи, их гости верхом, зрители в ландо и других экипажах, зрители конные и пешие. Эффектно выглядят дамы в черных, серых и синих амазонках, длинных платьях особого покроя для езды верхом в дамском седле, с длинными вуалями на цилиндрических шляпах.

Стаи собак набрасывают в ближайших от места выпуска зверя кустах или в лесу

Как правило, не позднее чем через четверть часа гончие натекают на лисий след. Раздается лай собаки, первой напавшей на свежий след, стая подваливает к ней, и все собаки с голосом мчатся по следу зверя. Пока дичь кружит и не выходит из леса или кустарника, охотники разъезжаются по опушке, но как только стая выгонит лисицу из леса, начинается бешеная скачка во главе с пикеpом за собаками, причем охотники, рассыпаясь по полю, стремятся быть как можно ближе к собакам или к зверю. В скачке преодолеваются любые препятствия в виде каменных стен, заборов, изгородей, рвов и канав. Местные жители спешат запереть свои ворота, чтобы затем полюбоваться лихими прыжками всадников. Нередко случается, что всадники падают с лошадей, ломая ребра, ноги, руки.

Иногда лисица забирается под ограду и, пробежав под ней, выскакивает в стороне, Скачка прерывается, собаки теряют след, а пикер и охотники начинают осматривать каждый куст и хлопать арапниками, пока собаки снова не почуют зверя. Вконец измученная лисица перестает бежать прямо, начинает хитрить, запутывать свой след, пока не окажется среди стаи, которая мгновенно разрывает ее на части. Присутствовать при конце лисицы и составляет цель сумасшедшей скачки. Тут охотник, который подоспел к финалу травли первым после пикера и успел вырвать из зубов пса хоть клочок лисьей шкуры, становится героем дня и царем охоты. Он получает право приколоть к своей жокейской фуражке серебряную булавку, а вечером за обедом провозгласить тост за здоровье королевы. Количество этих булавок свидетельствует об охотничьих доблестях джентльмена.

Когда дичь удается отбить от собак, они получают голову, внутренности или пазанки.

Чаще, однако, гонимая лисица, поводив за собой часа два всю охотничью кавалькаду, уходит в первую попавшуюся щель или переплывает речку либо пруд, преодолеть которые верхом оказывается невозможным. В этих случаях отзывают собак и печально возвращаются домой. Не часто случается взять больше одного зверя, даже и тогда, когда лисица местная, а не подсадная. Об этих случаях долго потом вспоминают.

Парфорсная охота в Англии подразделяется на классы, определяемые степенью пересеченности района охоты, родом дичи, достоинством собак и лошадей. Выше описана первоклассная охота. Ее участники превосходно подготовлены к скачке и имеют по 5-6 лошадей, так как после каждого дня охоты лошадь нуждается в 3-4 днях отдыха. Подготовка лошади и всадника требует 3-4 месяца специального тренинга. Охота низшего класса доступна всякому, имеющему хотя бы упряжную лошадь, способную скакать под седлом. Стая в этом случае составляется из менее чутьистых и паратых гончих, в качестве дичи используется заяц, а местность выбирается более ровная.

В XIX веке парфорсная охота в Англии, особенно на лисиц, стала национальным видом спорта. Содержание множества собак, лошадей и наездников стоило немалых денег и давало работу и доход тысячам фермеров и других жителей страны. Во время открытия охотничьего сезона приостанавливалось обычное течение дел, пустел парламент, Почти все политические знаменитости Англии были страстными охотниками. Впрочем, и сейчас такие охоты достаточно распространены.

Из Англии страсть к парфорсным охотам английского типа перекинулась в Германию, Италию, Австрию, Польшу.

В Германии, к примеру, в период расцвета Вюртембергского герцогства в конце XVII- начале XVIII века охота приобрела такой высокий общественный статус, что в 1702 году герцог Эберхард Людвиг учредил даже специальный охотничий орден Святого Губерта.

Наряду с соколиной охотой в Германии большой популярностью пользовалась и парфорсная охота. Суть ее заключалась в том, что охотники с помощью собак особой гончей породы преследовали кабана, оленя или лисицу до тех пор, пока силы не изменяли зверю и он не попадал во власть разъяренной гончей стаи, злобной, сильной, выносливой, способной преследовать быстроногое животное в течение двух часов и на расстоянии 25-35 верст. Чтобы вовремя изолировать жертву от разъяренных собак, охотникам необходимо было скакать резвым галопом за собаками, не теряя их из вида. Напряженная гонка с преследованием делала подобную охоту особенно интересной и увлекательной.

Такая охота процветала при королевском дворе в Саксонии и архиепископском дворе в Кельне, при курфюршеском дворе в Баварии и Курпфальце.

Парадные охоты немецких ландграфов и российских государей составляли важную часть общественной жизни. Они способствовали развитию многих видов ремесел и прикладного искусства.

Что касается России, то суровые зимы не позволили парфорсной охоте здесь широко распространиться. Тем не менее в Гатчине существовала Императорская охота с участием парфорсных стай. Граф А.Игнатьев в своей книге "Пятьдесят лет в строю" вспоминал: "Особенно пугали так называемые парфорсные охоты... Стонали бедные кавалерийские полковники, вынужденные скакать на этих охотах верст десять-двенадцать по пересеченной местности".

В России были и частные парфорсные охоты. В Петербурге с 1912 года действовал Кружок любителей верховой езды, который летом устраивал парфорсные охоты по искусственному следу в лесах за Удельной, близ деревни Каменки. Аналогичное общество в Москве организовывало парфорсные охоты в Сокольниках.

И сегодня парфорсная охота, где бы ее не проводили, является серьезным испытанием не только для гонимого зверя, но и для людей, для верховых лошадей, развивает у всадников смелость, решительность, находчивость, воспитывает умение быстро ориентироваться в обстановке и точно рассчитывать силы лошади.

Не даром имя ей – королевская охота.

http://img-fotki.yandex.ru/get/52127/56879152.475/0_11ccd5_bc533c_L

Автор: Comely Midget
Оригинал: Охота по-королевски