Несколько слов о цыганах в Европе.
ПАТЕРАН
(Патеран - цыганское слово, так называются знаки, пучки травы, узлы пряжи или связки листьев и перьев, которыми цыгане отмечают пройденный путь)
Среди имён многоруких божков и царей, в древнеиндийских и персидских рукописях упоминается странный народ, под разными названиями: зотт, джат, люли, нури, дом.
В середине X века Хамза из Исфахана в книге "Обетование" сообщает о прибытии в Персию 12 тысяч музыкантов и танцоров, носивших имя зотт. По слухам, они прибыли из Индии, не умели заниматься земледелием, промышляли воровством, гаданием, танцами и шарлатанством.
Непоседливые племена разделились - часть ушла на запад и юго - восток, часть отправилась на северо - запад. Эти цыгане достигали Кавказа. Остальные последовали в Европу и Византию.
В 1322 году два монаха - францисканца Симон Симеонис и Хуго Просвещённый, заметили на Крите людей, похожих на потомков Хама, они придерживались греческого исповедания Веры, но жили под низкими чёрными шатрами или в пещерах. Греки называли их "аткинганос" или "атсиганос" по названию секты музыкантов и предсказателей судьбы.
Но чаще всего западные путешественники встречались с цыганами в Модоне - крепости на западном берегу Мореи, главном перевалочном пункте между Венецией и Яффой. "Чёрные, как эфиопы" кузнецы и гадатели жили
у стен города общиной, которая носила название "Малый Египет". Предводители этого народа именовали себя герцогами и графами Малого Египта. Впрочем, есть и иное толкование этого названия.
Потом цыгане оказались в Сербии и румынских княжествах, области эти, как воланчик, скакали то к туркам, то к византийцам, и, дабы не попасть под косу очередного властителя, цыгане говорили, что покинув Египет, они были сначала язычниками, но затем их обратили в христианство, потом они снова впали в идолопоклонство, однако снова вернулись ко Христу - и во искупление греха вынуждены совершать бесконечное паломничество по миру.
В 1418 году таборные повозки пересекли Венгрию и Германию, где император Сигизмунд согласился выдать им охранные грамоты. Они появлялись в городах Ганзейского торгового союза, в Вестфалии, на Балтике, а оттуда двинулись в Швейцарию.
1419 год - 22 августа в городке Шатильон - ан - Домб, цыгане предьявили документы, подписанные Сигизмундом и герцогом Савойским и попросили дозволения остаться в городе, как полноправные жители. Мужи магистрата отправили их от греха подальше в Макон. В Маконе опять-таки сидели не дураки - и "подарили" непрошеных гостей городу Синестрону.
Отцы города Синестрона вежливо, но прямым текстом послали цыган в Аррас. И только военный комендант Арраса, оказавшийся в этой очереди последним, объяснил цыганам, что все их грамоты не действительны на землях короля, посему цыгане имеют полное право убираться на все четыре стороны.
В июле 1422 года цыганский герцог Андрей двинул повозки через Болонью и Форли, объявляя на заставах, что едет к Папе Римскому за универсальной грамотой. За Андреевым табором тут же увязались пилигримы, уличные женщины и прочие искатели дорожных приключений, не считая кур, гусей, поросят и прочей живности, чудесным образом застрявшей в цыганских мешках.
Несмотря на цыганское красноречие перед которым немели самые закоренелые сквернословы стражники на городских воротах, в архивах Ватикана нет никакого упоминания о том, что герцог Андрей целовал папскую туфлю.
На обратном пути цыгане предлагали стражникам две версии событий: первая: Папы не оказалось дома. Вторая - Папа вскоре приехал, принял табор с королевскими почестями и выдал нерушимую грамоту отныне и до Страшного Суда удостоверявшую, что цыгане - хорошие люди и добрые христиане.
Действительно, Андрей, не слезая с седла, помахивал издали засаленным пергаментом, на котором нацарапана была подпись-Мартин V.
Судя по качеству подписи, Папа Римский научился писать за два часа до приезда цыган.
В августе 1427 года цыгане появились у ворот Парижа, находившегося в то время в руках англичан. Табор раскинулся у Шапель - Сен - Дени, и любопытные парижане три недели ходили глазеть на пришельцев, как на бесплатное развлечение в горькие осадные дни.
А как не пойти - люди приветливые, женщины красавицы, с алыми лентами в волосах, гадают по руке изумительно, но вот к несчастью мужчины тем временем срезают у клиентов кошели.
Парижский епископ прочитал против цыган разгромную проповедь. Сильно подозреваю, что его обокрали одним из первых - иначе, с чего он бы стал так разоряться?
"Египтянам" пришлось спешно сворачивать полосатые палатки и отправляться в Понтуаз.
Так как многие цыгане приходили во Францию через Чехию (Богемию), за ними укоренилось название "богемы" , собственно, отсюда современное значение слова - разгульное сообщество талантливой молодежи.
После Франции была Каталония и Арагон, под предлогом паломничества к Сантьяго-де-Кампостелла. Потом - Англия и Шотландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Эстония. Одновременно в Польшу и Литву пришли "горные цыгане" из Венгрии и "равнинные цыгане" - из Германии.
К 1501 году одни таборы кочевали по югу России, другие шли из Польшы в Украину. В 1721 году цыгане из Польши добрались до Тобольска и заявили о намерениях идти в Китай, однако им не позволил этого губернатор.
Испания в XVI веке выслала некоторые группы цыган за океан, подав пример Португалии - цыганские глаза впервые сощурились на солнце Бразилии, Анголы, Сан - Томе и Островов Зелёного Мыса.
Ром. Мануш. Синти. Гитяны. Йениши. Кэлдерары. Люли. Гадулия Лохар. Если бы молдавский кэлдерар - конокрад и плотогон встретился со смуглым Гадулия Лохар - человеком из племени кочевых кузнецов Индии, оба вряд ли смогли бы договориться - слишком разные наречия, обычаи, жесты. Но оба - носят серебряное имя романэ.
Европа, поджав губы, следила за радужными колёсами повозок - " караванов" . Уже лежали в тюремных " каптёрках" - клейма с буквой G, и прочие интересные приспособления для превращения шатии - братии
в благонадёжных мертвецов.
Вслед язычку флажка на пологе последнего фургона рвалась церковная инвектива, предававшая анафеме цыган:
" Нет у вас ничего: ни поля, ни хозяина, ни денег, ни пищи. Годы проходят мимо вас, не принося урожая. Вы - враги, вы - дьяволы. Вы непокорны и нерадивы. Холодный суровый ветер треплет вас. Проходит безрадостно ваша юность. Я обхожу молчанием ваши пороки - душевные и телесные. Не дают вам приюта ни город, ни деревня, ни дупла буков, ни морской берег, ни простор моря. Скитальцы, вы бродите по свету в пёстрых одеждах, как пятнистые хищники! И колючие вы, словно бесплодный чертополох. Без руля устремляется всюду ваша злая песня. "
Свирепо. Но из-за поношений проглядывает шафранный лоскутик зависти.
ЦЫГАН, ХРИСТОС, СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ И ОСТАЛЬНЫЕ
(несколько цыганских сказок)
Однажды римляне изловили Христа. Они пришли к цыгану и сказали :
- Сделай нам пять гвоздей.
Они не объяснили ему, зачем им нужны гвозди. Они дали цыгану деньги и велели ему сделать работу.
- Хорошо, - сказал цыган и принялся ковать гвозди.
Сделал он пять гвоздей, но когда стал их отдавать, то из его ладони выпало только четыре гвоздя, пятый словно к руке прилип.
Когда цыган понял, что гвозди должны вбить в тело Христа, он покаялся и спрятал пятый гвоздь под язык. Те ищут пятый гвоздь, а его нет. Спрашивают:
- Цыган, где пятый гвоздь?
-Так вы же мне только четыре гвоздя заказывали.
- Как это четыре?
Тут цыган стал божиться:
- Да чтоб я детей своих похоронил, если не четыре!
А раньше нельзя было такие слова произносить. Если отец проклинал своих детей - всё сбывалось. Когда Христос услышал слова цыгана, он понял, что тот врёт. Но про себя решил: Прощаю тебе твои проклятия. Пусть они не сбудутся."
Так цыган облегчил муки Христа, а тот позволил ему божиться собственным именем, даже если клятва заведомо ложная.И пошёл цыган странствовать по свету. Пришёл в пустой дом, где посреди комнаты стоял стул, заросший цветами базилика. Цыган сел на стул и оказался на том свете. Увидел Бога. И сказал ему :- Ты всем народам раздал долю, дай и мне.
Покачал Бог головой.
- Я - говорит - тебя звал, я тебя ждал. Пока тебя не было, занятия, которые я для тебя приготовил, забрали евреи. Ты остался ни с чем. Теперь так: всю жизнь будешь сидеть дома и ждать жену, пока она не придёт из города и чем - нибудь тебя не покормит."
Пришёл цыган домой с того света несолоно хлебавши. А Бог цыганский ему и говорит:
- Не бойся, я догоню евреев и заберу ваши занятия.
Побежал цыганский Бог за евреями. Долго он за ними гнался, но те уходили от преследования. И вот дошли евреи до огромного океана. Им в пути еврейский Бог помогал. С помощью своего Бога они высушили океан и спустились на дно. Цыганский Бог за ними. Тогда евреи быстро взлетели наверх и пустили обратно воду. Наш Бог утонул. Остался цыган ни с чем.
СЕДЛО СВЯТОГО ГЕОРГИЯ.
Ехал как-то Святой Георгий верхом по делам. Вдруг видит: у кузницы стоит цыган.
- Чего тут стоишь? - спрашивает - Бог все народы позвал на праздник.
- А мне доли нет. - отвечает цыган.
Пожалел его святой Георгий, обещал замолвить словечко, а чтобы не забыть, оставил цыгану в залог своё седло.
А седло у Святого Георгия красивое, всё золотом украшено. Повеселился Георгий на празднике у Бога, а как уезжать собрался, хватился седла и вспомнил про обещание.
- Скажи Бог, цыганам где жить?
Бог нахмурился:
- Опять? Что же с ними делать. Их у меня в списках не было. Лад¬но, скажи им, что остались им только тернии и дикие поля. Пусть там и живут. Не оставил я им никаких даров земли, зато разрешаю брать всё, что другим народам досталось. А к а к возьмут - без спроса или по спросу - это их дело. И обманывать разрешаю. Не буду я цыган за это карать - потому как у меня ошибка вышла. Украдут - прощу. Обманут - прощу.
Приехал Святой Георгий к цыгану, передал слова Бога.
- Вот спасибо, Святой Георгий! - обрадовался цыган.
- Пожалуйста. А теперь отдавай моё седло.
- Какое седло? Разве я его брал? Ей - Богу, я его и в глаза не видел, Богом клянусь.
Понял Святой Георгий, что нет ему смысла теперь спорить с цыганом и отправился своей дорогой.
Так и осталось у цыган седло Святого Георгия.
Так сами цыгане говорили о себе. Более того, некоторые уверяли, что первым цыганским королём Европы был Агасфер - вечный бессмертный скиталец, впрочем, у цыган мало своих сказок - как они принимали веру той страны, где кочевали, так и заимствовали легенды.
Дьявола отважные цыганские старухи называли вполголоса Мануш-Лоло - Красный Человек. Этого господина не любили поминать - он являлся у обочин по ночам, его лицо было красным из-за отблесков адского огня.
Мануш - Лоло,(а по другим легендам - сама Смерть) - подарил цыганам спутницу и кормилицу - скрипку.
Это легенда венгерских цыган - чанго.
Некая девица по имени Марика влюбилась, естественно, в прекрасного и знатного охотника, каждый день проезжавшего мимо лачуги, где на зиму остановилась цыганская семья. Охотник, естественно, воротил нос. Марика обратилась за помощью к дьяволу. Красный Человек явился ей и обещая выполнить её желание. Взамен он хотел получить четырёх её братьев.
Девушка в безумии любовном, согласилась, и сатана превратил мальчиков в четыре струны. Потом благодетель потребовал её отца и мать. Отец стал корпусом скрипки, мать - смычком, а оснастку для него Марика сплела из своих волос.
И тогда дьявол поднял скрипку, прижал щекой и заиграл.
Марике послышался плач и смех братьев, ворчание матери, молитвы отца.
Утром девушка заиграла в лесу на скрипке. Когда охотник услышал мелодию, он понял, что в ней - всё, о чём он мечтал, всё, что когда-то любил. Он радостно подхватил девушку в седло и увёз к себе домой.
Через несколько дней к влюблённым заявился дьявол и сказал, что теперь они принадлежат ему, и должны вечно слушать его музыку - затем он забрал их в ад. Скрипка лежала в лесу, пока её не нашёл цыганский мальчик и не коснулся струн смычком. Постепенно поняв, как вести смычком, он создал чардаш, который до сих пор чанго играют на ярмарках и свадьбах.
Согласно тайным верованиям цыган-чанго, никто и никогда не видел мертового цыгана-чанго, соплеменники увозят тело погибших или умерших в пути в неведомый Цыганский город, который находится далеко-далеко, в самом сердце великой мадьярской степи - Пушты, где пасутся стада диких серых быков, где камни похожи на спящих в траве любовников, и виноградные дожди хлещут из конца в конец плоскую грудь безлюдной земли. Там стоит круглый цыганский город, без стен и башен, где ни боли, ни усталости, ни старости, ни слезы.
Мне приходилось по молодости идти по шоссе в Пуште, глухой ночью. Был август. Ясно. Звездно. И только на дальней границе Пушты в землю немо били разветвеленные сухие молнии, плясали раскаленной золотой проволокой. Каждый цыган чанго всю свою жизнь возвращался в Цыганский город - оттого и мертвыми их не видели.
Те же чанго говорят, что не глас трубы архангела разбудит мертвых, когда наступит Полнота Времен, но иная мелодия - Чардаш Мертвецов, который сыграет на самой первой скрипке слепорожденный рыжий цыганенок.
Мелодия Чардаша Мертвецов одинаково звучит сыгранная "на лицо" и "наизнанку", то есть наоборот. Правда никто еще этого Чардаша не слышал и не играл. Потому что если сыграть его, встанут мертвые, ударятся в пляс и будут плясать, плясать, плясать чардаш мертвецов, чтобы Бог наконец всех нас простил, засмотревшись.
Цыгане племени Чанго так и не вернулись в Цыганский круглый город, где всем хватает хлеба, молока и огня в очаге. Почти полностью они были уничтожены гитлеровцами в лагерях смерти.
Если цыган обделят хлебом и вином на каком-нибудь скаредном подворье – цыгане люто отомстят: зароют под порогом свои тени и будут они беспокоить жителей до скончания дней.
Цыгане, даже если будут умирать с голоду, не расстанутся с золотыми серьгами и кольцами, которые передаются от отца к сыну, от матери к дочке, потому что золото–это солнце. А солнце-товар не продажный.
Цыган–собачий брат, коль идет он ночью воровать коней, ни один сторожевой пес не поднимет шума. Такой у них уговор испокон века. Цыган никогда не ударит собаку по голове, за то ему пес–соучастник и благодарен.
Настоящие цыганки никогда не гадают по руке – истинное гадание, только на картах,гадальной доске или заклятых бобовых зернах, гадание по ладони – надувательство для зевак, тут и приврать не грех, а на картах – уже магия, здесь не соврешь, как перед самой Судьбою.
Знак, который любят сооружать из указательного и мизинца металлисты на рок-концертах, зачастую не имея понятия о его значении, когда-то назывался «джеттатурой» или «рогами улитки» и служил для цыган верным средством, чтобы отвести сглаз, отогнать худые мысли и мелких бесов.
ЦЫГАНСКИЕ БОГИНИ
Цыганский бог утонул вместе с колесницами фараона. Но остались в живых цыганские богини. Английские ромы упоминают богиню Гану, чем-то сходную с Артемидой или Дианой, валашские цыгане поклоняются девственнице-колдунье Дине или Динаре.
Но главная цыганская святая - Сара Кали, она же Черная Сара.
В чем-то она соотвествует образу св. Сары католической традиции. Согласно одной легенде египтянка Сара была служанкой Марии Саломии и Марии Якобы (матерей святых Иакова и Иоанна, родственниц Марии из Магдалы). Сара путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их, найдя по звездам путь к берегу.
Вторая версия, французская, более любопытна. Франц де Вилль (Franz de Ville Tziganes. Brussels 1956)
излагает ее так:
"Первой из нашего народа получившей Откровение, была Сара Кали. Она была благородной крови, и возглавляла племя на берегу Роны. Она знала многие тайны и умела летать, распустив косы. И в левой ее ладони вода замерзала, а в правой - кипела. Ромы в то время исповедовали язычество, раз в год они возлагали на плечи статую развратной богини Иштари и выходили в море, чтобы получить ее благословение. Однажды Саре Кали было видение из которого она узнала о прибытии праведников, присутствовавших при смерти Христа, и что ей нужно будет помочь им.
Сара увидала, как они подплывают в лодке. Море штормило и в любой момент утлая лодка могла пойти ко дну, тогда Сара бросила свою шаль на волны и используя ее как плот, нагая, подплыла к праведникам и помогла им достичь берега.
Слово "кали" с одного из цыганских диалектов переводится и как "черная" и как "цыганка". Статуя Сары Кали находится в крипте церкви Святых Марий Морских, на острове Камарг, близ устья реки Роны. К этой церкви ежегодно собирались на паломничество крупнейшие таборы со всей Европы. До 1912 года заходить в крипту могли только цыгане, теперь она открыта для всех.
Фолклорист Клебер описывает крипту так:
"Слева, как войдешь, располагается старый алтарь, языческий, на котором в античности закалывали быков во славу Бога Митры, в центре - христианский алтарь III века а справа - статуя Сары, голова которой закрыта пестрым платком - ладони подняты вверх и в лодочки горстей налита вода, лежат мелкие серебряные монетки. В день Сары в левой ладони вода ледеенет, а в правой кипит до пара. Одно из традиционных паломничеств совершалось 25 мая. Сару Кали выносили из храма, старухи снимали с почтением шаль, и нагую цыганскую святую несли впереди огромной процессии - чтобы погрузить в море.
Саму землю цыгане называют "Дэ Дэвелески" или Божественная Мать, и считают, что она была всегда, даже до появления Бога.
Раньше цыгана - главу рода, после смерти сжигали в его фургоне "вардо", пепел зарывали близ перекрестка, поближе к дорожному кресту или святыньке, сажали на месте погребения куст дикой малины или ежевики. И уходили навсегда.
Цыганской любовью повелевают предметы: красный шелк, цедра апельсина, ключи, крыло кукушки, наговорный мешочек-путси со стеклянными бусинами, зеркало на ручке, гороховый струк, маленькая подкова, перо совы, золотое кольцо, змеиное яйцо, танцевальный колокольчик чак, флейта из куриной косточки, на которой умеют славно насвистывать все девочки,
На летнее новолуние цыганские женщины пекут Счастливый Хлеб, "бокморо".
Мука - плоть, дрожжи - бессмертная душа, вода - вечность, сахар - сладость доверия и любви небесной, яйцо - Откровение, чеснок отгоняет худое, оливковое масло дарует неприкосновенность и покой, соль изгоняет скверну из тела и духа, мед - мир и любовь небесная, где не женятся и не выходят замуж.
Хлеб пекут ночью, после захода солнца, утром его подносят к четырем углам стоянки табора, отламывают в каждом по кусочку и бросают на землю. Оставшиеся крошки оставляют на плоском валуне при дороге или рассыпают в текущую воду.
А жаль, что цыгане больше не крадут детей. В иные дни я дорого бы дал, за то, чтобы быть украденным в детстве, и иметь полное право, право патерана, крови цыганской, заклятого серебра руп, по праву круглого цыганского города, начинать каждое утро с короткой молитвы:
"Мик Дуввел дик теле опре манде".
"Мой Бог, посмотри на меня". (начало утренней цыганской молитвы)
"Парика тут-те сор куштипен фон пув. Аджау"
Земной поклон Вам за вашу доброту. Аминь.
(обычные слова благодарности за цыганское гостеприимство - говорится людям из другого табора)
Еще несколько сведений о цыганских обычиях:
Осквернение
У большинства цыган мира сохранилось понятие «скверны» («пэкэлимос», «мархимо», «мэхавибэн», «магрибэн», «мелалибэ», «махарипэ»), связанное, в первую очередь, с нижней частью тела замужней или половозрелой женщины. Считается, что ниже пояса женщина «грязна», «нечиста» и контакт с ней может осквернить человека или вещь (естественно, исключением является контакт во время исполнения супружеских обязанностей). Контакт может быть не обязательно физическим, «скверна» женщины как бы «стекает вниз», и поэтому ей достаточно над чем-нибудь пройтись, чтобы «осквернить» это. «Осквернённая» вещь или человек также становится источником «скверны».
Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Контакта этих вещей с людьми, едой, некоторыми мужскими вещами тщательно избегают. В качестве предохранения от «скверны» цыганка может носить передник (если ей приходится носить, например, самовар или большую кастрюлю, прижимая к себе). Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук.
Избегание «осквернения» считается одной из причин, почему многие цыгане предпочитают жить в небольших домах (деревенского типа). Даже если у этого дома два этажа, вход на второй женщинам запрещён, там убираются девочки и девушки. Более того, в дом, на втором этаже которого побывала женщина, эти цыгане не войдут, чтобы не оскверниться.
У кочевых цыган посуда, еда и другая утварь, для которой опасно «осквернение», прятались в специальном багажнике кибитки или фургончика, в его задней части. В шатре эти вещи размещались как можно дальше от входа.
Иногда понятие «скверны» касается только цыганских женщин, иногда — женщин вообще, иногда — только недевственных, иногда — всех половозрелых. В любом случае, «скверна» имеет для женщины и положительную сторону — даже асоциальный член цыганского сообщества остережётся избивать или оскорблять женщину, зная, что легко может быть «осквернён» по её желанию (например, женщина может ударить его по телу или лицу юбкой).
Если цыган «осквернён», он временно исключается из жизни цыганского общества. Его не касаются и ему нельзя никого касаться, с ним не едят за одним столом. Через некоторое время, «почувствовав», что «очистился», «осквернённый» устраивает по этому случаю обед для всего табора или для соседей. Если они пришли, значит, тоже «почувствовали» его «очищение». Считается, что чем дурнее человек, тем дольше на нём держится «скверна», а с чистого сердца она сходит быстро.
Если цыган попробовал скрыть, что «осквернён», или намеренно «осквернил» другого цыгана, то становится «осквернённым» навсегда и скорее всего будет изгнанным.
У мужчин область ниже пояса тоже «нечиста», но область распространения «скверны» от неё меньше, чем от женской.
Со «скверной» связаны смерть и рождение. Личные вещи умершего и вещи, которых касался умерший во время умирания, считаются нечистыми и хоронятся вместе с ним. То же касается вещей женщины во время послеродового периода: они «оскверняются» и уничтожаются. Причиной появления таких обычаев учёные считают санитарные соображения.
Носителем «скверны» может быть и гаджо: бомж, преступник, алкоголик, заразно больной и т. п.
У некоторых цыган к «осквернению» могут приговорить за плохой поступок (совершение преступлений, предательство или обман товарищей по табору, развратное поведение). В таком случае приговорённому могут обрезать волосы, усы и бороду, а потом одна из женщин табора ударяет его принесённой юбкой по голове или лицу. Такая «скверна» держится до тех пор, пока цыганское сообщество не простит вину оступившегося.
Женщины крайне редко признаются осквернёнными.
Детали костюма:
* Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.
* Знаменитые пышные оборки на платьях испанских цыганок — прямое следствие их полунищего существования. Когда подол юбки изнашивался до лохмотьев, цыганка аккуратно его подрезала и нашивала полоски ткани от старых платьев или из купленных «по дешёвке» в лавке обрезков ткани.
Кухня цыган-рома довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, свинину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля.
Как и каждый народ, цыгане имеют и свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому они питались на охоте пойманными зверями — зайчатиной, кабаниной и др.
Особенное национальное блюдо цыган – ёж (жареный или тушёный).
Цыгане любят острую пищу.
Законы против цыган:
были приняты первые антицыганские законы во всех странах, куда уже расселились цыгане, а именно — Румыния, Молдавия, Германия, Франция, Англия, Дания, Шотландия, Швеция.Антицыганские законы были очень жестокими: смерть за малейшую провинность, высылка из страны, наказание местного населения за контакты с цыганами. В Испании, например, королевский декрет против цыган предписывал цыганам покинуть страну в течение 60 дней, а за неисполнение пойманным цыганам грозили сотней ударов бича, а затем и казнью. Шла активная пропаганда против цыган. Например, в Германии развешивались листовки со стихами:
Гадалки и пророчицы умелы
Они песок насыплют вам в глаза
Остерегайтесь, не имейте с ними дела
Иначе ждет вас нищего сума.
Один французский юрист писал следующее: «Совершенно необходимо оградить от цыган простой народ, который они морочат при помощи тысяч трюков и мошенничества, утверждая, что им ведома злая или добрая судьба, что они могут предсказать жизнь и смерть, они снабжают молодежь любовными снадобьями, и не могут уйти с какого-нибудь места, что-либо не стянув». После таких декретов и рассуждений наказания против цыган ужесточались. Мужчин было положено сразу отправлять на эшафот, а женщин наказывали телесно и высылали из страны, причем каждый раз, когда они попадались властям, их клеймили. Поэтому пожилые цыганки могли к старости иметь на своем теле целую коллекцию знаков, которые включали в себя еще и следы от порки.
Полное цыганское имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское» имя, иногда — отчество, фамилия, иногда — прозвище этой ветви семьи.
Официальное имя — имя, записываемое в документах, обычно оно выбирается, исходя из обычаев страны проживания, либо совпадает с именем, данным при крещении.
«Светское» имя — это имя, используемое в обычной жизни, в общении с другими цыганами или нецыганскими приятелями. Оно может представлять собой:
* прозвище, характеризующее человека или напоминающее о некоем событии из его жизни («Ворона», «Водяной»; знаменитый проповедник Родни Смит использовал в качестве «светского» имени прозвище «Джипси (Цыган)» в память о том, как он был впервые приглашён произнести проповедь; его проповеди даже иногда публиковались под именем «Джипси Смит»),
* крестильное имя, если оно отлично от официального,
* имя на цыганском или экзотическом языке («Тагари», «Радж»),
* иногда «светское» имя может совпадать с официальным или являться сокращением от него (так, если «светское» имя Дмитрия — Мито, то его будут называть так не только в пять лет, но и в сорок пять, и это не будет проявлением неуважения; например, цыганский гитарист-виртуоз Александр Колпаков в цыганском сообществе обычно упоминается как «Саша Колпаков», несмотря на то, что находится уже в почтенном возрасте).
Отчества обычно используются взрослыми цыганами бывшего СССР, в тех случаях, когда приходится прибегать к официальному имени, то есть при общении с государственными структурами, при формальном общении с другими представителями цыганского сообщества, на официальных торжествах и т. п. У котляров особая система отчеств, входящих в систему светского именования: котляр может иметь отчество по отцу, по матери или по ним обоим. В основном же цыганам мира хватает «светского» имени, которое употребляется ими даже с фамилией. Вежливое обращение к старшим в быту формируется при помощи слов «дядя» и «тётя», поставленных перед «светским» именем.
Фамилии у цыган используются так же, как и у других европейских народов. Иногда, если фамилию носит очень большая семья или несколько семей, в быту к фамилии одной из семей или ветви большой семьи прикрепляется специальное прозвище. В России прозвища у большинства семей существуют безотносительно наличия однофамильцев, происходят от «светских» имён основателей рода или знаменитых предков и играют роль «светской» фамилии, то есть фамилии, имеющей официальный статус в глазах цыганского сообщества, но не используемой вне его. Так, писатель из рода Сапорони вне цыганского сообщества носит фамилию Петрович.
Еще о цыганских законах:
В понимании цыган жизнь человека - священное явление, дающееся каждому из них от Бога и в идеале никто из цыган не может быть лишён её. Необходимо также упомянуть, что цыганский народ никогда не знал собственной армии, хотя бы небольших дружин, и никогда не был причиной войны, никогда их не затевал, не вёл и старался в них не участвовать, оставаясь сугубо мирным населением.
Каждый цыган убеждён, что для его жизни необходимы три важнейшие качества, которые он получает от Бога и которые он всю свою жизнь не перестаёт просить у него. В цыганском языке имеется слово Дэвэл (или Дэл для некоторых цыганских языков), которое сохранилось с древнейших времён и обозначает Бога - верховного творца, небесного отца, дарующего людям жизнь и определяющего её качественную сторону.
Русские цыгане-христиане говорят: "Дэвла, дэ ман састыпэн, зракх ман чёрипнастыр" ("Боже, дай мне здоровье, сохрани меня от бедности").
Молясь Дэлу, крымские цыгане-мусульмане, например, просят у него: "Дэвла, айадийэ ман! Дэ ман: лош, бах, састипэ!" ("Боже, пожалей меня! Дай мне: радость, счастье, здоровье!"). Именно радость, счастье и здоровье - те непременные слагаемые цыганской жизни, её качественные характеристики: крепкое физическое здоровье, радостное настроение (ментальная характеристика состояния цыганской души) и довольно мистическое понятие счастья, удачи во всём, во всех проявлениях жизни.
Итак, здоровье, радость и счастье - главнейшие божественные дары, которые определяют самые различные стороны жизни цыган, их отношения внутри цыганского народа и во многом другом. Божьему к ним благоволению в виде удачи, счастья цыганами придаётся огромное значение. Если русские в знак благодарности в первую очередь желают "спасения", то цыгане желают в первую очередь счастья, удачи и быть живым, говоря вместо русского "спасибо", цыганское "бах мэ дэл тут о Дэл!" ("счастья пусть даёт тебе Бог!"), а также цыганское "йав джидо!" ("будь жив!").
Убийство цыганами своих соплеменников - большая редкость. Перед некоторыми пожилыми цыганами нами был поставлен вопрос: "Могло ли быть так, чтобы по цыганской неписаной традиции цыган мог убить другого цыгана и не быть наказанным со стороны соплеменников?" Ответы можно свести к следующим моментам цыганской жизни. В старину, когда гадже ("нецыгане") "не совали свой нос" в жизнь цыган, жена-цыганка за неверность мужу могла быть забита до смерти. Пожалуй, это единственный пример такого рода действий, так как убийство в цыганской среде по другим причинам приводило к различным видам наказания виновного со стороны родственников, которое могло повлечь смерть самого убийцы. Однако явления, приводившие к убийству, среди цыган чрезвычайно редки, хотя драки бывают, но при этом конфликтующие стороны обычно пытаются найти мирный выход из возникшей ссоры и примириться.
Смерть человека даёт его родственникам право наследовать имущество умершего. По традиции после похорон сжигают личные вещи покойного. В прошлом, если умерший не делал сам каких-либо распоряжений, его наследники делили имущество по их обоюдному согласию. Могло быть и так, что имущество переходило к тем, у кого умерший окончил свой земной путь и кто его похоронил.
После своей смерти каждый цыган-мужчина становился предком, то есть защитником своих детей-потомков. Его именем мог быть назван род цыган.
О цыганских поверьях, оберегах, деталях костюма можно прочесть в прекрасной книге:
Реймонд Бакленд. Цыгане:тайны жизни и традиции
И вот интересная статья о культуре цыган: