Цыгане в искусстве, как в старинном, так и в современном на исторические темы.
Микеланжело Караваджо Изображение цыганки- гадалки - конец XVI века:
Ещё из «Парижской хроники» за 1427 год мы знаем, что первые цыганки, прикочевавшие в Западную Европу, носили длинные рубахи и плащи, завязанные на плече. Тогда ещё не было ни монист, ни широких пёстрых юбок. Кочевницы прибыли из гибнущей под ударами турок Византии и одевались «на византийский фасон».
Живописцам эпохи Возрождения никто не заказывал картин с «египтянками». Знатные люди желали иметь свои портреты. Церковь оплачивала полотна на библейские темы. В моде были также сюжеты, взятые из античной мифологии. И всё же облик цыганок той давней эпохи известен нам не только по литературе.
Караваджо нарисовал своё «Гадание» на спор.
Бурной была жизнь гениального итальянского мастера. Дерзкие речи, аресты, конфликты с заказчиками и ссоры, в которых он привычно хватался за нож. А в живописи – отважные контрасты света и тени. Невиданная прежде манера, породившая сотни подражателей. Этот человек не боялся изобразить апостолов в облике обветренных крестьян с грязными босыми ногами. Мягкий лиризм одних его полотен сочетался с холодной жестокостью других.
Нельзя сказать, чтобы добропорядочные приятели не пытались образумить Караваджо. Ещё когда он был совсем молод и не успел проявить свой творческий потенциал в полной мере, многих пугала новизна его подхода. Они хотели видеть мир на полотнах очищенным от «случайного», то есть возвышенно гармоничным. Они лишь качали головой, глядя на «Больного вакха» или натюрморт с увядающими листьями.
Однажды произошел очередной спор. Доброжелатели как всегда твердили Караваджо, что художник должен творить, глядя на прекрасные статуи ваятелей античности: Фидия и Гликона. Тот вспыльчиво ответил, что учиться надо у природы, а персонажей брать из уличной толпы. И тут же – чтобы не выглядеть голословным – выскочил наружу и приволок за собой цыганку, которая как раз проходила мимо постоялого двора. Как пишет автор того времени Беллори, художник «написал её, как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени».
Одним словом, прекрасная картина, на которой молодому кавалеру гадает женщина в тюрбане, родилась как аргумент в перепалке темпераментных итальянцев по поводу соотношения идеала и реальности в искусствеФранс Хальс. «Цыганка». Дерево., масло. Около 1628 г.
«Цыганка» Хальса – в числе признанных шедевров мирового искусства. Великий голландский портретист XVII века создал образ лукавой неунывающей молодой женщины, и искусствоведы дружно признали это небольшое полотно одной из вершин его творчества.
Некоторые зрители в недоумении пожмут плечами. Цыганка? А где цыганский наряд? И почему в лице так мало восточного?
Нам легко критиковать. Не все готовы учитывать, что в эпоху Хальса (и даже столетием позже) редко кому удавалось точно ухватить кистью этнический тип. Негров, к примеру, в те времена рисовали с европейскими чертами лица – просто заменяя цвет кожи на чёрный.
А с другой стороны, почему цыганка-синти не могла выглядеть именно так? С начала XV века (когда первые таборы прикочевали в Западную Европу) смешение крови могло зайти в некоторых семьях очень далеко.
Что касается одежды, то в красном крестьянском лифе нет ничего удивительного. Хальс рисовал свою героиню в разгар антицыганских законов. Любая встреча с представителем власти могла обернуться для неё бичеванием, раскалённым клеймом и ссылкой. Мудрено ли, что дочери кочевого племени старались не выделяться из толпы? С детства каждая училась главному ремеслу – науке выживания.
Писатель Сервантес – автор знаменитого «Дон Кихота» - сохранил для нас слова «цыганского урока»:
- Заметь, малютка, что мы занимаемся ремеслом опасным, полным заковырок и больших трудностей… Один «двухголовый» дублон сразу развеселит сердитое лицо прокуратора и всех прислужников смерти - а для нас, бедных цыганок, это сущие гарпии: им куда приятнее грабить нас и драть с нас шкуру, чем обобрать разбойника с большой дороги! Какими бы рваными и обтрёпанными они нас не видели, никогда они не считают нас нищими...
Может быть, теперь мы другими глазами посмотрим на «Цыганку» Хальса?
Лукаво стреляет взором, приговаривая что-то весёлое, кочевница, которая избежала ареста вчера, и которую могут без вины казнить завтра. Девушка выросла в атмосфере травли и не раз теряла родных под ударами бесчеловечных законов. Её раскованность дорого стоит.
Портретисту хотелось подчеркнуть в темноволосой героине вольный дух. Поначалу грудь цыганки была написана скромнее – но потом Хальс сделал у её рубахи более глубокий вырез. Очевидно, знаменитый мастер поразмыслил и понял: его цыганка должна выглядеть дерзкой, слегка циничной – словом, капелька вызова ханжеству не помешает. Эта деталь творческого процесса стала известна искусствоведам благодаря исследованию картины в рентгеновских лучах.
Она не заказывала мастеру свой портрет.
Он вряд ли рассчитывал на золотой дождь.
Их случайная встреча подарила европейской живописи полотно, ставшее воплощением неистребимого жизнелюбия.Корнель де Ваэль «Посещение каторжников». Гравюра. XVII в.
Если задуматься о том, какая сторона цыганской жизни лучше всего отражена в западно-европейском искусстве, то вне конкуренции будет, конечно же, гадание. Сотни картин и зарисовок посвящены одному и тому же сюжету: темноволосая женщина держит в руке ладонь клиента и предсказывает линию судьбы.
Обидно. Ведь с XVI по XIX век таборы существовали в условиях постоянных репрессий. Несчастных кочевников за одну лишь принадлежность к цыганскому народу казнили, ссылали, калечили, отправляли на галеры.
А художники ничего не замечали. Произведения, посвящённые трёхвековой травле можно буквально перечислить по пальцам.
Одно из таких редких исключений – гравюра, созданная в XVII столетии. Она изображает галерников на каторге города Марсель (среди этих людей с выбритыми затылками было тогда немало цыган). Известно, что семьи осуждённых селились в пригороде и время от времени цыганки навещали своих мужей. Именно такой эпизод на пристани изобразил французский художник Корнель де Ваэль. Вряд ли обычный современный зритель сразу догадается, кто предстаёт на гравюре. Но читателям нашей рубрики уже помнят, что в ту эпоху не было ещё ни монист, ни пёстрых юбок. Конечно же, эти босые женщины в рубахах и плащах через плечо – цыганки. А чтобы развеялись всякие сомнения, автор даёт подсказку. Одна из посетительниц гадает по руке офицеру охраны.
В принципе на гравюре не изображено ничего страшного.
Никого не секут и не вешают. Но подумаем о том, дождутся ли лохматые детишки того дня, когда их отцы выйдут на свободу. Кто знает? Сроки тогда давали огромные, а смертность на галерах была очень высока…Это хоть и гравюра позднего периода, но тем не менее интересна:
иллюстрации к «Путешествию по Испании». Эта роскошно изданная книга даёт объёмный образ жаркой страны. Сотни зарисовок отображают испанскую экзотику и посведневность. Некоторые из них по сей день используются для оформления новеллы «Кармен». Доре не забыл изобразить ни работниц табачной фабрики, ни контрабандистов, несущих тяжёлые тюки по узким горным тропинкам.
Одно из самых интересных мест книги – описание цыганских пещер в скалах Сакто-Монте. Для тех, кто не знает, объясню, что многие испанские цыгане решали жилищный вопрос, вырубая себе всё новые комнаты в скалах (эти своеобразные поселения существуют и сейчас). Доре не ограничился общим видом пещер. Он изобразил и цыганский танец. Будет уместно кратко процитировать отрывок текста, посвящённый пляске.
«Танцовщицы, блестящие в своей непринуждённости, в своих нищенских отрепьях, с нетерпением щёлкали кастаньетами, ожидая гитар и бубнов, за которыми пошли в соседние пещеры. Скоро гитары начинают свой плач и под пальцами певцов возникают пронзительные странные мелодии. Старая хитана (совершенно законченный тип колдуньи)… берёт большой баскский бубен, и его бронзовая кожа послушно издаёт звуки под её пальцами, в сопровождении звона медных дисков. Прекрасно сложенная рослая девушка по имени Перла принимается танцевать цоронго с гибкостью и очаровательной грацией; её босые ноги порхают по земле, усеянной острой щебёнкой, а со стороны кажется, словно она танцует на ковре. Гитары ускоряют темп, и возгласы: «Хэй! Оле! Оле! Альза!» - раздаются со всех сторон, поддержанные напором рукоплесканий и ударами ладоней по бубнам. Цыганка знает, впрочем, что славные серебряные монетки будут платой за её талант».
К рассказу просится небольшой комментарий. Мы привыкли к тому, что танцевальный стиль испанских цыган – это хлёсткий перестук каблуков. При этом современный зритель упускает из виду, что чечёточная манера сформировалась относительно поздно. Звуковые эффекты оказались хороши для ресторанной публики и вызывали бурный восторг на эстрадных подмостках. Народный стиль изначально был иным. Испанские цыганки танцевали босиком (подобно своим сёстрам из таборов России, Румынии или Венгрии). Редкая цыганка имела тогда привычку к обуви.
Кстати, Доре показывает, что в 1874 году выступления в тавернах обходились ещё без дроби туфелек. На другом его рисунке «Хитана из Севильи» жгучая красавица танцует на столе. Конечно же, она босая. Как и все остальные цыганские героини книги «Путешествие по Испании».Бартоломео Бренберг (1600-1657) «Нахождение Моисея». Х., м.
В Венгрии цыган называли «фараоново племя». В Англии - «джипси» (искажённое - «египтяне»). Вызвано это тем, что первые таборы, перекочевавшие в Европу, представлялись выходцами из Египта. Почти каждый автор, описывающий цыганскую историю, упоминает о многовековом заблуждении европейцев и воздаёт хвалу учёным, раскрывшим истинное происхождение кочевого народа. Я уверен, читателям эти факты хорошо знакомы, и упоминаю о них лишь для того, чтобы показать – не каждая ошибка идёт во вред. Благодаря легенде о египетских корнях цыган, исследователи имеют дополнительный изобразительный материал.
Старинная европейская живопись при всей своей технической изощрённости была наивна. Художники, изображавшие библейские сюжеты, без тени сомнений наряжали героев картин в костюмы своих современников. В результате Понтий Пилат нередко оказывался в облачении немецкого судьи, а римские легионеры, бичующие Христа, ничем не отличались от городских стражников. Сейчас историки изучают по этим полотнам быт Западной Европы эпохи Возрождения.
При чём здесь цыгане?
Вспомним, что Египет множество раз упоминается в Ветхом и Новом Завете. Конечно же, художники не знали, как одевались египтяне в библейские времена, и шли по самому лёгкому пути. В конце концов, каждый из них видел «египтянок» на улице – эти смуглые женщины навязчиво предлагали им погадать. В результате цыганки послужили моделями для множества персонажей. Их брали, в частности, за основу такие мастера, как Лука Лейденский и Питер Брейгель. Облачены эти женщины в широкие одежды «византийского» фасона (в которых они ходили после перекочёвки в Западную Европу по меньшей мере два столетия).
Это и ценно! Мы видим на старинных картинах тюрбаны и широкие плащи, которые были потом прочно забыты. Посмотрим, например, на полотно Барталомео Бренберга «Нахождение Моисея». Действие происходит на берегу Нила (через который художник простодушно перекинул каменный мост итальянского типа). Согласно библейскому тексту мать-еврейка пустила плавучую колыбель по течению в надежде, что над ребёнком сжалятся добрые люди. К счастью, дочь фараона как раз совершала прогулку у воды. Служанка принесла ей подкидыша, и Моисей был воспитан во дворце.
Вглядимся в картину. Как и следовало ожидать, дочь фараона больше похожа на принцессу со свитой. На ней пышный наряд знатной дамы. Египетская служанка, напротив «срисована» с бедной кочевницы. На ней широкая длинная рубаха и плащ, задрапированный через плечо. На голове – широкий диск с завязками, полюбившийся цыганкам той эпохи как хорошая защита от дождя. Такие головные уборы были заимствованы ими уже в Европе, и знакомы нам по работам ряда авторов, изображавших сцены гадания. «Нахождение Моисея» - это ещё один штрих в собирательном образе цыганки Запада XVII века.Это тоже хоть и поздняя картина, но, боюсь, что такие случаи могли происходить и в XVII веке, как это ни грустно...
Пауль Бём писал свои картины с немецкой основательностью. Что бы он ни изображал: крестьянский быт или цыган возле повозки – каждая деталь была дотошно выписана. В этом заключалось достоинство его творчества, но здесь же таилась ограниченность. Зачастую перед зрителем представала всего лишь сцена из жизни. С тем же успехом на месте художника мог быть и фотограф.
Небольшое полотно с цыганским скрипачом стало эмоциональным всплеском. В тесном сарае мы видим финал трагедии. Скупыми штрихами автор очерчивает события последних дней. Скитания по дорогам. Болезнь молодой жены. Нищету, которая не позволила несчастной паре найти иное пристанище.
Цыганка умирает на соломе.
Купленное на последние деньги лекарство не помогло. Пустой пузырёк опрокинут.
Что остаётся делать?
Любящий человек делает единственное, что в его силах. Он играет на скрипке, и мелодия уносит бедную цыганку в те дни, когда оба они были счастливы.
Часто говорят и пишут, что «У цыган нет любви, а есть привычка».
Так ли?
Бём верил в глубину цыганских чувств. И разве не большой настоящей любви посвящена старинная ловарьская песня, в которой муж оплакивает попавшую за решётку жену? Пусть вспомнит эти горестные слова каждый, кому кажется верной сентенция о «привычке».Яй, жял о кхам тай ви перэл
Драго мамо,
Яй жял о кхам, тай ви перэл,
Са л’ромня кхэрэ авэн.
Яй, са л’ромня кхэрэ авэн.
Яй, нума муры чи авилас.
Драго мамо,
Пе деш бэршора вой пелас,
Яй, пе деш бэршора вой пелас.
Яй те жянглэмас мэ кодо,
Драго мамо,
Яй, те жянглэмас мэ кодо,
Де цыно андэ яг хуклэмас,
Яй, де цыно андэ яг хуклэмас.
Ой, идёт солнце и заходит,
Дорогая мама,
Ой, идёт солнце и заходит,
Все цыганки домой приходят.
Ой, все цыганки домой приходят,
Ой, только моя не пришла,
Дорогая мама,
На десять лет попала.
Ой, на десять лет попала.
Ой, знал бы я это,
Дорогая мама,
Ой, знал бы я это,
Маленьким прыгнул бы в огонь,
Ой, маленьким прыгнул бы в огонь.Ниже - урок игры на скрипке - костюмы цыган менялись редко, за исключением незначительных деталей.
Цыгане от природы музыкальны, но как этому суждено проявиться, зависит от того, где они живут.
В Турции молодые цыганки прекрасно исполняли танец живота, потому что это нравилось мусульманам; в России цыгане виртуозно играли на семиструнной гитаре, поскольку это нравилось русским. Восточная Европа - царство скрипки. Было бы странно, если бы при горячей любви местных народов к скрипке она не прижилась бы в таборе. Восточная Европа покорена смычковым инструментом давно. Знаменитый чардаш только выиграл от цыганской азартной манеры игры.
Когда же цыгане Венгрии и Румынии стали музыкантами? Сразу скажу, что весь XV и XVI век они в этом качестве упоминаются лишь эпизодически. Данный факт нельзя считать случайностью. Прежде, чем интерпретировать чужой фольклор, надо долгий срок обживать новую территорию. Только после того, как пройдёт инкубационный период, возможен прорыв в области искусства.
Уже в XVII веке цыгане завоёвывают признание при княжеских дворах, ещё через сто лет они известны повсюду, а в XIX веке нет придорожной корчмы, где не выступал бы время от времени цыганский оркестр. Вот что говорит старинный автор де-Жерандо о своих смуглых современниках: «Цыгане ловки, живы и бодры. Они делают всё очень искусно, если только хотят... Обыкновенно цыгане не знают даже нот, но музыкальное чутьё заменяет им всё и, собственно говоря, одни только цыгане умеют играть венгерские напевы... Цыгане передают эти мелодии иногда с несравненным чувством и огнём. Они обнаруживают талант не только в совершенной игре песен, но также в остроумных вариациях».
Музыку в таборе начинали впитывать буквально с молоком матери. На полотне Франтишека Стрейтта цыганёнок учится владеть скрипкой, которая будет кормить его всю жизнь.Проспер Мериме. «Цыганская семья» Б., акв.
Мы привыкли воспринимать Проспера Мериме исключительно как писателя. Его знаменитая новелла, посвящённая испанской хитане, завоевала мировую известность. О гордой Кармен ставят спектакли и снимают фильмы. Этим образом вдохновился композитор Бизе, создавая свою знаменитую оперу. Но задумывались ли вы, что Мериме рисовал?
По большому счёту здесь нет ничего неожиданного. В XIX веке многие литераторы получили разностороннее образование, позволявшее выражать свои мысли не только в словесной, но и в зрительной форме. Широко известны рисунки Пушкина. А Лермонтов вообще был талантливым художником, работавшим даже в технике масляной живописи. Одним словом, то, что французский писатель делал акварельные этюды, характерно для его эпохи.
Крайне интересная акварель была создана Мериме после посещения цыганской лачуги в горах Вогезы на западе Франции. Благодаря ей мы точно знаем, какими мог представлять своих литературных персонажей сам автор. Возможно, босоногая цыганка с густой гривой чёрных волос – это прообраз Кармен. Она стоит, подбоченясь. Глубокий вырез её рубахи подчёркивает вольный дух. Из украшений – лишь бусы. На ней слишком короткая для того времени юбка. Сейчас это покажется странным – но в середине XIX века юбка до пят вовсе не была обязательным атрибутом цыганской одежды. Крайняя бедность вынуждала носить выпрошенные лохмотья. Нередко цыганки укорачивали подол по колено, срезая свисающие лоскуты. Именно так изображали их с натуры художники разных стран.
Наблюдательный зритель увидит и другие детали, отражающие крайнюю бедность. Тесноту лачуги. Убогую лежанку. И здесь же висящая на стене труба – намёк на музыкальный талант загадочного народа… Этнографам наверняка будет интересна одежда стоящего слева ребёнка. Ведь это завязанная через плечо накидка, подобна тем плащам, в которых цыгане ушли из гибнущей Византии! Кисть Мериме запечатлела, что этот фасон сохранился и четыре столетия спустя в самом центре Европы.Цыганские дети стали героинями творчества Бугро как минимум дважды. И оба раза он изображал девочек из этнической группы «синти». Как это ни покажется странным, но эти полотна выпадают из серии за счёт своей правдивости. Художник не соблазнился яркостью нарядов, хотя и видел прикочевавшие во Францию кэлдэрарские таборы. Юбки его цыганок блёклые и потрёпанные. На одной картине смуглая девушка несёт на руках сестрёнку. На другой изображена девочка, сидящая со скрипкой на коленях. Полотно отличается лиризмом и мастерской композицией. Здесь нет ничего лишнего. На заднем плане – силуэт собора Нотр Дам, как символ Парижа и одновременно одна из вершин европейского искусства. Темноволосая цыганочка не выглядит на этом фоне лишней. Синти славились своим музыкальным талантом; среди них были замечательные скрипачи, гитаристы, арфисты. Смычковый инструмент у девочки – знак родства с европейской культурой… Она присела отдохнуть на каменном парапете, но благодаря таланту Бугро кажется, что мелодия ещё звучит. На мой взгляд, «Цыганка» – одна из самых удачных картин этого мастера.
Ниже - несколько картин художника Николая Бессонова, посвященные цыганам в старой Франции и вообще в прежние времена, некоторые из них могли бы служить настоящими иллюстрациями к нашему общему сюжету, когда я приглядывался, мне чудились среди изображенных и Маритана и Гошер и даже Валентин Ла Валетт (которого тогда звали совсем по другому) в молодости кочевавший с табором в Испании - по цыганским законам таборяне принимают к себе изгоев и беглецов не-цыган, если они согласны соблюдать закон:
Табор в дороге (на куртке цыгана на переднем плане - обереги - путси)
таборянки идут на промысел в город:
верховой цыган у шатра-бендера
уличная сценка на улицах старого Парижа
Цыганка-служанка в богатом доме. Видимо ей там плохо приходится
ожидание у ночного костра
гадалка в Парижском переулке
Молитва Эсмеральды в Нотр-Дам
и два старинных изображения XVII века
по этой ссылке - большая коллекция старинных картин и гравюр с изображением цыганского гадания:
цыганское гадание на старинных картинах
и сам сайт, с которого можно многое почерпнуть об истории и культуре цыган
Кстати, это уже по собственному опыту. Моя матушка при жизни была знакома с женой цыгана Дуфуни Вишневского, очень почтенного, увы, уже покойного деятеля цыганской культуры, режиссера и актера. Я был еще маленьким. Эта женщина как-то объяснила мне, что на всех картинах и как правило на улицах цыганки гадают по руке гадже - то есть не-цыганам. Дело в том, что настоящее цыганское гадание только по картам. Цыганка, гадающая по картам никогда не лжет - дело в том, что гадальная колода одушевлена и за ложь мстит самой гадалке, поэтому цыганка цыганке или гадже, которому хочет сказать правду, раскладывает карты.
А по руке - всегда можно солгать и наплести короб небылиц. Эту ложь "магические" силы не карают.