Король Франции Людовик XIV очень уважал охоту и неимоверно любил своих спаниелей, при этом собственноручно ежедневно раздавал им специально приготовленные сухарики.

Как видно, это были очень сильные собаки на толстых ногах, с большою, но остромордою головою, большими ушами и очень волнистой шерстью, из-под стойки которых король стрелял влет.

http://img-fotki.yandex.ru/get/66659/56879152.46f/0_11ae76_ae73a2cd_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/31082/56879152.46f/0_11ae74_a631fcf0_L

Но эти собаки не могли быть рослыми, так как известно, что во времена Людовика XIV и даже Людовика XV собак возили в тороках за седлом, для чего приучали их прыгать с земли на сапог охотника (пажа), который брал собаку и сажал на место позади себя.

Живописцы Депорт и Удри оставили много картин и гравюр, изображающих портреты французских легавых Людовиков XIV и XV. Большинство этих собак имеют кисточку на конце хвоста - признак помеси с эпаньелем или с теми из английских крупных спаниелей, которых Генриетта Английская, герцогиня Орлеанская, вывезла из Англии. Как мы видели, французские эпаньели, в свою очередь, вывозились в Англию. Еще доктор Каюс говорит об особой французской породе спаниелей с черными крапинами.
С XVIII века французские эпаньели подвергаются самым разнообразным скрещиваниям с браками, пуделями, брудастыми гончими, английскими спаниелями и окончательно утрачивают свой типичный коренастый склад. Об этих смешениях можно только догадываться, так как в новейших французских охотничьих книгах, странное дело, ничего не говорится о собаках прошлого и начала текущего столетий.

Особого расцвета при короле Людовике XIV достигла порода декоративных карликовых спаниелей. Очень популярны были такие собачки при французском и испанском королевских дворах. Эту же привязанность испытывали Мария Антуанетта и мадам де Помпадур. Маленькая собачка была любимицей знати в XVI-XIX веках.

Вообще этой породе повезло - многие знаменитые художники запечатлели ее на своих полотнах. Часто можно встретить на средневековых картинах небольших собачек, которые сидят на столе или лежат, свернувшись калачиком, на коленях у своего хозяина. Картина итальянского художника Тициана "Дочь Роберто Строцци" (1542) изображает девочку с собачкой.

У всех законных и незаконных потомков короля Людовика XIV были карликовые спаниели, что подтверждают портреты кисти Миньяра, Ларжильера, Гобера и других. За тридцать лет собачки короля сохраняли однотипность: черно-белый, иногда трехцветный, окрас, умеренно густая шерсть и длинные уши. Такое постоянство - свидетельство жесткого отбора. Великий король, скорее всего, держал в разведении собак курс на скрещивание родственных особей, так же, впрочем, как и поддерживал родственные браки в королевской семье.
Королевские собачки имели рост около 35см в холке и отличались от современных фаленов только более коротким хвостом, который они держали "султаном" (поднятым вверх). Такая особенность сохранялась у карликовых спаниелей до начала XX столетия.
На протяжении нескольких веков породу называли в Европе "мотылек" (в Англии - "баттерфляй"), а иногда и "собачка-белка".

Людовик XIV также оказавшись под чарами той-спаниелей даже учредил специальную должность, носитель которой должен был следить за «королевской» породой. Считается, что континентальные той-спаниели стали первой «нерабочей» породой, разведением которой занимались профессиональные заводчики того времени.

Вот современная фотография французского эпаньоля, я не знаток собачьих пород и статей, но кажется он больше похож на сеттера, чем на спаниеля.

http://img-fotki.yandex.ru/get/39073/56879152.46f/0_11ae75_b79017f5_L

Исходный текст статьи