Вдогонку к статье о карликах нашел очень интересный материал, в нем есть и комментарии к уже приведенным картинам Веласкеса, и судьбы реальных людей, о которых память долгое время держалась в обществе.
До XIII в. шуты едва ли выделялись из массы гистрионов. Их изображения появляются на рубеже XIII-XIV вв., когда возникает мода держать дураков при коронованных лицах н вельможах. Особое развитие институт придворных шутов получил в XV-XVI вв. Памятники искусства позволяют обрисовать историю костюма и атрибутов профессионального буффона.
В инициалах «D» к псалму 52 («Отказал безумец в сердце своем: нет бога») библейский безумец, спорящий с царем Давидом, представлен в образе шута, характерном для конца XIII-XIV в. На остроконечном капюшоне весело звенели колокольчики и бубенцы (капюшон мог иметь два или три конца). Погремушка представляла собой надутый свиной пузырь с сушеным горохом, привязанный к короткой палочке. Дураки брили голову и бороду, вокруг макушки оставляли венчик волос, носили короткие рубахи с рукавами до локтей, ходили босиком. Иногда безумец потрясает дубинкой, но уже в ходу типично шутовской аксессуар-марот (marotte-франц.). Это жезл (длина 30-40 см) с резным навершием - кукольной головкой смеющегося шута. Вспомним о новгородских фигурках так называемых домовых из слоев Х - начала XIV в. В развалах жилых домов и надворных построек найдены топкие деревянные стержни (длина от 30 до 50 см) со скульптурными мужскими головками на конце. Предполагают, что это идолы - духи-покровители семьи, защитники от злых сил. Особенно близки марот во фламандской Псалтири конца XIII в. и новгородский «домовой» того же времени. В обоих случаях лица дураков похожи на Петрушку кукольной комедии: маленькие хитрые глазки, плоский нос, толстогубый рот, растянутый в благодушной улыбке. Возможно, загадочные булавы и стержни из Новгорода с фигурными завершениями в виде человеческих, звериных и птичьих головок (всего их найдено более 180) носили ряженые участники массовых «игрищ неприязных», после чего прятали в избах до следующего праздника. Аналогичные новгородским «домовым» деревянные палочки со стилизованной головкой человека на одном конце обнаружены под углами срубных построек XII-XI II вв. в Риге, что свидетельствует об их ритуальном назначении (жертвоприношения при строительстве нового дома). Марйак - палка с вырезанной человеческой головой и бубенцами - атрибут армянских шутов.
XIV в. шута увенчивали парой птичьих крылышек, что напоминает атрибут ловкого и изворотливого Меркурия - изобретателя лиры, бога красноречия, знатока магии и астрологии, покровителя плутовства и воровства. В древнегреческом искусстве хитроумного бога изображали юношей с крыльями па голове и жезлом-кадуцеем, обвитым змеями.
В XV в. складывается классический тип шута в экстравагантной одежде, известный по миниатюре, скульптуре, светской и храмовой живописи. Его колпак с ослиными ушами, соединенный с круглым фестончатым воротником, стал в Западной Европе популярным символом мировой глупости. На ослиные уши и фестоны оплечья подвешивали колокольчики. В XVI в. на дурацких капюшонах видим «петушиный» гребешок. Пестрый наряд шутов (жилет, узкие штаны-чулки) кроили из тканей контрастных цветов («mi-parti»), из разноцветных лоскутков-выкроек составляли узоры. Снизу жакет оформляли фестонами с бубенчиками; на поясе висела сумка или кошель. Иногда костюм шута кричащего красного цвета; он ассоциировался у ригористов с адским пламенем, уготованным паяцу. Кукла-марот служила своеобразным маленьким двойником самого шута. Потешники гримировали лица, на щеки накладывали пятна румян . Традиционный костюм шутов - знак их корпоративной принадлежности.
Знаменитый шут Шико - личность легендарная и реальная.
ШИКО
Шико (1540-1591) родился в Гаскони в 1540 году, на берегах Сены. Будучи южанином, он очень любил солнце. Настоящее имя – Жан-Антуан д’Анжлер. Происходил из дворянской семьи. Придворный шут французских королей Генриха III и Генриха IV. Шут при дворе является своеобразной чертой, границей, он занимает ступень, на которой стоит только он. Шут - любопытная роль, по крайней мере, с точки зрения впрыска адреналина. Улыбаться в горе и горевать в радости, заземляя высокое и вознося низкое с обывательской точки зрения - задачка не из простых.
Сначала он служил солдатом под началом савойского маркиза де Вилара, который был отцом Мадлен Савойской, жены герцога Майенского. Позже служил королям Франциску II и Карлу IX, при которых занимал весьма важные должности. Позже он стал любимым шутом Генриха III, а потом и Генриха IV (после смерти Шико, Генрих IV еще 19 лет будет править, пока не будет убит католиком-фанатиком). Но это было потом…
А в начале Шико был ярым католиком, и возможно даже принимал, вместе со своим братом Раймондом, участие в убийстве Франсуа де Ла Рошфуко (французский писатель-моралист), одного из лидеров гугенотов во время Варфоломеевской ночи. В 1574 году Шико получил звание лейтенанта. Он служил Генриху III с огромным усердием и преданностью во времена религиозных войн. Тем не менее, со временем его религиозная ревность стала умеренней, и он стал приверженцем религиозной терпимости.
Шико был любимым королевским шутом при дворе Генриха III. Простой гасконский дворянин, он не только дерзнул вступить в любовное соревнование с герцогом Майеннским, но и не постеснялся взять верх над этим принцем крови, за что герцог, как говорили, учинил над ним расправу. Пятьдесят ударов бичом. Которые в последствие Шико вернул тому кто ему их приказал нанести и тому кто их наносил, да еще и с процентами которые набежали за долгие годы.
Возлюбленная Шико, была добрым и очаровательным созданием, из благородного рода. Однажды ночью, когда Шико пришел ее повидать, один ревнивый принц приказал окружить дом, схватить Шико и жестоко избить его, и Шико был вынужден спастись через окно, разбив стекла, - открыть его не было времени, - и затем прыгнуть с высоты этого маленького балкона на улицу. Не убился он только чудом, и потому всякий раз, проходя мимо этого дома, Шико преклоняет колени, молится и в своих молитвах благодарит господа, извлекшего его из такой передряги. Он был глубоко религиозным человеком. Хотя религия ему быстро надоедала.
Шико пришлось искать убежища у Генриха III. За покровительство, оказанное ему королем Генрихом III, он расплачивался тем, что говорил королю правду, как бы горька она ни была. Он был личным советником короля. Так как в своем королевстве Генрих был не более чем седьмой или восьмой король.
Шико был необычный шут. Прежде чем зваться Шико, он звался де Шико .Единственный шут за всю историю Франции который носил шпагу. Да еще какую! Не уступающую самому Бюсси. В марте 1584 ему был пожалован королём аристократический титул. Шико пользовался при дворе последнего Валуа свободой, равной той, которой был удостоен за тридцать лет до него Трибуле при дворе Франциска I, и той, которая будет предоставлена сорок лет спустя Ланжели при дворе короля Людовика XIII. Шут обладал неограниченными возможностями. Ему было позволено абсолютно все. Начиная от того что можно было улечься спать посередине зала во время королевской аудиенции и до того чтобы при людях обозвать короля дураком! Шут может сидеть на королевском троне, может стоять впереди короля, позади него, рядом, может говорить от имени короля, может передразнивать его и т.д.
Шуту было не обязательно все время ходить с бубенчиками на голове, пестрой одежде и длинных скороходах с задернутыми носами, походить на скомороха. Тут Шико был исключением. У него был прекрасный вкус. Одевался он просто, но со вкусом, вкусом дворянина!
Основной задачей шута состояло в том что бы он веселил и развлекал короля. Шико с этим прекрасно справлялся. У него было потрясающее чувство юмора. Он мог мертвого рассмешить. От его лихих дурачеств, король порой чуть со смеху не помирал. Шико любил распевать духовные гимны, декламировать стихотворные сатиры, составлять бывшие тогда в большом ходу анаграммы, находя в имени каждого куртизана - либо по-французски, либо по-латыни - намеки, донельзя обидные для того, чью личность он таким образом высмеивал. Сам же при этом даже не улыбался. Он был в меру серьезен и смешон. Король его очень любил. Он был для него самым близким другом. Он доверял своему шуту дела государственной важности и частенько просил о помощи или обращался за мудрым советом. Они все время были почти безотлучными. Шико оберегал Генриха Валуа, как мать оберегает ребенка.
Во Франции при дворе шуты играли одну из ключевых ролей. Он был очень умным и мудрым человеком, хитрым, ловким и храбрым. Шико был терпеливым и умел ждать. Вот его слова: «Вода и время,-два могущественнейших растворителя: один точит камень, другой подтачивает самолюбие. Подождем…»
Он великолепно разбирался в делах государственных. У него был красивейший аристократический почерк. Знал несколько языков, латынь в том числе. Хорошо разбирался в геральдике. Он был прирожденным наездником и прекрасным фехтовальщиком. Одним из лучших, - «вторая шпага» во Франции! «Первой шпагой» был головорез Граф де Бюсси (последний рыцарь Франции). В фехтовании имеют значение три вещи - прежде всего голова, затем руки и ноги. Первая помогает защищаться, первая и вторая вместе дают возможность победить, но, владея и головой, и рукой, и ногами, побеждаешь всегда. У Шико была смышленая голова, длинные руки и крепкие ноги.
Шико был женат и имел пять сыновей.
Он обладал всеми качествами которыми должен обладать человек служивший при дворе: лицемерие, наигранные улыбки, гримасы, лукавая ирония, сарказм и притворство. Он был остроумен, весел, полон задора и энергии. Он излучал свет и положительные эмоции.
Шико прекрасно умел подражать чужим голосам. Он находил общий язык с любым человеком. Даже с самым злейшим врагом короля! Он мог влиться в доверие к любому. Как к пьянице монаху так к принцу крови. Он знал практически все что происходит в королевстве и за его пределами. Он просчитывал все на несколько ходов вперед. Фактически Шико был королем Франции. В Шико была воплощена мудрость королевства !!!
него были знакомые друзья среди обычных трактирщиков, монахов, священников. Он был в хороших отношениях со свитой герцога Анжуйского. Он был в хороших отношениях с Бюсси, которого ненавидел король. С Гизами он так же имел честь знакомства. Даже извечный враг династии Валуа – Генрих Наваррский знал и уважал Шико. Сделав его в последствии свои шутом. Шико не раз говорил что Генрих Наваррский – вот истинный король Франции, который ему по душе.
Шико был прекрасным философом, он ничего не принимал близко к сердцу. Он смеялся потихоньку над неблагодарностью людей и по своему обыкновению чесал себе нос и подбородок. Шико не был чужд суевериям своего времени. Многие его не любили. Называя: «назойливой мухой», «хитрой лисой», «ядовитой змеей», но чаще всего его называли «господин дурак»! На что он отвечал весьма спокойно и с улыбкой: «Это моя должность!». Хотя в вопросах чести Шико был весьма щепетилен. И не оставался в долгу. Шико обнюхивает и лижет камни как лиса, на которые пролилась его кровь, до тех пор, пока не размозжит об эти камни головы тех, кто ее пролил.
Шико отличался решительностью и великодушием, да к тому же еще и любопытством. Он никогда не был скупцом, - совсем напротив, нередко он даже швырял полными горстями золото, жертвуя, таким образом, жизненными благами ради торжества идеи, согласно убеждениям, свойственным всем сколько-нибудь достойным людям.
Еще у Шико был страшный аппетит. Он любил вкусно и с размахом поесть. Особенно в компании со своим братом куманьком Горанфло. Так же он любил хорошее вино. Шико был благоразумный человек и очень ценил сон, никогда не просыпался с одного разу.
Он был большим мечтателем, в своих прогулках почти всегда выбирал прибрежную дорогу. В те временя река Сена еще не была зажата между каменными стенами, волны, лобзали ее широкие берега, и жители города не раз могли видеть на этих берегах длинный вырисовывающийся в лунном сиянии силуэт Шико.
Высказав, по своему обыкновению под видом насмешек и шуток, всю ту правду, которую ему хотелось довести до сведения короля, он покинул дворец. После смерти друзей короля, после того, как начались смуты и заговоры, возбуждаемые Гизами, Шико призадумался со свойственным ему философским практицизмом. Ему надоела роль шута, которую все время стремится играть вполне серьезно, надоело и фамильярное обращение короля - времена наступили такие, что именно оно-то и грозило ему верной гибелью. Храбрый и беспечный, он тем не менее весьма дорожил жизнью: она забавляла его, как забавляет все избранные натуры. В этом мире одни дураки скучают и ищут развлечений на том свете.
На время он уехал к своему куманьку Горанфло в новое аббатство. Погостив там у него некоторое время, он инсценировал свою смерть и вернулся под другим именем (Робер Брике) и видом в Париж. Где купил домик за триста экю у ворот Бюсси.
В мае 1588 из-за восстания в Париже («День баррикад») король Генрих III бежал в Шартр (именно в этом французском городе находится собор Нотр-Дам). Восставшие парижане объявили его низложенным. И Генрих III, заключив соглашение с Генрихом Наваррским, двинулся с ним на Париж. Но был убит монахом — приверженцем Гизов.
После убийства Генриха III Шико сразу же признал Генриха IV новым королём, и был при его дворе в большом почёте. Он воевал вместе с ним в битвах при Иври и Арк.
В 1591 году придворный шут Шико стал жертвой покушения при осаде Руана (город и порт на севере Франции, в 100 км от устья все той же Сены) в рамках таинственной интриги, организованной Католической Лигой.
Так закончилась жизнь великого шута и славного дворянина. Шико был верный и изобретательный друг. Не раз он выручал своего короля в трудных ситуациях и раскрывал заговоры. Шико преподал множество поучительных уроков своим королям. Счастье королей, что они их не считали… Шико был существом из плоти и крови. Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу!!! Он пользовался репутацией прекрасного шутника, фехтовальщика и дворянина.
Трибуле
Француз Трибуле, живший в XVI веке, голова которого была такой маленькой, что он мог бы использовать как шляпу шкуру мандарина, был известен своим интеллектом и остроумием. Обессмертили его многочисленные писатели, такие как Виктор Гюго, а Верди взял прообраз придворного и "Риголетто" именно с него. Трибуле - популярный образ в европейской культурной традиции.Упоминание о нем встречается в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Рабле. Не удовлетворившись советами людей, почитавшихся умными, Панург обращается к Трибуле, руководствуясь народной мудростью "иной дурак умного научит".
Родившись в 1495 году, Трибуле вскоре стал придворным блаженным короля Франции Франциска I, который питал нему огромную симпатию. Блаженный мог безнаказанно обижать знатных дворян, потому что король повелел, что если кто-либо его обидит, будет сурово наказан. Однако после скандального случая, когда Трибуле тихо обрезал рейтузы одному знатному человеку, который, кланяясь королеве, обнажил всему двору свои ягодицы, королевского шутника нашли прибитым за уши к виселице. Триболе умер вскоре после этого в возрасте 30 лет.
Трибуле природой вынужден стать шутом, Трибуле — личность во многом исключительная, он пользуется своим особым положением, чтобы встать над людьми.
О судьбе Трибуле есть прекрасная пьеса Виктора Гюго Король забавляется, конечно это вольная фантазия на тему, но очень яркая и трагичная.
Человек-волк
В 1547 году ораву карликов, шутов и мавров, живших при дворе французского короля Генриха II Валуа, затмило странное существо: то ли человек, то ли зверь - обросший шерстью десятилетний мальчик. Лоб, щеки, нос и даже уши мальчишки были покрыты густой шерстью, напоминавшей соболиный мех. На звериной мордочке поблескивали живые глаза смышленого ребенка. Мальчика звали Педро Гонсалес (Петрус Гонсалус), Он родился на Тенерифе, французские корсары преподнесли "звереныша» в дар королю.
При дворе «волосатому дикарю» жилось хорошо. Педро выучил французский язык и латынь. Через несколько лет он даже прислуживал королю за столом.
Дон Педро, как называл себя Педро Гонсалес, женился на красивой француженке. У них было много детей. Три дочери и два сына унаследовали от отца звериный мех по всему телу. После смерти Генриха II Валуа волосатых Гонсалесов раздарили правителям других стран. В замке Амбрас под Инсбруком висят четыре портрета членов семьи Педро Гонсалеса.
Энрико, старший сын Гонсалеса, уговорил своего покровителя, кардинала Одоардо Фарнезе, вернуть его на природу. Кардинал внял его просьбе, и Энрико провел остаток жизни в деревушке Каподимонте на озере Больсена. Энрико собрал у себя в деревне своих волосатых родственников. Он несколько раз был женат, работал, стал состоятельным человеком и дожил почти до 80 лет.
Обросшие шерстью дочери Гонсалеса дожили до преклонных лет, но вели затворническую жизнь, прятались от людей...
Портреты отца и сына Гонсалесов
Еще один портрет сына Петруса Гонсалеса.1580г.
Петрус с женой
Имя дочери Петруса - Антоньетта (Antonietta). Она осталась в истории голландкой, а для испанцев Tognina. Родилась в 1572 г.
ЛАЗАР ЖАН-БАТИСТ КОЛОРЕДО
мушкетер-шут французского короля Людовика XIV. Из грудной клетки Лазара торчала верхняя половина ещё одного человеческого тела. Причём "двойник" выглядел целиком нормальным, разве что имел на руках по три пальца. Правда, "младший брат" не разговаривал, лишь выпячивал глаза и слюнявил мушкетёрский мундир. А ещё иногда он грустно вздыхал. "Двойной" мушкетёр пользовался неистовым успехом у придворных дам и охотно бился на дуэлях с их мужьями. Да и в стакан заглядывал с удовольствием, поэтому видимо и прожил чуть меньше, чем надо.
Здесь позволю повторить три портрета карликов Испанского двора кисти Веласкеса с более подробными комментариями об их судьбах:
Портрет Эль Примо, по прозвищу “Кузен”, карлика дона Диего де Аседо, также поражает острым драматизмом. С одной стороны, незаурядное, умное лицо интеллигентного человека, а с другой — тщедушная фигурка с маленькими ручками, короткое туловище, горб и тонкие, слабые ножки карлика. Но, в отличие от Себастьяна де Морра или Франциско Лескано, внешность Эль Примо нельзя назвать уродливой. Он был большим интеллектуалом, писал стихи и прозу, был знатоком музыки и композитором. Похоронен был рядом с любимыми собаками короля.
Эль Примо занимал особое место среди придворных шутов: он происходил из древнего дворянского рода и принадлежал к ближайшей свите короля, сопровождая его в поездках по стране. Кроме своих шутовских обязанностей, карлик имел почетную должность в канцелярии королевской печати, да и на портрете он изображен с книгой в руках.
Известно, что Эль Примо стал героем мелодраматической истории, когда ревнивый муж — смотритель королевского дворца — убил кинжалом свою жену за связь с шутом.
По своему сложению Эль Примо относится к лилипутам непропорционального карликового роста. Происхождение подобной аномалии — последствия тяжелого рахита, перенесенного в раннем детстве и вызывающего нарушение минерального обмена в растущем организме. Но такие люди, как правило, хорошо учатся, получают образование, обзаводятся семьями.
На втором портрете изображен Франциско Лескано, неряшливо одетый подросток с крупной головой, большим зобом и постоянно открытым ртом. Одутловатое лицо с седловидным носом, широко расставленные глаза, низкий лоб и непропорционально короткая фигура с толстыми кривыми ножками — характерные признаки больного кретинизмом. Эта болезнь, как правило, связана с резко сниженной функцией щитовидной железы, что вызвано недостаточным потреблением йода с пищей. Кретинизм часто встречается в горных районах с эндемическим распространением зоба. Именно в такой деревушке Вальекас, неподалеку от Мадрида, родился Франциско Лескано.
Больные кретинизмом резко отстают в развитии от сверстников, они медлительны, сонливы, их речь смазана и примитивна. Немало труда приходится приложить, чтобы приучить таких больных к порядку и элементарным нормам гигиены.
Известно, что Франциско Лескано принадлежал принцу Балтасару и умер в 1649 году в возрасте двадцати двух лет.
Ниже - Себастиан де Морра.
Причиной физических недостатков Себастьяна де Морра явилась тяжелая наследственная болезнь, называемая остеохондродисплазия, при которой из-за недостатка гормона нарушается рост хрящевых и костных тканей. Поэтому у Морра так нарушены все пропорции тела. При этой болезни не редкость полное отсутствие пальцев. Но умственные способности, психика и сексуальные способности у таких людей остаются совершенно нормальными. Более того, многие больные этим недугом стали писателями, артистами, художниками, имели семьи и многочисленных любовниц.
Судя по свидетельствам современников, де Морра был на редкость умный и ироничный человек, к тому же отличавшийся феноменальной физической силой, а списку его побед мог позавидовать иной дон-жуан.
Важная функция придворного шута - быть шпионом короля. Обладая определенными привилегиями, шут легко мог войти в любую группу, вынюхивая сплетни и определяя политические настроения. Есть старинная итальянская пословица, существующая и поныне: "Быть как Дурак в Tarocchi (Таро)", что означает быть принятым повсюду.
У Шекспира шут мог выступать как второе "Я" короля и в других важных случаях, что особенно явно в "Короле Лире", где он как бы символизирует истинно королевскую мудрость, которой не обладает сам Лир вплоть до конца пьесы. Согласно Джеймсу Киршу, шут короля Лира персонифицирует самую суть души, руководящую силу, которую Юнг назвал Самостью, В различных колодах Таро, как мы увидим. Шут часто играет подобную роль. Как и его шекспировский двойник, этот Шут не знает устали - он постоянно на сцене, выскакивая то здесь то там, а затем исчезая, прежде чем мы успеваем поймать его. Ему нравится быть там, где что-то происходит, а если не происходит ничего, то уж он что-нибудь придумает.
Подобно псу, шут считался собственностью короля, и оба повсюду следовали за хозяином. Можно только представить, насколько близкими должны быть отношения между этими двумя придворными "животными", гораздо теснее, чем отношения между хозяином и тварью, ибо они, в некотором смысле, братья.
За информацию огромное спасибо автору этого дневника