Отправлено: 11.11.08 15:42

Несколько слов о типажах и языке уголовного мира Старого Парижа.

Жаргон кокийяров - парижских уголовников менялся медленно, этот мир - традиционен в своих знаках и ценностях. Он не менялся со времен Франсуа Вийона.  Большую ошибку сейчас делают те переводчики, что пытаются переводить баллады написанные им на "цветном" языке (а так называлась уголовная "феня" тех лет, при помощи жаргона русских воров XIX_XX веков.

Вот недурной перевод из которого можно почерпнуть некоторые выражения:

Баллада об осторожности

Свернутый текст

Черная Цапля - это конечно же виселица. Словечком Paroir  (паруар) воры называли Париж - в тексте оно переведено как Парьяж, но это не совсем точно. Точное звучание на наш слух звучит достаточно грубо - но речь все же идет о языке грабителей и убийц, а не галантных "драгоценных" - самый точный перевод - Парижопск.

В  наследии Вийона  на воровском языке  написано одиннадцать баллад,
шесть из них впервые  появились  еще в первоиздании Пьера Леве (1489),  пять
остальных,   сохраненных   в  рукописи,   принадлежавшей  шведской  королеве
Кристине, впервые увидели свет лишь в 1881 году; окончательно это баллады не
расшифрованы  и  по сей  день.  Впрочем, едва ли они  могут быть  однозначно
расшифрованы вообще: даже современникам было  разобраться в них непросто, не
для  того воры  и  бандиты,  известные теперь под названием  "кокийяров" (не
называть  же  их  "блатными"!)  свой  собственный  язык сочиняли,  чтобы его
понимала всякая придворная  сволочь.  Словом,  язык  забылся. Сколько  таких
языков забылось...
     Сделаем  небольшое  отступление  в  Россию XIX века.  Попробуйте понять
нижеследующие строки:

     "Мисовской курехой  стремыжный бендюх  прохандырили трущи:  лохи биряли
колыги и гомза, кубы биряли бряеть и в устреку кундяков и ягренят; аламонные
карюки  курещали  курески,  ласые  мещата   грошались". 

Три  всего  строки, грамматика явно русская, а  больше  нормальный  читатель не поймет ни слова.
Между тем эта фраза на офенском языке  приведена в первом же издании словаря В.И.Даля (стр.  LXXVII,  т. I),  где  она  же на нормальный  русский  язык и
переведена:  "В нашей деревне третьего дня проходили солдаты, мужики угощали
их брагой и  вином, бабы подавали  есть, а в дорогу надавали пирогов, яиц  и
блинов; красные девки пели песни, малые ж ребята смеялись".

     Слава  Богу,  В.И.Далю  было  у  кого  спросить  значение  тайных  слов
разносчиков-офеней,  мелких торговцев той поры, бродивших  из села  в село с
коробами  городского  товара.  К  французским кокийярам никакой  В.И.Даль  с
расспросами не  приставал, зато оказался в их среде Франсуа Вийон, взял да и
сочинил  на  их  языке  больше  десятка  баллад  (нет  уверенности, что  все
уцелели), теперь,  спустя пятьсот лет с лишним  ученым и поэтам-переводчикам
остается по большей части гадать -- что же все это значит.
     На самом  деле все  это не  так  уж  сложно:  многие  слова в  подобных
искусственных  языках  просто заимствуются  из других  (в  офенский, скажем,
попало немало  греческих). Много  архаизмов, провинциализмов,  ломаных слов.
Короче,  общий  смысл  этих  баллад худо-бедно понятен,  -- ничуть  не менее
понятен,  чем  какая-нибудь  шумерская  клинопись   или   даже   архаический
древнегреческий.  Трудней  с  поэтическим  переводом:  на  русский  язык  их
пытались переложить неоднократно -- и каждый раз отступались. Переводы Елены
Кассировой в виде эксперимента были сперва опубликованы в очень малотиражном
журнале  "Ной";  позднее --  в  виде  последней части  поэтического наследия
Вийона в "полном" Вийоне (Рипол-классик, М,  1998). Не надо подходить к этим
балладам  со  строгими  моральными  требованиями:  для  воров  годятся  лишь
воровские сюжеты, а много ли их? Виселица, палач, застенок, кабак, бардак --
вот почти и все.

По ссылке ниже - немного о структуре воровского мира Средневекового Парижа, несмотря на то что это ранний период, "законы" уголовного мира редко менялись, и , как правило оставались неизменными. РАзве что привносились какие то мелочи - связанные с новыми промыслами. например, после открытия Америки и торговли с Арабским Востоком в Париже XVII-XVIII веков можно было купить в том числе и наркотики - от "зеленого меда" - вытяжек из гашиша, до выпаренного кустарным образом кристаллического опиума.

Средневековые воры

Кстати, знаменитому Парижскому двору чудес совсем недолго осталось. Вот что пишут о Дворе Чудес в энциклопедии:

Двор чудес (фр. La Cour des Miracles) — в средние века название нескольких парижских кварталов, заселённых нищими, бродягами, публичными женщинами, монахами-расстригами и поэтами.

Являясь зачастую физически здоровыми людьми, попрошайки изображали больных и увечных, прося подаяния. Ночью, когда они возвращались в свой квартал, их увечья чудесным образом исчезали, что и дало, по всей видимости, название дворам чудес.

Дворы чудес пополнялись в основном за счёт бедноты, приезжавшей из провинции в поисках заработка. Дворы считались опасными местами; посторонним, забредшим в эти кварталы, грозила смерть. Даже стражники не решались туда проникать. Когда в 1667 г. Людовик XIV создал парижскую полицию, одной из её первых задач было расселение дворов чудес.

Дворы чудес имелись почти во всех крупных городах. В Париже их было 12:
— 63, ул. du Bac;
— двор Бриссель (Brissel) на ул. Моrue de la Mortellerie (часть нынешней ул. du Temple);
— двор de la Jussienne на одноимённой улице;
— на ул. de Reuilly;
— на ул. des Tournelles;
— на ул. de l’Echelle;
— два двора у ворот Сен-Дёни (Saint-Denis) на холме la butte aux Gravois;
— самый большой Двор чудес — вотчина Альби (Fief d’Alby) — между ул. du Caire и ул. Réaumur, сегодня это 2-ой округ Парижа, квартал Лё-Сантье (Le Sentier).

Последний был самым знаменитым, именно о нём писали Виктор Гюго и Анри Соваль. Воры и нищие доходили до того, что избирали там себе короля. Место было настолько опасным, что даже королевские солдаты не осмеливались туда заглядывать.

Когда в правление Людовика XIII, в 1630 году, попытались проложить новую улицу, которая пересекала бы главный Двор чудес насквозь, то каменщиков убили раньше, чем они смогли закончить работу.

Самый известный Двор чудес насчитывал около 500 семей и выходил на улицу Сен-Дени в районе пассажа дю Кер.

Справиться с ним смогла лишь созданная в 1667 году префектура полиции, разместившаяся на знаменитой Ке д’Орфевр. Особенно прославился своими рейдами во Дворы чудес лейтенант полиции Ла Рейни. Встречая вооруженную железными прутьями и мушкетонами толпу, он говорил примерно следующее: «Я мог бы всех вас отправить на галеры. Но мне вас жаль. Сегодня стены ваших бараков будут снесены, и я даю вам ровно час, чтобы убраться прочь... Но учтите: двенадцать последних заплатят за всех. Шестеро будут повешены на месте, шестеро получат 20 лет каторги!» Ла Рейни всегда держал свое слово, поэтому через 30 минут Двор был пуст...

Таким образом в 1661 году до гибели Двора Чудес остается шесть лет.

Итак: типажи:

Верхушка, авторитеты, советники.

1.Туз. Бардадым. Принц:

Туз – человек потаенный.
Его – то обычно и называют папашей Кокийяром.
Живет он весьма скромно, допустим на Адской улице – на знаменитой парижской улице Анфер, держит крошечное дело – часовую мастерскую, меблированные комнаты или лавку древностей. Как правило, он стар, обременен большой семьей и даже самый искушенный следователь не признает в этом сгорбленном трюфеле настоящего Принца.

Но не дай вам Бог перейти ему дорогу или попробовать обвести его вокруг пальца. Он – полноправный монарх Старого Парижа, у него, как и у короля Луи есть свои слуги, фавориты, солдаты, шуты и монахи. Туз – это крепкий орешекю

И не родился еще тот полицейский Щелкунчик, который сможет его одолеть. Принц справедлив и жесток. Он Принц Крови в полном смысле этого слова – все спорные вопросы решает он. Только он в праве даровать или отнимать жизнь. Он – Фемида для любой парижской шоблы. Только в отличие от греческой дуры – Фемиды – его глаза всегда широко открыты. И если вдруг какой сыщик и выйдет на след Принца – будьте уверены – в каземате Шатле или Консьержери окажется подставное лицо. Сколько бы стражники не ломились в двери заведения истинного Принца, они получат только один ответ: Его здесь нет.

Фактически это скрытый уголовный авторитет. Надо заметить, что у цыган которых было немало на Дворах Чудес были свои законы, отличные от других.

Поймать истинного Принца – вот пленительный сон, который видит любой начинающий держиморда. Сон абсолютно несбыточный.

Вообразите карточного короля – верхняя часть- это надутый Луи, со всеми своими бантами, рюшками, болонками, фаворитками, фейерверками и женоподобными секретарями.

А нижняя часть – скромный Принц с улицы Анфер.

Он ткет свою ниточку из самой утробы Старого Парижа – куда там паучку – Арахне, он плоть от плоти этого города. И уже подрастает старший сын – наследник. Волчонок, который внимательно смотрит на то, как его отец держит за горло кредиторов и подданных. Но иногда Принцем становятся не по крови, а по земному суду. Если твои зубы острее, попробуй сам стать Принцем. И наконец достигнув вершины ты поймешь – что Принц такой же бесправный заложник Парижа, как и все остальные скромные жители этого города.

Поймать истинного Принца – вот пленительный сон, который видит любой начинающий держиморда. Сон абсолютно несбыточный.

2. Советник Принца. Старик Наслышка.

Есть такое выражение «узнать понаслышке», а где он обитает этот таинственный человек Наслышка? Адрес узнать проще простого. Это особа приближенная к Принцу. Его ближайший друг и советник.

Обычно он живет неподалеку от самого Принца – и многие, многие поколения фраеров считают его самим Принцем.

Роль ответственная – никто так не трясется за благополучие Принца, как Наслышка, потому что если кому и придется присесть в тюремные колодки – так это ему.

Он выполняет особо важные поручения Принца, заменяет его на опасных встречах – и является его тайным двойником.

Но горе Наслышке, если из тени, из отражения, из второй копии он попытается стать оригиналом. Хотя, говорят, самые лучшие и самые жестокие Принцы получались именно из советников.

Он ведает многим – от тайных казней – пером по горлу и в Сену, до выгодного сватовства Наследника Принца. Советников может быть много – но воровской  Принц всегда один. Как един Бог, Король и Судьба.

3. Жох. Человек. Акробат

Вор в законе.

Есть в Париже улочка, которая носит удивительное название Шерш – Миди, то есть Ищу – Полдень. Почему ее так обозвали – Бог весть. Но тем не менее, улочка существует и процветает.

Кабачки, смутные притоны, игорные дома, сонные гостинички. Перезрелые горничные этих гостиничек замирают и хватаются за груди, когда видят, как по улице Шерш – Миди идет Человек.

Именно Человек, а не какой-нибудь человек. И в зубах у него – дикая роза, а за пазухой у него – стилет, и башмаки у него обязательно со скрипом, рубаха – прохладный батист, а если он верхом – так его жеребец лоснится, как дамасский клинок.

Если у Человека есть Женщина – то значит столь тугой и полной груди не найти от ворот Сен – Мартен до предместья Сен – Дени.
Человек, Жох, Акробат – это соль старого Парижа, он родился с серебряной ложечкой во рту, и разговор его не длиннее бандитского ножа. Это настоящий природный вор – элитный полк, лейб – гвардия Принца, боец, который никогда не проигрывает. Мелкие кражи, сутенерство, вымогательство, махинации – не его стихия.

Он поистине Акробат, любимец женщин и полуночи, каждым днем своей жизни он должен доказывать свой статус. Человек без зазрения совести выстрелит в придорожное распятие из миланского пистоля и в тот же день пожертвует три тысячи экю на монастырские нужды. Он уже давно купил дворянский патент и обожает цветастую геральдику и многословные титулы. Жох имеет право на баронство или маркизат. Он вхож в салоны богачей и частенько в его объятиях томно ахают герцогини или дорогостоящие дамы полусвета. Жизнь Человека коротка – дайте срок и он ляжет в серьезной поножовщине или сгорит в тленном пламени дворцовой интриги.
Но на его место приходят новые Акробаты. Чтобы балансируя на веревке закона и войны завоевывать женщин и… троны. Человека делает Человеком один выстрел. Но убивает – один поцелуй.
Если еще не все дворцы Парижа открыты для него, то оставьте вору хотя бы улицу Шерш – Миди.
Поэтому не стоит усмехаться, когда на вопрос «Месье, кто вы?», последует ответ: Я – Человек»

4. Торговцы пряностями. (изготовители поддельных документов)

Что предлагает нам торговец пряностями? Корицу, имбирь, мускат, укропные вершки или карри?
И да и нет, месье, и да и нет. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении – куда ни плюнь враги, имение сгорело, интрига раскрыта, палач готовит инструменты, кредиторы приставили к горлу нож или вексель, и осторожная тень шепнула вам на ухо страшные слова: Послушайте, милый, вам надо покинуть страну».

Некуда деваться! Вы словно скорпион в огненном кругу, остается только вонзить жало в собственный затылок и отправиться на Божий суд. Но иногда Господень суд может подождать.
Ищите в особом квартале Лавку Пряностей.

Услужливый хозяин, умеренные цены. Поболтайте с приказчиком, объясните ему свое горе, ущипните за румяную щечку хозяйскую дочь. А когда хозяин пересчитает деньги и удалится в подсобное помещение – знайте, ваше дело выгорело.
Потому что торговец пряностями торгует всем. Как в Ноевом ковчеге здесь найдется все, что душе угодно.

Вы выйдете из полутемной лавчонки абсолютно новым человеком – вам сочинят судьбу, вручат все необходимые документы, если надо – на выбор любой костюм, хорошая лошадь, рекомендательные письма, оружие, компроматы. И сам черт не подточит носа.
Компроматы на особ царствующего дома? Пожалуйста, семь штук, по числу грехов и все самые свежие. Памфлеты на власть предержащих? Вам в стихах или сойдет прозаический вариант. Скандалы в благородных семействах? Ради Бога – всех видов и мастей, хватайте, пока горячие.
И все это в руках скромного Торговца пряностями. Конечно, для удачной торговли нужно иметь сложную агентурную сеть, интриговать, подкупать, рисковать, ставит на кон все состояние.
Но овчинка стоит выделки. Не так ли, господа?

Щипачи, барыги, христарадники.

1. Карманники-щипачи.

Хорошо, что в наше благословленное время кошели носят на поясе. Тем удобнее срезать. Кто катается на запятках карет, шныряет в суете рыночных рядов, протискивается между задами и брюхами прихожан на многолюдных мессах в Нотр – Дам или Сен – Шапель?

Гибкие, верткие мальчуганы, всепроникающие, как вонь рыбного базара в жаркий день.

Это юные щипачи – карманники, новая поросль – им далеко до блестящих Жохов и Акробатов. Ноги кормят волков, а этих легких мальчиков кормят исключительно руки.
Их руки – инструменты опытных фокусников. И ведь не только мушкетерские кошели и дамские бисерные сумочки срезают они отточенной до остроты бритвы монеткой. Никак нет! Все вести, слухи, байки, тайные встречи где – нибудь на отшибе – достояние этих быстроногих гаврошей. Сегодня пан, а завтра пропал. Если схватят за руку – то прямой путь на висельный Монфокон или Гревскую площадь – ненасытную сторожевую суку Парижа.

Горе моднику или жеманнице, которые остановились перед витриной галантерейной лавки в бойкий день. Их ощупают ловкие пальчики и наверняка облегчат на десяток – другой монет или пару – тройку индийских рубинов. С них не убудет. А если под крылатым плащом найдутся интересные документы или письма – так тем лучше. На чужие тайны всегда найдется любопытный покупатель.

Щипачи подчиняются только Людям или Жохам, они не заменимы при слежке и если щипач талантлив и проворен – его могут пристроить и в пажи к знатной даме или попугаю из Луврских покоев. Любой щипач стремится стать Человеком и многие Люди начинали именно, как щипачи, невесомые пушинки, духи парижских улиц, конфетти парижского дна.

6. Барыга (скупщик краденого)

Как утверждают академики – все в этом мире постоянно, и ничто никуда не девается.

Этакий закон сохранения земных энергий. Вчера вы владели серебряной табакеркой или игривой дворцовой тайной – а сегодня вы гол, как сокол – значит ваше достояние уплыло в чужие руки.

Барыги – скупщики краденого – это каста победнее Торговцев пряностями – но не менее почитаемая. Украсть – половина дела. Главное – безболезненно сбагрить. На это и существуют барыги – если нужно «отмыть» золотую безделушку или сбыть чужую дворянскую грамоту. Милости просим. Правда цены устанавливает сам барыга, но в случае чего – погорит барыга, а не щипач.
Поди докажи, кто именно принес ту или иную цацку.
Кто принес, кто принес?
Париж.
А продаю – я.
Потому как еще ни один закон не запрещает продавать все, что попалось в мои сети волей случая.
Но если барыга был щедр, щипач празднует. И поит своих дружков и забубенных девок на тощие барыгины деньги.
И если вы увидите лавчонку под внушительной вывеской «Мелочи жизни», не спешите толкать просевшую дверь с трескучим колокольчиком. Возможно за ней – прячутся на полках ваши некогда любимые вещи. Все равно вы ничего не докажете.
Стырили. Продали. Пропили. Адью, месье. Заходите завтра.
А завтра – наступит завтра.

3. Христарадники (попрошайки)

Дамы и господа, имейте хоть капельку сострадания!
Мы не местные, не гордые, золотушные, пыльным мешком стукнутые, во вретище облаченные, вшами замученные, язвами изъеденные!
Братие и сестрие, подайте хоть на одну горбушечку. Так страдал Франциск из Ассизи! Так плясал король Давид! Надоите нам молочка от вашего золотого тельца. Вам что, грошика ломаного жалко?

Их тьмы и тьмы. Нищеброды, тряпичники, бесноватые, сборщики податей с нашей совести. Их жалкие глаза, крикливые малютки, желтые бинты, деревянные ноги и посошки непрестанно преследуют нас на улицах Парижа. Когорта веселых нищих. Четко поделены все церкви – самое хлебное место – вовсе не пресловутый Нотр – Дам, а к примеру Сен – Жермен д Оксерруа или Кладбище Невинноубиенных младенцев.

Есть старушонки, которые просят на прокорм щенят или котяток, или на свадьбу внучки – когда грим смыт – старушонке не больше семнадцати лет, есть беглые солдатики – лысенькие и в струпьях – предмет умиления зажиточных старух и пожилых банкиров, есть малолетние плачущие сиротки, которые уже к двенадцати годам - мастаки в таких делах, которые сироткам знать не полагается по всем канонам святочных рассказов.

Для недоверчивых и высокодуховных господ есть степенные монахи, собирающие пожертвования в деревянный ящичек с названием монастыря или прихода, никогда не существовавших в природе.

И лохмотья – всех видов и мастей, сотни душещипательных историй. Погорельцы. Жертвы погромов. Матушка с голоду пухнет. Батюшка выгнал на улицу кочережкой. Мальчишки – хулиганы обчистили карманы.

Нищие – самые лучшие информаторы, им легко прибиться к любой процессии, проникнуть на дворянскую кухню под крылышко к сердобольной горничной, передать под шумок интимную записочку или заманить вас на безлюдную улочку. Прямо на нож настоящего Человека.
Нищим славно живется на земле – потому что сам Христос – Спаситель ходил в нищенском рубище и принимал милостыню. Я – половина человека, но я хочу и пить и есть. Лучше просить, чем грабить и убивать.

Торговки и торговцы любовью:


1. Мами (ударение на второй слог) (уличные проститутки)

M’ amie - моя подружка…
Смешливые мамми или малышки. Ветреные крали, которые с утра до вечера утюжат мостовые Старого Парижа.

Это совершенно невозможные девчонки – на их шляпках все, что можно найти пестрого на помойке. Сломанное перышко цапли, искусственный цветок, бусинку, кусочек фольги. Их платьица подбиты северным ветром, а под платьицем нет ничего, кроме вздорной надежды ненароком подцепить состоятельного мопса и укатить с ним на белом коне. Правда, подцепить бедняжки рискуют только люэс да горькие слезки. Она рыжа, она лохмата, ах сколько стоит это чижик? Ей вслед кричат: Эй рыжик, рыжик!"

Малышки ласковы и сговорчивы, они боятся своих суровых сутенеров и всегда улучат минутку, чтобы прижаться к вам совершенно бесплатно в темном проулке или бросить полевой цветок идущему на эшафот красавчику, основательно измордованному палачами.
Малышки страшно оскорбляются, когда их называют шлюхами. Настоящая шлюха никогда не выглядит, как шлюха. Обычно они торгуют мелким товаром вразнос – солеными орешками, бисером, лотерейными билетами, пармскими фиалками.

Они верны, пока им не надоедает верность, и мудры, когда дело касается дневной выручки.

И никогда не плачут больше минуты – иначе потеряют товарный вид. Их так же много на улицах, как и воробьев, и как воробьи, они гибнут только для того, чтобы завтра другая малышка нацепила шляпку своей умершей товарки.
Бывает так, что малышки удачно выскакивают замуж за дурака – альтруиста и тянут из него деньги до последнего. Случается, они становятся фурсетками – доносчицами. И тогда, ежели измена вскроется, участь фурсетки страшна. Нечего всяким Далилам срезать прядки у спящих фартовых Самсонов. Их вылавливают из Сены со вспоротой никогда не рожавшей утробой. Сена – святая река. Она смывает любой грех.
Но без малышек – Париж не Париж, а какой – нибудь тухлый Берлин. Двадцать пять светских дам я постелю под ноги одной малышке, которая не ела с утра, но вечером вышла под свет фонаря и зазывно развернула драные кружевные юбки.

2. Гаврица. (дама полусвета)

Гаврица – это иной колер. Это нечто повыше безотказной малышки. Ей уже не требуется болтаться по переулкам и сидеть на зараженных клопами диванах в борделе.

Брезгливая дама сторонится мелких щипачей, а иной раз даже и Людей. Никто посторонний не знает о ее промысле – она и шпионка и содержанка, она штучный и очень дорогой товар, не каждый может себе позволить заключить птицу – гаврицу в клетку. Тут тебе и воспитание (фору даст любой манерной барыне) и верховая езда и стрельба и знание несложной алхимии, в результате которой вы тихо посинеете и отправитесь на встречу с Карлом Великим.

Настоящий дьявол в юбке. Она с легкостью выйдет замуж сразу за пятерых с интервалом в три часа – и все пять мужей будут уверены, что каждый – уникален. Гаврица умеет подделывать векселя и печати, мудра, как змей, но как бы высоко ни взлетела, всегда помнит о том, как когда – то, почти в детстве бродила по гулким переулкам и кричала до хрипоты: «Орешки! Дамуазель! М’сье! Соленые орешки и вафельные трубочки! Просо, просо, просо для ваших птичек!».

В такие минуты высокопоставленную гаврицу одолевает тоска. Она оставляет всех своих мужей, любовников, компаньонов, потрясучих старичков – платонических поклонников и выбирается через окно, под ночной дождь, обрывая кружевные оборки с неудобной юбки. А дальше – дорога, новые мужья и новые авантюры.
Гаврица в мужской одежде скачет на краденой лошади вон из Парижа по неотложному делу сквозь ночь, в никуда. И молится только о том, чтобы умереть до первой морщины.

3. Жоржик. (сутенер)

уличной женщине нужен уличный мужчина. Для этой цели Бог и создал первого Жоржика.

Их сразу можно узнать – они одеты ослепительно и безвкусно, их волосы уложены вычурно, как у оперных кастратов, но первое впечатление обманчиво. Если потребуется эти содержатели уличных гаремов могут отделать расходившегося клиента так, что ему мало не покажется.

Малышки гордятся красивыми жоржиками, ревнуют их, и порой поверяют им такие тайны, которые из них не выбьет и инквизиционный палач.

О, жоржик первоклассно познал женскую натуру – иной раз он и сам не постесняется оказать маленькую услугу престарелой богачке, или посидеть в кабаке, походя записывая все, что ляпнут заказанные ему кавалеры.

Нет лучшего сводника, чем опытный сутенер, да и в информаторы он годится. Жоржики – это фальшивые бриллианты на тучных пальцах Старого Парижа. Они всегда смогут доказать свое мужество. Если угодно – это последние рыцари Парижа, которые неизменно бросятся на выручку своей дамы в случае опасности.
Никакой Тристан так не оберегал свою Изольду Белокурую, как настоящий жоржик – свою малышку.
Ведь нас с детства учат оберегать слабых и заботиться о дамах. Так что жоржик всегда поцелует ручку своей дамы после того, как отберет у нее последнюю рубашку.
Нежность – вежливость королей.

Уличные гимнасты:

Королевства, княжества, даже Империи, вольные города, церковные области – сколько их без счета нанесено на карты Европы.

Но картографы забыли об одном – единственном королевстве. Оно гордо именуется Королевством Беззаботных ребят. Или королевством Базошь.
Актеры, фокусники, наперсточники, шулера и прочие облапошники, малые церковные певчие, дрессировщики обезьян и простаки с учеными пони и пуделями. Грустные савояры – уличные певцы, и вожаки марионеток – вот что такое королевство Беззаботных ребят.

Если у вас есть потрепанная циновка, трико с четырьмя разноцветными ромбиками и пара - тройка незамысловатых гимнастических номеров – извольте, вы уже подданный этого королевства.

Не забудьте только нанять мальчишку, который обойдет зрителей с дырявой шляпой. Вспомните девчонку на шаре, любого озорника с бубном, исполнителя факирских трюков и фокусов.

Иногда беззаботные ребята странствуют, продавая шарлатанские лекарства – орвьетан и золотую воду и рог единорога, который распознает яды, а вместе с ними афродизиаки и терьяк – универсальное противоядие. И все те травы от смерти, которые растут в саду. Всего понемногу: танцы на канате, жонглерские булавы, смешные комедии и заказные памфлеты.
И как бесплатное приложение – отлучение от церкви.
Попы решили, что беззаботных ребят нельзя хоронить в освященной земле.
Но Беззаботные ребята, потешники – базошьены, умирают легко – им доподлинно известно, что вся земля – свята. И святость не ограничивается оградой кладбища и взмахом кадила.
Ведь у Богородицы был персональный жонглер, а святой Франциск сам себя назвал жонглером Господним.
Королевство Беззаботных ребят примет вас, не задавая лишних вопросов.
Потому что дьявол боится веселых людей.
Даже если он носит рясу или корону.

Это только беглый обзор всех типажей - у них была масса подвидов, напоследок надо бы упомянуть, что по мнению некоторых историков, сами обитатели "Двора Чудес" ,редко называли свое логово так, суеверно называя двор чудес "Место" или "Это здесь"
Но думаю, что это зависело в первую очередь от индивидуальности человека.