Король-Солнце - Le Roi Soleil

Объявление

    ГостямСобытияРозыскНавигацияБаннеры
  • Добро пожаловать в эпоху Короля-Солнца!

    Франция в канун Великого Века, эпохи Людовика XIV, который вошел в историю как Король-Солнце. Апрель 1661, в Фонтенбло полным ходом идет празднование свадьбы Месье и Мадам. Солнечные весенние деньки омрачает только непостоянство ветров. Тогда как погода при королевском дворе далеко не безоблачна и тучи сгущаются.

    Мы не играем в историю, мы записываем то, что не попало в мемуары
  • Дата в игре: 5 апреля 1661 года.
    Суета сует или Утро после неспокойной ночи в Фонтенбло.
    "Тайна княжеского перстня" - расследование убийства и ограбления в особняке советника Парламента приводит комиссара Дегре в Фонтенбло.
    "Портрет Принцессы" - Никола Фуке планирует предложить Его Высочеству герцогу Орлеанскому услуги своего живописца, чтобы написать портрет герцогини Орлеанской.
    "Потерянные сокровища Валуа" - секрет похищенных из королевского архива чертежей замка с загадочными пометками не умер вместе с беглым управляющим, и теперь жажда золота угрожает всем - от принцесс до трубочистов.
    "Большие скачки" - Его Величество объявил о проведении Больших Королевских скачек. Принять участие приглашены все придворные дамы и кавалеры, находящиеся в Фонтенбло. Пламя соперничества разгорелось еще задолго до начала первого забега - кто примет участие, кому достанутся лучшие лошади, кто заберет Главный приз?
    "Гонка со временем" - перевозка раненого советника посла Фераджи оказалась сопряженной со смертельным риском не только для Бенсари бея, но и для тех, кому было поручено его охранять.
  • Дорогие участники и гости форума, прием новых участников на форуме остановлен.
  • Организация
    Правила форума
    Канцелярия
    Рекламный отдел
    Салон прекрасной маркизы
    Библиотека Академии
    Краткий путеводитель
    Музей Искусств
    Игровые эпизоды
    Версаль
    Фонтенбло
    Страницы из жизни
    Сен-Жермен и Королевская Площадь
    Парижские кварталы
    Королевские тюрьмы
    Вневременные Хроники
  • Наши друзья:

    Рекламные объявления форумных ролевых игр Последние из Валуа - ролевая игра idaliya White PR photoshop: Renaissance
    LYL Реклама текстовых ролевых игр Мийрон Зефир, помощь ролевым

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Библиотека Академии. » Немного о канонах красоты. Облик человека в эпоху барокко.


Немного о канонах красоты. Облик человека в эпоху барокко.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Несколько лет назад я много работал с заявками на ролевые  исторические игры - как полевые, так и форумные, правда еще задолго до появления удобных современных  форумов, тогда играли на неудобном "народе.ру". И как правило, что женские, что мужские персонажи имели одно весьма любопытное сходство.

Большинство девушек описывало своих героинь времен, к примеру, Ренессанса или Барокко как "90-60-90", рост 170, стройные худощавые ноги, точеная фигурка,  (иногда добавляли - спортивная) и тд, ну с этим типажом мы сталкиваемся каждый день в рекламе или на обложках журналов мод, а юноши - зачастую были двухметровыми гигантами с полным набором рельефных бицепсов и трицепсов, презрением к косметике и  украшениям - "штучкам-дрючкам", бульдожьей челюстью и пикантной трехдневной небритостью  - типажи из той же рекламы и журналов "мужское здоровье" или "бодибилдинг".

К счастью, на игре  "Король-Солнце" - эти клонированные дамы и  господа встречаются крайне редко, что является бесспорным доказательством грамотной работы админов и высокого уровня игроков.

Если обратиться к источникам, картинам, гравюрам, стихам XVII века, то получается весьма интересная картина.

Героиня Умы Турман из фильма "Ватель", юная Монтозье, с ее отсутствием груди и четко видными в декольте грудными ребрами, вряд ли оказала бы столь сногсшибательное влияние на мужчин двора Людовика XIV.
Скорее всего ее бы посчитали чахоточной, либо слишком незрелой и молодой, "надо подождать лет пять, пока яблочко нальется соком".

Хотя все остальные типажи в фильме подобраны верно, но видимо тут действовал закон западного кино, негласно принятый еще в тридцатые годы - неважно по какой исторической эпохе снимаем фильм - главная героиня должна соответствовать канону красоты последнего модного сезона.

Двухметровые подиумные дивы, напоминающие стиральные доски на журавлиных мосластых ногах с пергидролевыми волосами  и хищными тощими лицами анорексичек  могли бы претендовать разве что на карьеру в балагане на Новом Мосту в номере "Женщина-колокольня".

Соответственно, и мужской канон красоты и  современного "мачо", того что в журналах для юных дев называется "настоящим мужчиной" увы, не был бы востребован, как объект воздыханий. Ну разве что служба каретным лакеем или конюхом - грумом - туда как раз подбирали рослых и плечистых дядей с грубыми физиономиями - для солидности.

Их судьба в XVII веке была бы более завидна, чем судьба топ-моделей девушек - ведь многие пресыщенные любовными приключениями при дворе красавицы "графини-герцогини", дарили своим вниманием конюхов. Правда недолго.

Но, лучше не быть голословным и подкрепить свои слова иллюстрациями, я нарочно буду использовать как "модные" картинки того времени, так и реальные портреты.

Свернутый текст

Согласитесь, модный канон во все века не имел ничего общего с жизнью, это был лишь тот идеал, которому старались подражать, к которому хотели стремиться. Много ли по улицам современных городов ходит пластиковых "барби", которых навязчиво рекламируют глянцевые журналы? И дело не в том, что мол люди в жизни некрасивы - совсем наоборот - просто на самом деле "глянцевых" девушек не существует в природе, как единорогов - это работа дизайнера и фотографа. Но канон есть канон и в XVII веке он тоже присутствовал, правда совсем иной.

Придется смириться с тем, что меж современными реалиями  и барокко лежит огромная культурная пропасть.

Вот ниже гравюра - Король Людовик XIV  играет в бильярд со своим ближайшим окружением.

Конечно же, в жизни они не были такими - все это были настоящие мужчины, бывалые, прошедшие не одну войну и дуэль, но тем не менее  такое их изображение никто в те времена не считал женоподобным - наоборот на это равнялись галантные кавалеры, ни мушки, ни пудра, ни украшения не мешали им быть и храбрыми и опасными и верными и вероломными и страстными и яркими личностями.
И никто - ни женщины, ни мужчины не смеялись над "львиными париками" этих придворных, ни над их пышным костюмом, приталенным с пышными фалдами - наоборот, как раз это и считалось бесспорным признаком мужественности, как огрубляя образ - нынешние "спецназовцы" и "байкеры". Нарочитая же брутальность облика - грубость, тяжеловесность считалась признаком низших сословий.

http://img-fotki.yandex.ru/get/69089/56879152.46d/0_11ad0b_3739cd3c_orig

Для сравнения - вариант в цвете, обручение Дофина с нареченной невестой. Здесь представлена Королевская семья, и опять таки ближайшее окружение. Обратите внимание на лица, мягкие жесты, позы, как бы "текущее" "вечно молодое" положение тел и форму костюма.

http://img-fotki.yandex.ru/get/27002/56879152.46c/0_11ad05_c6f52a36_L

Это - два костюма придворных, эти гравюры уже фигурировали здесь, но стоит обратить внимание на детали.
Этих господ опять-таки никто не считал "сладкими тонконогими мальчиками" - первый явно военный, второй - придворный. Все тот же канон. Более того - предмет воздыхания тогдашних дам, как сейчас к примеру Бандерас или Брэд Питт (кстати из современных актеров под типаж барокко великолепно попадает Джонни Депп и вспомните еще молодого Меньшикова в фильме "Капитан Фракасс")

Опять же обратите внимание на позы. Поначалу я считал их просто  демонстрационными. Это было ошибкой.

http://img-fotki.yandex.ru/get/65124/56879152.46d/0_11ad14_543caab2_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/64326/56879152.46d/0_11ad1c_80ce4d5b_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/64120/56879152.46d/0_11ad10_880e9eff_orig

В свое время на полевой игре мне пришлось носить костюм времен Людовика XIV, тогда мы брали костюмы в костюмерной Мосфильма - был конец девяностых годов и за небольшую плату работники костюмерной давали на прокат ролевикам и самодеятельным театрам костюмы. Авантюру мы проворачивали за два дня до отъезда под Екатеринбург, где проходила игра. Когда я туда попал, то глаза разбежались. Вообразите себе самолетный ангар - весь завешенный костюмами - женскими, мужскими, детскими, облачениями священников, рыцарей и бояр - и только куда то вглубь уходят таблички с годами "1400-1600" "1600-1700".

Мне достался костюм  1689 -х годов, как раз французский. Так как костюмы для кино - то это была практически "копия", из плотной парчи на подкладке. Плюс сапоги, шпага, парик "алонж",  шляпа. Во первых это одежда тяжелая.
Во вторых уже на игре я понял, что нацепить все это на себя самостоятельно по человечески, чтобы сидело, нереально - одевали меня два человека, чувствовал себя лошадью, которую впрягают в телегу. В итоге я понял, что ходить во всем этом так, как  я привык в джинсах и рубашке - тоже нереально. Совершенно иная осанка - квадратные обшлага  и выпускное кружево рукавов заставляют по особому держать руки, широкие отвороты голенищ сапог делают походку котовьей, вальяжной поневоле, шарф, тяжелый парик, широкополая с плюмажем шляпа  (у некоторых в то время свои довольно тяжелые и длинные волосы), не позволяет сутулиться, при этом, как ни странно, уже потом - бегать в этом костюме, скатываться с холмов, спасаясь от погони, ездить верхом, фехтовать и делать постановочные каскадерские рукопашные, оказалось неожиданно удобно, когда притерпелся. Кстати - на плотный обшлаг рукава удобно принимать по касательной удар клинка - тяжелая подкладка и скользящая золотая парча прекрасный "щит".
Девушки, которые нарядились в платья XVII века, рассказывали о схожих ощущениях - удивительно было видеть, как меняется не только манера девушек держаться, но и их движения и даже выражения лиц.
Что удивительно барышни стали более женственными, грациозными
Например - в таком костюме, когда приходилось вести под руку даму - (пышный подол, летящие рукава, высокая кружевная "наколка" фонтанж) то дистанция меж дамой и кавалером - получалась значительная, пиршество только для глаз, но никак не для рук :).
Когда тело притерпелось к новым ощущениям - понял, что эта одежда довольно практична, в ней не жарко - если правильно двигаться - то удобно, жесты получаются точные, продуманные, собранные, не расхлябанные.
Даже есть и пить приходилось крайне аккуратно, к счастью мы додумались привезти с собой высокие бокалы, чтобы не марать рукава.
Теперь к вопросу о макияже. Мужчины на этой игре делали  придворный макияж соответственно описаниям XVII века - сначала конечно отпускали шуточки про "гей-парад", но потом посмотрели друг на друга и неожиданно выяснилось - что это не выглядит,  как сейчас принято говорить "женственно", "жеманно" или гротескно. Наоборот, пресловутая пудра, темный кармин румянца, ожесточивший скулы, делал ребят не крашеными жеманниками - а наоборот. Лица становились как бы застывшими любезными и весьма опасными масками - как грозные герои и фехтовальщики из японского театра. Предки знали, что делали.
В темноте, при свечах, фонарях и факелах это выглядело особенно эффектно и даже страшновато.
Мужчины в таком раскладе выглядели как фейри из легенд о Неблагом Дворе.
Простите за столь долгое отступление, но пережитое "на своей шкуре" - тоже опыт.

Итак, вернемся к облику. Начнем со внешности, присущей юношам.

Выдержки из книги Эдуарда Фукса "История нравов. Галантный век"

"Мужской идеал, ценимый эпохой, обнаруживается не только в костюме. Элегантный придворный - совершеннейший тип мужчины. Первоначально, в эпоху восходящего абсолютизма, он принимает позу величия. Каждый хотел изобразить Бога, в его лице ступающего по земле. Проблема эта была удовлетворительнейшим образом разрешена при помощи парика Allonge, в один миг превращавшего голову любого портного или перчаточника в величественную голову Юпитера. Потом этот величественный бог очень скоро превратился в юркого и ловкого élégant (элегантный, изящный. - Ред.).

Ловкий élégant, одна внешность которого ясно говорит о том, что он сумеет использовать любую ситуацию с грацией и изяществом, что он не отступит и перед самым щекотливым положением, что он всю свою жизнь посвятил служению Венеры, - вот отныне истинный мужчина, Adonis in Escarpins (Адонис (юный бог) в легких туфлях. - Ред.). Даже в тех случаях, когда изображается нагая фигура бога, последний никогда не является истинным Юпитером, еще менее Геркулесом а именно только Адонисом.

Сил Адониса было совершенно достаточно в глазах эпохи. Ведь женщину уже не покоряют и не порабощают необузданной страстью, быть может, оскорбляющей и возмущающей ее, зато и заставляющей ее прощать всякую смелость. Мужчина теперь только ухаживает за дамой, привлекает ее тысячью пикантных вежливых нападений. Своей физической личности он придает поэтому кокетливый и грациозный вид.

Прабабушка Жорж Санд рассказывала внучке:

"Твой прадедушка был красив, элегантен, тщательно одет, надушен, всегда любезен, нежен и до самой смерти жизнерадостен. Тогда не существовало напоказ безобразящих физических страданий. Предпочитали умереть на балу или в театре, а не на ложе между четырьмя восковыми свечами и некрасивыми мужчинами в черном. Люди умели наслаждаться жизнью, а когда наступал час расставания с ней, никто не хотел портить другим их жизнерадостности. Последний пример моего мужа состоял в данном мне совете пережить его на много лет и как можно лучше использовать жизнь".

Обратите внимание вот на это французское -в итальянской манере изображение Святого Себастьяна, тело юноши не должно было иметь "рельефа мышц" (что не означало, что юный придворный был слабаком, просто иная система тренировки). Как видите, гладкое тело, даже с легким животиком, не было смешным или жалким  для людей эпохи барокко, просто иной менталитет, еще не обремененные гламуром взгляды людей.

http://img-fotki.yandex.ru/get/71764/56879152.46d/0_11ad24_ecd32400_orig

Ниже - портреты неизвестных юношей XVII века

http://img-fotki.yandex.ru/get/69324/56879152.46d/0_11ad23_8f77e785_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/9109/56879152.46d/0_11ad25_13fe60a3_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/72428/56879152.46d/0_11ad21_25d4159c_orig

Из той же книги "История нравов":

"Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати, а мужчина - тридцати лет. Так именно изображало и искусство преимущественно человека.
Художники барокко предпочитали изображать нежность и игру вместо страсти, обещания - вместо последствий. Девушка, мечтающая о любви, жаждущая любви, - вот излюбленный тип эпохи. Если в XVI в. каждой женщине как будто сорок лет, то это только особая формула для идеи величия. Знаток, разумеется, всегда ценил опытную женщину, так как с ней игра не опасна, а удовольствие всегда полно новизны.

Чем утонченнее становилась культура абсолютизма, тем более отдавали предпочтение ранней зрелости, юноше, принимающему позу возмужалости, девушке, сознающей себя орудием наслаждения. Именно эти два типа эпоха охотнее всего изображала в идеализированном виде, так как они ближе всего подходили к ее идеалу красоты.

художник Миерис: юноша в польском кунтуше:

http://img-fotki.yandex.ru/get/67777/56879152.46d/0_11ad1b_296c863e_orig

Пластические искусства всегда старались придать телу юношеские или девичьи очертания. Это, впрочем, черта, вообще характерная для старческих культур. Что верно для отдельного индивидуума, то применимо и к линии движения культуры. Мужчина в расцвете сил любит женщину в период полного развития ее женственности, тогда как старика больше всего притягивает незрелость, грудь, контуры которой только что обозначаются. И то же самое верно и относительно женщин. Цветущая женщина отдает предпочтение мужчине, который в состоянии удовлетворить ее страсть, а перезрелая женщина, и в особенности старуха, неспособная возбудить желание в мужчине, добивается любви отрока, в котором мужчина только что пробуждается: ее честолюбие состоит в том, чтобы сорвать первые ростки его любви.

Миерис: юноша в восточном халате:

http://img-fotki.yandex.ru/get/64326/56879152.46d/0_11ad26_445af068_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/63971/56879152.46c/0_11ad0a_55da6718_L

Старик дядя, знакомящий свою только что оперившуюся племянницу с бурными радостями любви, старуха тетя, посвящающая молодого, красивого племянника в мистерии страсти, - излюбленные мотивы искусства Галантного века. Доброжелательный дядюшка пробует, не слишком ли стянут корсет у племянницы, и пользуется этим, чтобы запустить руку за корсаж. Игривая тетушка просит племянника найти у нее блоху и разоблачает перед ним сокровища своей перезрелой красоты.

http://img-fotki.yandex.ru/get/65124/56879152.46d/0_11ad1a_5d19dd6_L

Таковы всегда первые уроки любви: вместо удовлетворения только игра. Когда культура вступает в старческий возраст, то эти черты индивидуальной дряхлости принимают социальный характер, становятся чувством, разделяемым всем обществом.

http://img-fotki.yandex.ru/get/26001/56879152.46d/0_11ad1e_a800bab2_orig

Культ детскости - признак абсолютизма. Наиболее пикантной такой эпохе представляется в конце концов взаимная любовь незрелых отроков: любовные сцены между девочками и мальчиками, далеко еще не достигшими половой зрелости. Таков заключительный аккорд эпохи, когда-то начавшей с восхищения пышными формами, созданными кистью Рубенса."

А теперь - типажи мужчин более старшего возраста - они были еще более разнообразными. От  лощеных ухоженных придворных  до честных служак  "скуластое лицо, особенная стать, вот вам гасконский облик без изъяна"... И эти люди вырастали как раз из приведенных выше юношей, похожих по словам бытописца "на задорных камеристок переодетых в мужское платье".

Заметьте снова - все эти лица - официальные эталонные портреты - военных и государственных мужей.

Предположительный портрет герцога Антуана де Лозена:

http://img-fotki.yandex.ru/get/68630/56879152.46d/0_11ad1d_b1b2f1cb_orig

неизвестный в костюме английского придворного:

http://img-fotki.yandex.ru/get/72428/56879152.46d/0_11ad15_304de2b8_L

кордегардия ночного дозора, посмотрите, какие лица:

http://img-fotki.yandex.ru/get/64326/56879152.46d/0_11ad0e_835ddadf_L

старый отставной солдат в кабаке:

http://img-fotki.yandex.ru/get/72233/56879152.46d/0_11ad27_95ddb8f_L

придворные:

http://img-fotki.yandex.ru/get/27964/56879152.46d/0_11ad0c_a49f8504_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/72233/56879152.46d/0_11ad18_8316ef44_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/64326/56879152.46d/0_11ad13_cb04fd4c_orig

Ну вот, теперь можно перейти к милым дамам.

Эти дамы не знали слова "диета", кроме как лечебная, или после родов, и не знали слова "целлюлит", более того, в эти бедра, губы, щеки и приятные толщинки на талии их целовали лучшие и храбрейшие рыцари Франции, которым они рождали крепких сыновей, и потом их дети составляли славу свой страны.
Кстати, эти дамы мало обращали внимание на рост, стать или "накаченность" мужчины (см, выше - о конюхах и лакеях) - им был важен тот задор и яркость, которые были присущи кавалеру, напор и азарт.

"Цари на каждом бранном поле и на балу... О, как мне кажется могли вы, рукою полною перстней и кудри дев ласкать и гривы своих коней. В одной невероятной скачке вы прожили свой краткий век и ваши кудри, ваши бачки, засыпал снег... "(с) Марина Цветаева.

И в женщинах и в мужчинах ценились не вес, рост и экстерьер, а полузабытое ныне слово "очарование". Шарм. Сияние. Жизненная сила.

Что можно сказать об этих дамах... Либо хорошо, либо... очень хорошо.
Снова - История Нравов:

"В искусстве Барокко обнаженный мужчина, в отличие от юноши,  выступает редко. Удовольствие, получаемое женщиной от мужчины, не зависит в такой же степени от его физического строения. Мужчина может и не быть красивым, чтобы исполнять свои функции. Мужчина остается одетым, а это в свою очередь еще более оттеняет раздетость женщины. Воображение и желания должны просыпаться только в мужчине. Идеология превращает его поэтому в фавна, сатира и, наконец, Приапа, то есть в олицетворение всегда бодрствующего полового вожделения, тогда как женщина остается светской дамой.

http://img-fotki.yandex.ru/get/68946/56879152.46d/0_11ad16_763761b1_orig

дама с пажом:

http://img-fotki.yandex.ru/get/66932/56879152.46c/0_11ad02_ec226c90_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/69089/56879152.46d/0_11ad0d_380aca26_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/71249/56879152.46d/0_11ad12_283a4bab_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/66958/56879152.46d/0_11ad19_a4f5027c_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/39073/56879152.46d/0_11ad22_4cff7360_orig

Гортензия Манчини, возлюбленная английского короля Карла II

http://img-fotki.yandex.ru/get/64120/56879152.46d/0_11ad0f_b0f55e27_orig

Ее сестра Мария Манчини,  так называемая "Мари с жемчужиной":

http://img-fotki.yandex.ru/get/66521/56879152.46d/0_11ad11_7ed9ab43_orig

Девушка, взвешивающая жемчуг на ювелирных весах:

http://img-fotki.yandex.ru/get/63585/56879152.46d/0_11ad1f_ea31ea_L

Эти каноны красоты барокко могут показаться современному зрителю смешными, нелепыми, но тем не менее люди XVII века с ними жили, любили, ненавидели, умирали.

И нам не в чем упрекнуть их - жили, как умели.
И может быть, где то, на страницах книг... Где то в толще времени, в далеких призмах прошлого - они все еще живы.
Хотя бы как здесь, на этом форуме.
И дышат и смеются и скачут верхом и подносят лилейные бокалы ко рту и мужчины  и юноши получают раз за разом свой ружейный залп в грудь на военном редуте, скрещиваются не в шутку шпаги  и женщины мучаются в родах и ждут любимых и гуляют по садам Версаля и Фонтенбло, подобрав атласные подолы.
И гремит отдаленная музыка королевского бала.
Быть может этот  форум - еще одна возможность для них вдохнуть воздух земной, соединить руки в объятии, пролить слезу, улыбнуться.

И пусть так и будет впредь.

Удачи.

2

Отправлено: 20.10.08 18:37.

Филипп де Лоррен Филипп де Лоррен пишет:

цитата:

Двухметровые подиумные дивы, напоминающие стиральные доски на журавлиных мосластых ногах с пергидролевыми волосами и хищными тощими лицами анорексичек могли бы претендовать разве что на карьеру в балагане на Новом Мосту в номере "Женщина-колокольня".

Филипп де Лоррен пишет:

цитата:

Соответственно, и мужской канон красоты и современного "мачо", того что в журналах для юных дев называется "настоящим мужчиной" увы, не был бы востребован, как объект воздыханий. Ну разве что служба каретным лакеем или конюхом - грумом - туда как раз подбирали рослых и плечистых дядей с грубыми физиономиями - для солидности.

Браво, браво!   Прекрасная статья, шевалье, Вы просто молодец! И очень кстати, сейчас действительно мало кто себе представляет реальный быт и нравы "нашей" эпохи.

3

Отправлено: 20.10.08 18:46.

Генриетта-Анна Не за что Ваше Высочество   Просто попытался собрать воедино, как личный опыт, так и исторические материалы. Рад, если это пригодится.

4

Отправлено: 21.10.08 11:18

Филипп де Лоррен
Благодарю за интересную информацию, шевалье, но у меня возникло несколько вопросов. Да, конечно, талия в 17 дюймов - это середина века девятнадцатого, раньше женщины так сильно не затягивались. Но ведь и рубенсовские формы, начиная с середины семнадцатого века уступают место более стройным женщинам. Классический пример - портреты Веласкеса:

http://img-fotki.yandex.ru/get/72428/56879152.46c/0_11ad08_2d4889d_orig

Портрет королевы Австрии, 1652-1653 гг

http://img-fotki.yandex.ru/get/64973/56879152.46c/0_11ad07_c0d269dd_L
Портрет Марии Терезы, 1653 г.

Да хотя бы знаменитая его "Венера перед зеркалом" не совсем уж рубенсовских форм дама, а это 1649 год, если не ошибаюсь...

http://img-fotki.yandex.ru/get/5403/56879152.46c/0_11ad06_e8d9bf0c_orig

Так что к моменту нашей игры в моду уже входят стройные женщины. Что же касается "накаченных атлетов", то в таком виде обычно изображали греческих и римских богов - Юпитера (Зевса), Аполлона, Марса, Гермеса.

5

Отправлено: 21.10.08 12:20

Маргарита де Вьевиль Прошу прощения, мадемуазель, но Вы меня, видимо, неправильно поняли.
Взгляните на прямую цитату, из книги Фукса "История нравов",

Эпоха Рубенса давно закончилась, и ни одной его картины я не привел в тексте. Более того - Рубенс представитель иной культуры и школы.

" Цитирую: "Таков заключительный аккорд эпохи, когда-то начавшей с восхищения пышными формами, созданными кистью Рубенса."

Взгляните еще раз  на портреты француженок, которые приведены в тексте. Среди них нет ни одной "полной" женщины.

Но и ни одной "сушеной селедки" современного стандарта XX-XXI века, заданного манекенщицей Твигги.

Все это дамы нормального для женщины телосложения - нигде в тексте я не писал слова "толстая". 

Вы же приводите картины, которые писались при испанском дворе. Эти два мира различались крайне резко - и по этикету и по укладу и по эстетике.

Этим бедным инфантам с девятилетнего возраста вшивали в корсаж платья свинцовые плитки, для того чтобы ни грудные железы,  ни грудная клетка не развивались,  (кстати, поэтому знаменитая златоволосая Инфанта Маргарита очень рано скончалась от туберкулеза)
При помощи почти рыцарских доспехов - корсетов при испанском дворе добивались и талий - с французскими дофинами так не поступали. Иная мода, иной крой платьев, иной настрой.
Совершенно иное мировоззрение.

Теперь по поводу мифологических изображений богов и героев -  я именно поэтому брал портреты живых людей и модные гравюры того времени. 

Каноны изображения олимпийских богов и героев - это особое дело, как и статуи в саду  и те же "солидные" лакеи, они уже не были эталоном человеческой телесной красоты, как в Древней Греции.

Простите, что был вынужден Вам возразить.
С уважением
Ф.

P.S. Если уж говорить, положа руку на сердце, я , как автор - то есть живой человек, совершенно не котировался бы при дворе Людовика XIV. Меня явно считали бы больным и слабым человеком - увы, после травмы "танцы фехтование и верховая езда" остались в прошлом - мало того, что хром, так еще и тощий, как та самая "сушеная селедка", с неприятным скуластым лицом. Впрочем, моей вполне современной женщине это не мешает быть верной и доброй супругой.   :sm12: 
Так что счастье, что живу в XXI веке.

6

Отправлено: 21.10.08 18:06.

Филипп де Лоррен
Возможно, я вас и впрямь вне вполне поняла, шевалье)))
И рубенсовские формы я употребила в переносном смысле, разумеется. Нопортреты Веласкеса изображают не испанок, а француженку и австрийку, так что ваши слова об испанской моде неверны.
Что касается богов и героев, то интересно, почему их изображали не в соответствии канонам красоты? Это отнюдь не провокационный вопрос, а искренний интерес)
Филипп де Лоррен пишет:

цитата:

Если уж говорить, положа руку на сердце, я , как автор - то есть живой человек, совершенно не котировался бы при дворе Людовика XIV. Меня явно считали бы больным и слабым человеком - увы, после травмы "танцы фехтование и верховая езда" остались в прошлом - мало того, что хром, так еще и тощий, как та самая "сушеная селедка", с неприятным скуластым лицом. Впрочем, моей вполне современной женщине это не мешает быть верной и доброй супругой.
Так что счастье, что живу в XXI веке.

Действительно счастье, иначе вас не было бы на этой игре. И я не сомневаюсь, что такого человека как вы любая женщина оценит)

7

Отправлено: 21.10.08 18:14

Маргарита де Вьевиль Маргарита де Вьевиль пишет:

не испанок, а француженку и австрийку, так что ваши слова об испанской моде неверны.


Я знаю это, но в данном случае я говорю не о национальности, а о менталитете, в котором их воспитывали. К какому бы народу они не принадлежали, их изображали и одевали в испанском вкусе.
Сравните нравы и этикет  Эскориала и Лувра - согласитесь,  есть разница.

Маргарита де Вьевиль пишет:

Что касается богов и героев, то интересно, почему их изображали не в соответствии канонам красоты? Это отнюдь не провокационный вопрос, а искренний интерес)

Здесь, насколько я читал есть два толкования. Первый - канон принятый еще Микеланджело - посмотрите, как разнятся его живописные работы, как портретиста и монументальные изображения богов и святых. Дело идет с более древних времен - допустим в Египте, Фараона, или богов и богинь изображали с нарочито нечеловеческими параметрами - допустим в сравнении с подданными фараон - как минимум "четырехметрового" роста.

Видимо шло четкое разделение меж миром смертных и бессмертных - так или иначе преобразованное искусством.

Если бы тело классического  Геракла было бы востребовано в эпоху барокко, то и на частных эротических картинах 17 века изображали бы, грубо говоря " качков". Тем не менее дело обстоит не так.

Допустим канон изображения Короля Солнце в виде Аполлона, попирающего дракона или Аполлона в скульптурах в саду совершенно разные.

Ей-Богу, я не пытаюсь умничать или  Вас переубедить, и не хочу быть назойливым, просто показываю, что мои утверждения в статье отнюдь не голословны.
Еще раз спасибо Вам за беседу.

Задним числом несколько картин, подтверждающих этот канон. Не канон Рубенса, упаси Господи, не канон позднейшего Рококо, но именно картины написанные во второй половине 17 века во вкусе французского двора:

Жан Нокре. Аллегорическое изображение Семьи Короля в виде олимпийских богов - Людовик в образе Зевса, Месье в образе Аполлона.

при клике - большое изображение:

http://img-fotki.yandex.ru/get/66384/56879152.46d/0_11ad17_9bfd2259_L

Аллегорическая картина - состязание Аполлона и сатира Марсия в игре на флейте:

http://img-fotki.yandex.ru/get/25826/56879152.46d/0_11ad20_f84c6b7e_L

Бахус ( малая вакханалия)

http://img-fotki.yandex.ru/get/27964/56879152.46c/0_11ad04_1d5d7d39_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/69324/56879152.46c/0_11ad03_b9d87431_L

и для сравнения - христианская аллегория - Борьба любви Земной и Небесной.
(небесная - юноша с крыльями сверху, земная - юноша без крыльев - снизу)

http://img-fotki.yandex.ru/get/66932/56879152.46c/0_11ad09_6788e11_L

8

Отправлено: 21.10.08 18:37.


Филипп де Лоррен

Да, вы, видимо, правы, шевалье) Скажите, вы искусствовед?

9

Отправлено: 21.10.08 18:45.

Маргарита де Вьевиль Нет, что Вы. Моя покойная мать была искусствоведом, специализировалась по Византии. Сам я от этого далек. Но по профессии я киносценарист.
На самом деле, суть того текста была не в том, что "канон" "неканон", а в том, что в то время и женщины и мужчины обращали больше внимания не на внешность, а на статус, шарм и умение держаться - собственно почему не очень красивая девушка Лавальер имела успех у Короля, а тот же неуклюжий похожий на злого плюшевого медведя министр Лувуа считался завидным кавалером, или взять более позднее время - мадам де Помпадур, даже по нашим меркам почти карлица - а правила сердцами.
Еще раз спасибо Вам и надеюсь, что Вы не сердитесь на мое упорство.

10

Отправлено: 23.10.08 01:45.

Филипп де Лоррен
шевалье, скажите, пожалуйста, а эпилировали ли ноги женщины в те времена? а мужчины?

11

Отправлено: 23.10.08 02:39.

Гость форума Вопрос интересный. Покопался по той же "Истории нравов" и двухтомной Истории Парфюмерии - где есть большая статья посвященная гигиене XVII века.

Эпиляция известна с древнейших времен, изобретательницей "воскового" способа считали то Нефертити, то Клеопатру, но уверен, что это легенда - подобные вещи были известны с древнейших времен - только в Древнем Шумере было запрещено жрецами удалять волосы с тела, по религиозным принципам.

Поначалу египтянки просто–напросто брили проблемные места–ведь бритвой впервые стали пользоваться в дельте Нила. Потом изобрели густую массу из мёда, воска и сока растений. Древние римляне избавлялись от растительности в банях. Когда кожа распарена, не так больно и волоски удалять легче. Сноровистые рабы накручивали каждый стержень на грубую нитку и резко дёргали. Этот принцип до сих пор используется в домашних приборчиках- депиляторах. Были и специальные мази, уничтожавшие неугодные волоски - этим пользовались и мужчины и женщины. При этом, в отличие от нашего времени, особое внимание уделялось обеспечению гладкой кожи, главным образом, у мужчин. Считалось, что внешность римлянина должна быть максимально приближена к богам, а потому иметь на теле волосы, мешающие оценить совершенство форм и пропорций, патрицию негоже.

В Средневековье и в годы Возрождения женщины нередко «выкатывали» волоски с помощью хлебного мякиша. Современницы знаменитой Джоконды вынуждены были удалять волосы не только на теле, но и выбривать брови. К счастью, эта традиция до нас не дошла.

Если посмотреть на картины XVII века - ну в приведенной мной статье есть портрет женщины с поднятыми руками - под мышками у нее, пардон, чисто. Более того и на других изображениях, в том числе и на эротических тела и женщин и мужчин - гладкие, если, как я уже писал, ссылаясь на Фукса в моде была "вечная молодость", то слишком маскулинных признаков - вроде волос на теле модные мужчины чуждались.
Высшие сословия пользовались разными способами - от восковых и медовых составов, до особых мазей - например по рецепту испанских евреев, которым согласно их закону, было запрещено сбривать волосы на теле железом - они использовали состав, который уничтожал волосы на теле надолго.
Так что и женщины и мужчины высших сословий, следившие за собой, подвергали себя этой малоприятной процедуре добиваясь гладкого, безволосого, как у ребенка, тела.
На самом деле миф о нечистоплотности людей эпохи Короля-Солнце - в значительной степени преувеличен историографией девятнадцатого века. Если бы дело с гигиеной обстояло так плачевно - то зачем бы при постройке Версаля было заказано около пятисот ванн, а банные покои Короля Людовика были обставлены пышно и удобно.
И если все ходили неряхами - зачем в Париже еще со времен Людовика XIII было несколько мануфактур производивших ароматизированное мыло и очищающие тело кремы. Допустим, юношей из свиты Месье Филиппа Орлеанского обвиняли в изнеженности, потому что они (за редкими исключениями) мылись почти каждый день. Тот же Филипп Орлеанский даже в военные походы (кстати, успешные, трусом и "женоподобным" он никогда не был - как военный он был весьма талантлив) возил в обозе походную ванну.

В то время при дворе ходило много книг, посвященных уходу за кожей и волосами - некоторые советы оттуда актуальны и в современной жизни - например ополаскивание для волос из отвара крапивы, ромашки, шалфея, или "маски" на волосы из желтка, фламандского пива и сливок.

Тема гигиены 17 века вообще очень любопытная, в будущем, если кто заинтересуется, можно сделать небольшой обзор на эту тему.

12

Отправлено: 23.10.08 11:00.

Филипп де Лоррен
Большое спасибо.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Библиотека Академии. » Немного о канонах красоты. Облик человека в эпоху барокко.