Тема эта поистине неисчерпаемая, так что я рискну дополнить материалы, опубликованные ранее.

Дуэль, косившая в семнадцатом веке представителей дворянства надежнее любой эпидемии, была одной из самых отстаиваемых этим же дворянством привилегий. Многие исследователи вопроса видят в этом конфликт между модернистскими устремлениями нарождающегося абсолютизма и желанием нобилитета сохранить былые свободы.

Людовик XIII, человек аскетичный и глубоко религиозный, дуэлей не одобрял в принципе. Ришелье противился дуэльной практике одновременно как священнослужитель, защитник королевского авторитета, сторонник диктата закона и человек, у которого поединок чести отнял брата.

Главным оружием короля и кардинала в борьбе с дуэлью как явлением служил королевский эдикт. Генрих IV в свое время издал два закона, направленные против дуэлей, отделенные друг от друга семью годами. Людовик XIII превзошел своего отца, обнародовав не менее семи антидуэльных эдиктов в период с 1611 по 1635 гг. Не остался в стороне и парижский парламент, издавший аналогичный декрет в 1640 г. В позиции властей по данному вопросу сомневаться не приходилось, а если это казалось ерундой, то пыл должна была охладить участь де Бутвиля и де Шапеля, сложивших головы на плахе в 1627 году (эта дуэль заслуживает отдельного рассказа). Однако частота, с которой издавались все новые и новые антидуэльные постановления, дает основания усомниться в их эффективности.

Будучи объявлен совершеннолетним в 1651 году, Людовик XIV провозгласил еще один эдикт о борьбе с дуэлями. В преамбуле, в частности, король выражает сожаление по поводу факта неспособности, проявленной предками в деле искоренения сей злостной практики, несмотря на множество эдиктов и декретов.

К 50-м годам XVII века дуэли приобрели характер настоящего поветрия. Фронда стала временем кровопролития, хаоса, периодом личных «армий» аристократии (читать – банд), стычек, драк и всеобщего предательства, к этому же времени исследователи относят расцвет французской дуэли на шпагах. Аристократия, пользуясь ослаблением королевской власти, пыталась вернуть себе традиционные властные полномочия. Право давать и получать сатисфакцию на дуэли служило для нобилитета символом принадлежности к кругу избранных, борющихся за сохранения древних прав и вольностей с усиливающейся монархией. По выражению одного историка, дуэли служили своего рода эмблемой Фронды.

Самыми выдающимися дуэлянтами упомянутой эпохи стали мессир де Бержерак (убивший на дуэлях не менее 10 человек) и человек, от которого никак не ожидаешь подобной славы: кардинал де Рец, человек утонченный, лихой кавалер и большой любитель подраться. Наибольшую известность получили его дуэли с графом д`Аркуром (любовница графа в насмешливой форме отвергла любовные авансы клирика), маршалом де Бассомпьером (кардиналу удалось ранить противника) и аббатом де Шуазелем (ранения получили оба участника дуэли и их секунданты). Стоит, пожалуй, упомянуть и о своеобразной «переигровке» событий семидесятилетней давности: в 1643 году на Пляс-Руаяль, в самом центре Парижа, произошла ожесточенная дуэль между герцогом де Гизом и графом де Колиньи. На сей раз причиной были не политические или религиозные разногласия,а салонные сплетни и клевета, но итог оказался прежним: Колиньи получил тяжелые раны и вскоре скончался.

Процессу «снятия стружки» с французского дворянства было посвящено, по сути, все правление Людовика XIV. Не последнюю роль в этом носила и борьба с дуэлями. Однако во Франции и без того усиливались позиции тех, кто осуждал это явление. Ярчайшим выразителем этих идей являлась организация «Братство страсти», возглавляемая маркизом де Фенелоном. После эдикта 1651года движение заручилось королевским одобрением. В том же году ряд представителей дворянства, стремясь продемонстрировать поддержку позиции, занятой королем, через «Братство страсти» подписали самоотреченное заявление. Их готовность противодействовать дуэлям нашла опору в учреждении суда чести под председательством маршала Франции. Данный орган был создан с целью выработки механизма мирного разрешения споров, которые в привычных условиях заканчивались поединком. Французские историки вопроса отмечают факт учреждения этого суда отметкой нового периода в истории дуэли.
Стоит отметить, что эдикт 1651 года являлся не первым актом антидуэльного законодательства в правление Людовика XIV. В 1643, 1644 и 1646 году от его имени уже обнародовались постановления против дуэлей. Уже в 1653 году эдикт 1651 года был дополнен и расширен. В 1657 г. парижский парламент, не желая отставать от короля, выпустил свой антидуэльный декрет, ужесточивший нормы декрета 1640 года. На этом законотворчество в данном направлении во Франции застопорилось на 20 лет.

Итак, у Людовика XIV в руках был мощный аппарат для ведения кампании против дуэлей. Что характерно, король не стал проявлять излишней скромности в отношении превознесения своей роли в избавлении Франции от этого бича: в зеркальном зале Версаля имеется картина 1662 года, славящая короля, остановившего «бесчинство дуэли». Однако дуэль вполне процветала. Король-Солнце проявлял ту же тенденцию, что и его предки – зачастую закрывал глаза на действия дуэлянтов или, если им не хватало ума на то, чтобы не попасться с поличным, прощал их. По подсчетам, которые приводит Р. Коэн, за 19 лет от суровых наказаний было избавлено… 7 000 (!) дуэлянтов. Особенным почтением дуэли пользовались в военных кругах. Люди всего лишь стали реже хвалиться в обществе своими успехами на данном поприще. Ожесточенные схватки, как и прежде, вспыхивали повсюду. О них просто стали меньше говорить.

На основе:
R. Hopton. Pistols at dawn. A history of dueling
J. H. M. Salmon. Cardinal de Retz
S.F. Billacois. The duel its rise and fall in early modern France
R. Cohen. By the Svord