Людовик XIV написал(а):а чем согревались после переходов, кроме фехтования? Может быть, какие-то чисто кавалерийские походные премудрости? Это действительно интересно.))
Горячей едой и питьем, любой физической работой (наносить воды, нарубить дров и т.д.). Но самый лучший походный метод согреться, что пехотный, что кавалерийский - это, сир, прошу прощения за некуртуазное откровение у Вас и у дам, найти дом с печью и выгнать оттуда жителей и не дать занять его офицерам. Мы этого по понятным причинам проделать не могли, но как-то иначе смотришь на некоторые вещи. И начинаешь ценить дикое московитское заведение "баня".
Франсуаза де Лафайет написал(а):походная жизнь оставила только воспоминания и опыт, и никаких простуд и тем более ушибов, ссадин и ничего более серьезного и больного?
Благодарю за беспокойство, мадам. Все благополучно, я один из немногих, кто не простыл. Разве что немного посадил голос и получил несколько чувствительных ударов палашом. А, ну и комаров никто не отменял, они буквально заели, несмотря на холод и дождь.
Франсуа де Виллеруа
Полагалось бы спать под открытым небом, в войске Его Величества палатка для солдат считалась совершенно излишней роскошью, но нам было сделано послабление. Правда, я и еще четверо товарищей забрались на сенник над конюшней (поскольку лето, он пустует). Там было чуточку суше, а снизу не только пахло конюшней, но и шло какое-никакое тепло.
Луиза де Лавальер
О-ля-ля, мадемуазель, вижу, вы меня понимаете! Местами у нас была почти такая же размокшая глина, из которой сапоги и копыта коней вырывались с усилием и громким "чвак!")) Но даже не знаю, что лучше - такая вот непогода или жара (в мундире уже в +20 становится нестерпимо, это несколько слоев сукна). Под Дюнамюнде в наших рядах было трое пострадавших от тепловых ударов.
И - да, я искренне рад вернуться. Хотя в голове пока все еще "Länge leve kung Carolus!"