Поскольку абсолютная монархия нынче упорно не идет из белокурой головы (что делать, дата такая), помусорю-ка я картинками на тему. Ну а раз дата праздничная, тема тоже будет праздничная: Карусель. Нет, не та, которая с лошадками, а та, которая на лошадях и c музыкой, гордо именовавшаяся в семнадцатом веке "конным балетом". Суть экзерсиса, собственно, сводилась к демонстрации искусства выездки под музыку, причем мастерство свое господа дворяне демонстрировали как в группах - умение слажено выполнять кавалеристские маневры высоко ценилось в ту эпоху, когда кавалерия играла весьма весомую роль в битвах, так и индивидуально.
Карусель 1662 года - иллюстрация из ежегодного альманаха за 1663 год.
В центре король на горячем скакуне, справа Конде и его сын д'Энгиен, слева - Филипп Орлеанский и герцог де Гиз.
Большая королевская карусель состоялась в 1662 году и длилась три дня - с пятого по седьмое июня. Официально, празднества, проходившие на площади между Лувром и двором дворца Тюильри (сегодня - Площадь Карусель) были устроены в честь рождения дофина, хотя на месте матери дофина, сиречь, королевы Марии-Терезии, я бы призадумалась - хм, с ноября по июнь? Не слишком ли долго готовилось мероприятие? Так или иначе, двадцатитрехлетний монарх решил показать себя во всей красе и с королевским размахом. Говорили, что "конный балет" ежедневно собирал от десяти до пятнадцати тысяч зрителей. Для зрителей были сооружены временные трибуны наподобие римского амфитеатра, спроектированные великим мастером театральных эффектов итальянцем Карло Вигарани, декоратором королевских увеселений.
Карусель в Тюильри, общий вид
Королева-мать Анна Австрийская и королева Мария-Терезия вместе с придворными дамами разместились в ложах, построенных специально для Карусели и обитых пурпурным бархатом, усыпанным золотыми лилиями. Еще две ложи по бокам были предназначены для принцев и иностранных послов - как никак, Карусель была не просто развлечением, но и демонстрацией силы и власти.
Турецкая кадриль принца Конде
Римская кадриль короля в центре площади
Карусель была впечатляющим зрелищем - лучшие наездники двора демонстрировали чудеса выездки в великолепных костюмах. В первый день 1297 участников карусели, включая 655 всадников, прошли парадом от дворца Вандом до Тюильри, дав Парижу вдоволь налюбоваться роскошным зрелищем.
Индийская кадриль герцога Энгиенского
Темой Карусели были избраны пять самых экзотических стран того времени. Каждую из стран представляла "кадриль" всадников во главе с одним из членов королевской семьи. Каждая кадриль имела свои цвета.
Людовик XIV возглавлял римлян в костюме римского императора красных и черных цветов. Альбом с рисунками Карусели, опубликованный в 1669 году, описывал костюм короля так:
"Его Величество был одет римлянином в длинном плаще, расшитом серебром и золотом, ... серебряном шлеме с золотыми листьями ... над которым вздымался плюмаж из страусовых перьев..."
Королевская лошадь была наряжена не менее роскошно - сбруя и чепрак были украшены бриллиантами и алыми и золотыми кистями.
Людовик XIV, изображающий римского императора в барочном костюме - узорчатых доспехах, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом, сапогах из серебряной парчи и серебряном шлеме с золотым лавровым венком и алым плюмажем
"Римские" пажи из свиты короля
Месье, Филипп Орлеанский, возглавлял кадриль персов и был одет в алое с белым. Головы его всадников украшали замысловатые тюрбаны.
Месье в костюме персидского шаха.
На его гербе была луна с девизом "Uno sole minor" (Уступаю лишь солнцу), поскольку в гербе Людовика было солнце с девизом "Ut vidi vinci" (Едва увидел - победил).
Принц Конде появился во главе турок, одетых в синее и черное.
Принц Конде в костюме "императора турок".
У него был герб с полумесяцем и девизом "Crescit ut Aspicitur" (Он возрастает, когда тот обращается к нему) и костюм из алого атласа, шитого серебром и украшенного бриллиантами, бирюзой и подвесками в виде полумесяцев.
Турки из кадрили Конде
Юный герцог Энгиенский (сын Конде) был предводителем индийской кадрили, одетой в желтый и "телесный" цвета.
Герцог Энгиенский в индийском костюме
Барабанщик и трубач индийской кадрили
И наконец, кадриль американских индейцев под предводительством герцога де Гиза в ярких перьях но достаточно простых костюмах. Сам герцог был в серебряном шлеме, увенчанном химерой.
Герцог де Гиз в костюме короля американцев
[align=center]
Барабанщик и трубач американской кадрили. Головные уборы "индейцев" украшали раковины и кораллы, а рукава и чулки - перламутровая "чешуя".
Карусель включала целый ряд состязаний: например, всадникам надо было поразить копьем голову чучела в восточном костюме или попасть копьем в кольцо на полном ходу.
В первый день победителем, набравшим наибольшее число "голов", стал маркиз де Бельфон, а состязания с кольцом выиграл граф де Солт, получивший приз из рук самой Анны Австрийской. Остальных победителей награждала королева.
Мария-Терезия и Анна Австрийская вручают награды маркизу де Бельфону и графу де Солту
Пять кадрилей разыгрывали атаки, обстреливая друг друга разноцветными ароматными "снарядами"на потеху публике. В роскошные наряды была разодета не только знать - их слуги тоже красовались в шлемах в виде драконов, рыб и попугаев, плащах в виде тигровых шкур или шкур обезъян.
Конные состязания во время Карусели 1662 года
В центре внизу - кадриль короля, слева - Конде, справа - Месье.
Но к чему была вся эта долгая прелюдия, спросите вы. А вот к этому рукотворному чуду, сотворенному не в семнадцатом веке, а в двадцать первом: эти дивные "солдатики" изготовлены студией «Синеус» (Санкт - Петербург) и расписаны Виталием Пузенко (масштаб: 54мм). К моему огромнейшему сожалению, автор вдохновился только тремя из пяти "наций" - Турцией, Персией и Америкой, но результат все равно впечатляет. Особенно когда сравниваешь объемную модель с эскизом 17 века.