Отправлено: 24.04.17 21:53. Заголовок: Ну а теперь пара сло..
Ну а теперь пара слов о военной "моде". Пока господа военные решают, в чем красоваться на параде - в камзоле или в колете, мы, женщины, попытаемся понять, как это выглядело. Итак, камзол или колет?
Слева - кавалер в камзоле времен Людовика XIII: короткой "курточке" с баской, к которой пришнуровывались разрезные рукава и кюлоты. На кавалере справа поверх камзола надет кожаный колет, стандартная "форма" пехоты и кавалеристов времен Тридцатилетней войны.
При Людовике XIV камзолы и колеты военных начали постепенно удлиняться. Первые обрели рукава и превратились в мундиры, ставшие родоначальниками гражданского кафтана-жюстокора, а вот колеты со временем просто исчезли, сдав позиции мундирам. Пока военные камзолы удлинялись, на "гражданке" они окончательно лишились рукавов и постепенно превратились в жилеты, которые надевали под длиннополые кафтаны.
На картинах, посвященных битвам под предводительством Конде, принц изображен в камзолах, но во втором случае прямо поверх камзола надета кираса. Но обе картины написаны в 19 веке, тогда как на портретах семнадцатого века под кирасой всегда фигурирует бюфль - колет из выдубленной бычьей (или лосиной) кожи. Вот так выглядели воинственные модники эпохи Короля-Солнце:
Этот портрет Людовика кисти Жана Нокре датируется 1655 годом, хотя лично мне кажется, что на портрете, на самом деле, Филипп Орлеанский. Тем не менее, нас в первую очередь интересуют парчовый камзол, кожаный колет и кираса.
Молодой Людовик, школа Матье Ленена
Людовик XIV с портрета Клода Лефевра демонстрирует шелковую подкладку своего боевого колета (из под кирасы выглядывают шнурки, которыми наглухо шнуровался колет).
Еще один знакомый персонаж: Франсуа Анри де Монморанси-Бутвиль, герцог де Пине-Люксембург. На герцоге камзол из дорогой ткани, колет и полудоспех тяжелой кавалерии (помимо кирасы включал в себя наплечники). Но с точки зрения герцога, самым важным предметом туалета, конечно же, был великолепный маршальский жезл, который он гордо демонстрирует зрителям.
А это - шведский полковник Петер Макелеер из Штральзунда, увековеченный художником Ричардом Сильвиусом. Под кирасой - кожаный колет.
Прекрасный портрет английского полковника Джона Рассела кисти Джона Майкла Райта, 1659 год. Кирасы нет, поэтому хорошо видна шнуровка кожаного колета.
В заключение - портрет знаменосца кисти Вигора Буке (Vigor Boucquet), 1664 год. Знаменосцами (ансенями или прапорщиками) были молодые дворяне, и наш молодой дворянин весьма пижонист: бюфль и кирасу он надел поверх рингравов и на ленты и перья не поскупился.