Король-Солнце - Le Roi Soleil

Объявление

    ГостямСобытияРозыскНавигацияБаннеры
  • Добро пожаловать в эпоху Короля-Солнца!

    Франция в канун Великого Века, эпохи Людовика XIV, который вошел в историю как Король-Солнце. Апрель 1661, в Фонтенбло полным ходом идет празднование свадьбы Месье и Мадам. Солнечные весенние деньки омрачает только непостоянство ветров. Тогда как погода при королевском дворе далеко не безоблачна и тучи сгущаются.

    Мы не играем в историю, мы записываем то, что не попало в мемуары
  • Дата в игре: 5 апреля 1661 года.
    Суета сует или Утро после неспокойной ночи в Фонтенбло.
    "Тайна княжеского перстня" - расследование убийства и ограбления в особняке советника Парламента приводит комиссара Дегре в Фонтенбло.
    "Портрет Принцессы" - Никола Фуке планирует предложить Его Высочеству герцогу Орлеанскому услуги своего живописца, чтобы написать портрет герцогини Орлеанской.
    "Потерянные сокровища Валуа" - секрет похищенных из королевского архива чертежей замка с загадочными пометками не умер вместе с беглым управляющим, и теперь жажда золота угрожает всем - от принцесс до трубочистов.
    "Большие скачки" - Его Величество объявил о проведении Больших Королевских скачек. Принять участие приглашены все придворные дамы и кавалеры, находящиеся в Фонтенбло. Пламя соперничества разгорелось еще задолго до начала первого забега - кто примет участие, кому достанутся лучшие лошади, кто заберет Главный приз?
    "Гонка со временем" - перевозка раненого советника посла Фераджи оказалась сопряженной со смертельным риском не только для Бенсари бея, но и для тех, кому было поручено его охранять.
  • Дорогие участники и гости форума, прием новых участников на форуме остановлен.
  • Организация
    Правила форума
    Канцелярия
    Рекламный отдел
    Салон прекрасной маркизы
    Библиотека Академии
    Краткий путеводитель
    Музей Искусств
    Игровые эпизоды
    Версаль
    Фонтенбло
    Страницы из жизни
    Сен-Жермен и Королевская Площадь
    Парижские кварталы
    Королевские тюрьмы
    Вневременные Хроники
  • Наши друзья:

    Рекламные объявления форумных ролевых игр Последние из Валуа - ролевая игра idaliya White PR photoshop: Renaissance
    LYL Реклама текстовых ролевых игр Мийрон Зефир, помощь ролевым

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Музей Искусств. » Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике


Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике

Сообщений 41 страница 60 из 101

1

Отправлено: 03.06.08 04:50. Заголовок: Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике

Нашел три интересные картины бельгийского живописца, работавшего во Франции Адама-Франса ван дер Мейлена, (1632 - 1690), ниже - превью трех его полотен, весьма близких тематике игры, при клике на превью - картинка в крупном размере:

Строительство Версальского дворца,
1669 г.
Холст, масло
(103 x 138.5 cm)
Королевское собрание, Виндзорский замок, Великобритания

http://img-fotki.yandex.ru/get/114758/3543901.78/0_f17b8_b65f1c81_M.jpg

Людовик XIV в карете, окруженный эскортом вельмож
1668 г.
Холст, масло
(91.5 x 131 cm)
Частное собрание

http://img-fotki.yandex.ru/get/104403/3543901.78/0_f17b4_20d1cfc_M.jpg

И еще одно полотно ван дер Мейлена на тот же сюжет:

http://img-fotki.yandex.ru/get/106972/3543901.78/0_f17af_f057b49c_M.jpg

Армия Людовика  XIV во время боевых действий 1667 года.
(на подступах к Турне) - это тихий город, прятавшийся в северо-западном углу Валлонии на границе с Францией и Фландрией.
1668 г.
Холст, масло
(207 x 344.5 cm)
Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель, Бельгия

http://img-fotki.yandex.ru/get/104403/3543901.78/0_f17b2_8475f8a4_M.jpg

41

Отправлено: 23.01.13 01:30. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон

Олимпия де Суассон пишет:

цитата:

Без всякого сомнения, Ваше Величество - это просто обязан быть какой-нибудь маршал.
Хотя меня больше интригует брюнетка с зеленым бантом. ))

А... по левую руку от короля, и Кто бы это мог быть? ))
Прекрасная картина. Как жаль, что до события нам еще придется ждать и ждать... хотя, так ли и жаль? ))

42

Отправлено: 23.01.13 20:58. Заголовок: Олимпия де Суассон п..

Олимпия де Суассон пишет:

цитата:

Жан Фредерик Шаль (Jean Frederic Schall, 1752-1825) - Людовик XIV признается в любви мадемуазель де Лавальер

я,конечно, знаю, что монархам принято льстить, но что же все участники этой сцены такие худые и изможденные?

Удивительная подборка))

43

Отправлено: 23.01.13 21:08. Заголовок: Габриэль де Тианж н..

Габриэль де Тианж

цитата:

но что же все участники этой сцены такие худые и изможденные?

Ну, даже не знаю - наверное, в тот момент во Франции случилась первая вспышка моды на худых моделей. ))

44

Отправлено: 23.01.13 21:31. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон
особенно не хорош Людовик с кручковатым носом и чахоточным видом..

45

Отправлено: 23.01.13 21:38. Заголовок: Габриэль де Тианж ..

Габриэль де Тианж

Увы, французы разлюбили Людовика уже в начале восемнадцатого века - что же говорить о художниках века девятнадцатого? Для них он и вовсе был "развратным монстром". Так что преступная халатность в изображении Его Величества меня не удивляет. К тому же, и художник не слишком хорош, что уж там скрывать. Так себе Кисточкин.

46

Отправлено: 03.02.13 03:08. Заголовок: Несколько фрагментов..

Несколько фрагментов росписи плафона Зеркальной галереи в Версале, созданного Шарлем Лебреном, посвящены войнам Людовика XIV с Голландией:

1671 г. - принятие решения о войне с Голландией
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/8348743.1c/0_a45fc_73527d9c_XL.jpg

Деталь:

Свернутый текст

http://img-fotki.yandex.ru/get/5641/8348743.1c/0_a45fd_9e1b11bd_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4131/8348743.1c/0_a45fe_3d567b5c_XL.jpg

1672 г. - Людовик XIV приказывает одновременно атаковать четыре голландских крепости
http://img-fotki.yandex.ru/get/5628/8348743.1c/0_a45f5_512b70f_XL.jpg

Король указывает на карту боевых действий, отдавая приказы трем командующим армиями - Филиппу Орлеанскому и принцу Конде (слева) и Тюренну (справа).

Та же картина - чуть более крупная репродукция и детали:

Свернутый текст

http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/8348743.1c/0_a45e7_f11f3ee0_XL.jpg

Король
http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A60p.jpg http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A60g.jpg

Филипп Орлеанский (в синем плаще) и Конде
http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A61p.jpg http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A61g.jpg

Тюренн
http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A63p.jpg http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A63g.jpg

1672 г. - Король собирает армии на суше и на море
http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/html/11/collection/pics_compo/c11.jpg

Людовик XIV в окружении богов - слева Нептун, предоставляющий флот, справа - Марс с сухопутными войсками. В небе Церера с провиантом для армии и Аполлон (справа), наблюдающий за строительством новых крепостей и восстановлением городов.

Деталь:

Свернутый текст

http://img-fotki.yandex.ru/get/5637/8348743.1c/0_a45ed_7e6232fc_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4134/8348743.1c/0_a45ee_95dca655_XL.jpg

1672 г. - переход Рейна на глазах у врагов
http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/html/11/collection/pics_compo/c7.jpg

Минерва, символизирующая Благоразумие, указывает верный путь Людовику, мчащемуся вперед с молниями в руках (видимо, намек на артиллерийскую подготовку). Три Победы летят перед его колесницей.

Деталь:

Свернутый текст

http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A72p.jpg

http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/objects/11/1/02580258/A72g.jpg

1674 г. - повторное завоевание Франш-Конте
http://img-fotki.yandex.ru/get/5636/8348743.1c/0_a45f6_7ff1352c_XL.jpg
Скала, на которую взбираются на заднем плане Минерва с Геркулесом, символизирует взятие крепости Безансон.

Деталь

Свернутый текст

http://img-fotki.yandex.ru/get/4124/8348743.1c/0_a45f7_8932b1c8_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4127/8348743.1c/0_a45f8_dd9ce2d6_XL.jpg

1678 г. - взятие Гента за шесть дней
http://img-fotki.yandex.ru/get/6424/8348743.1c/0_a45f9_7b53a0d7_XL.jpg

Людовик мечет молнии в город Гент (женская фигура внизу справа), восседая на орле Юпитера

Деталь

Свернутый текст

http://img-fotki.yandex.ru/get/4137/8348743.1c/0_a45fa_bc802d98_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4116/8348743.1c/0_a45fb_4b0fdfba_XL.jpg

47

Отправлено: 03.02.13 13:24. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон

Какие монументальные полотна! Затаить дыхание и рассматривать рассматривать...

48

Отправлено: 08.02.13 12:11. Заголовок: Но отвлечемся же от ..

Но отвлечемся же от монументального и вернемся к бытовому - еще одной иллюстрации из жизни семнадцатого века.  С детальнейшим исследованием - настоящее "сочинение по картине", небезынтересное само по себе, посему цитирую его полностью.

Картина Эрнеста Мессонье (Jean-Louis-Ernest Meissonier, 1815-1891) "Игра в пикет", 1845 г. (кликабельно)

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/Ernest_Meissonier_-_A_Game_of_Piquet_thumb.jpg

Свернутый текст

В 1844 в газете Ciecle начинает публиковаться роман-фельетон "Три мушкетера". В 1845 Месонье заканчивает картину "Игра в пикет". Два факта, безусловно, связаны. "Гламурные" реконструкции прошлого, начатые в романах Вальтера Скотта — в моде. За них платят. "Мушкетерская тема" долгое время "играет" и в творчестве Дюма, и в картинах Месонье, который рисует несколько трактирных сцен и несколько портретов мушкетеров в полный рост.

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/mus1.jpg http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/mus2.jpg

Но если романы Дюма обращаются с историей (как и с географией) очень вольно, то картины Месонье, напротив, имеют славу аутентичных римейков. Узоры на гобеленах, детали обстановки, костюмы — все результат тщательных исследований художника и его стремления к "подлинности".

А действительно ли в пикет играют люди на картине Месонье?

Это была эпоха, когда короли подолгу не мылись, а рецепт мороженого был государственной тайной. Теперь короли моются, а мороженое рассекречено. Но что-то осталось незыблемым. Это — правила игры в пикет, который считается одной из великих карточных игр на все времена. Насколько правдоподобно изобразил ее Месонье на своей картине? Если окажется, что он был точен в самых заковыристых мелочах, то наверное и винная атрибутика на его картинах изображена правдиво?

Итак, что свидетельствовало бы против аккуратности Месонье?

1. Если бы игроков, с картами на руках было больше двух (в пикет играют один-на-один).
2. Если бы у игроков было недопустимое правилами число карт.
3. Если бы неправильным образом были изображены сами карты (например, пики в разных странах изображались по-разному, плюс еще ряд особенностей, о которых ниже).

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/image1.png

У мушкетера на переднем плане в левой руке 11 карт: бубновые — девятка и десятка, три красных карты «с картинками», 2 -черных, из которых одна — пиковая, и еще 4 красных карты. И 5 карт в правой руке, из которой верхняя — черная десятка. У противника в руке 12 карт и несколько лежит рядом на столе, но не между игроками. Сравнив расклад с правилами пикета, приходим к выводу, что перед нами момент, когда игроки только взяли прикуп, т.е. самое начало игры. Ближний к нам мушкетер — раздавал карты и после противника взял весь свой прикуп, плюс две карты, которые снес оппонент. До сих пор все свидетельствует в пользу того, что Месонье изобразил именно пикет.

Игральные карты в 17 веке.

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/suits.jpg

Вот так в 17 веке выглядели карточные масти в разных Европейских странах. Помимо мастей, национальные различия выражались в нотации. Французы первыми ввели маркировку карт буквами, а затем и цифрами. Эта «мода» была затем подхвачена англичанами. Король во французской колоде был помечен буквой R (roi), в английской, соответственно — К (king). Цифры прочно вошли в дизайн карт лишь в 19 в. Рядовая «мушкетерская» колода должна была выглядеть где-то так:

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/image2.png

При значительном увеличении картины Месонье видно, что цифр на картах нет, а пики изображены на «французский» манер. Итак, с картами разобрались, и можно смело заявить, что перед нами — настоящий мушкетерский пикет.

Загадка номер два: вино

Насколько исторически правдив диалог из «Трех мушкетеров»:
— Так что, все мы при деньгах? — спросил Д’Артаньян.
— Только не я, — возразил Атос. — Мне так понравилось испанское вино Арамиса, что я велел погрузить в фургон наших слуг бутылок шестьдесят, и это сильно облегчило мой кошелек.

Этот отрывок, если накинуться на него со всей дотошностью, ставит перед нами два непростых вопроса:

1. Мог ли Атос раздобыть в начале 17 века нехилую партию испанского вина (которое он попивает до конца романа)?
2. Могло ли это вино быть в бутылках?

1. Испанцы обильно сдабривали пищу чесноком, перцем и шафраном, их вино было сладким. Во французской кухне этого времени  пряности не привечают, а французское вино — сухое, кисловатое на вкус. Непривычность средиземноморской кухни для французов прослеживается по запискам путешественников и по реляциям послов. Т.о. у испанского вина изначально было очень мало шансов понравиться Атосу. Кроме того, в начале 17 века экспорт испанского вина падает, сельское хозяйство страны находится в упадке.

Стеклянные бутылки для вина во времена трех мушкетеров ( действие романа охватывает 1625-1627) — большая редкость. Итальянские бутылки были очень хрупкими и требовали дополнительной оплетки из прутьев для усиления прочности, а более прочные бутылки научились делать промышленным способом в Англии в 1640 г.  Если где-то в огороде вы выкопаете бутылку, то определить ее дату можно по форме:

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/bottle_form.jpg

Глядя на форму бутылки 1630 г., представьте каковы шансы довезти партию таких бутылок с вином из Испании на парусном корабле? Очевидно, что почти все побъется. Такая форма бутылки не приспособлена ни для транспортировки вина, ни для хранения: контакт с воздухом больше, чем в лежащей на боку цилиндрической бутылке. Вино будет прокисать.

Но вернемся к картине.

Кувшины
На картине Месонье вино на мушкетерском столе — не в бутылках (что было бы анахронизмом) а в двух кувшинах — глиняном и оловянном. Глиняный кувшин украшен немудрящим орнаментом, что вполне соответствует статусу заведения: это ведь обычный трактир. Какая-нибудь «Сосновая шишка» или «Королевский меч». В рассматриваемое время это были весьма демократичные заведения — граф и плотник могли сидеть за соседними столами.

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/wine-history-1.jpg

Бокалы
В 17 веке стекольные мастерские располагались в лесах, т.к. дерево служило основным топливом при производстве стекла. Разогреть кварцевый песок до нужной температуры при тогдашнем уровне техники не удавалось. Поэтому старинные изделия из стекла — мутноваты и содержат маленькие пузырьки. И только в 17 веке мастера научились производить полностью прозрачное стекло.  Форма бокала, которую держит мушкетер слева на картине «Игра в пикет» вполне распространенная и аутентичная — сравните с голландским бокалом того же времени. Из-за того, что стекло медленно остывало, бокалу сразу надо было придать его окончательную форму. Чем проще технология — тем проще форма.

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/wine-history-2.jpg

Кстати любопытно, что мушкетеры на картине Месонье пьют вино из стеклянных бокалов. Рентабельнее для трактирщика были бы глиняные или оловянные кружки.

Винный этикет в 17 веке

В 17 веке пить вино из бокала — такой же знак социального отличия, как сейчас — дорогие часы. Голландский художник и теоретик искусства Жерар Лересс писал, что художник должен изучать изящество, вращаясь среди социальной и интеллектуальной элиты, чтобы то, что он изображает передавало высшие моральные принципы и идеальную красоту. В своем руководстве по рисованию он в том числе уделил внимание тому, как утонченный человек должен держать бокал. Именно таким макаром держат свои бокалы знатные дамы на картинах знаменитого Яна Вермера.

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/image3.png

Вино в 17 веке: до семи лет нельзя
Однажды восьмилетний Людовик XIII зашел вечером к своей сестре Елизавете и увидел, что ей наливают в кубок вино. Дофин возмутился: «Сестра, вы слишком молоды, чтобы пить вино; я пью его в этот час, но я на целый год старше!» и велел виночерпию более не подавать принцессе вина к ужину.

Предполагается, что читателям блога о вине больше 18.  Это предположение основано на концепции детской психики, которая в рассматриваемое нами время только зарождается. В основе этой концепции — убежденность в том, что ребенок — другое существо, со своим особым миром и особенной психикой. Вместе с этим представлением в быт европейцев входят специальная детская одежда, игрушки, детская литература, детская комната. Во времена мушкетеров ничего из этого не было и в помине. Ребенок считался маленьким взрослым. Зрелища вроде публичных казней или родов матери не считались чем-то, что детская психика вынести не может. То же касалось и вина: вино и пиво дети начинали употреблять очень рано. Кроме того вино было основой многих гигиенических и медицинских препаратов того времени. Аристократы чистили зубы  коралловым порошком или измельченными устричными раковинами, смешанными с белым вином. Покидая отчий дом, д’Артаньян получает от матушки рецепт бальзама, который «вылечивает все раны, кроме сердечных». В его состав среди прочего входили вино, масло, розмарин. Это вполне похоже на правду, так как большинство лекарственных средств того времени имели минеральную, растительную или животную основу.

Кстати, жанровая французская живопись 19 столетия в стиле Месонье и в частности, мушкетерская линия, были резво поддержаны его учениками — Адольфом Александром Лесрелем и Франческо Винеа, картиной которого под названием «Хороший урожай» и заканчивается этот пост:

http://blogovine.ru/wp-content/uploads/2009/10/image4.png

Источник

49

Отправлено: 08.02.13 12:37. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон

Знакомая и любимая тема! Огромное мушкетерское спасибо, дорогая графиня, за иллюстрации и подробные объяснения к ним. Хоть прямо сейчас в таверну заглянуть да долг зовет!))

50

Отправлено: 08.02.13 14:50. Заголовок: Шарль Д'Артаньян..

Шарль Д'Артаньян

И любимая? Ах, граф, граф! *прикрыла смеющиеся глаза веером*

51

Отправлено: 16.10.13 00:37. Заголовок: Эскизы костюмов для ..

Эскизы костюмов для пьесы Александра Дюма "Юность Людовика XIV-го, выполненные Теофилем Тома (1874)
(La jeunesse de Louis XIV comedie d’Alexandre Dumas maquettes de costumes de Theophile Thomas 1874)

Весьма милые иллюстрации, к сожалению пока нашлись только два костюма для герцога Анжуйского - моего дорогого брата Филиппа, и для его друга графа Армана де Гиша.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9584/56879152.230/0_d7962_78fac681_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/9298/56879152.230/0_d7961_c1da16a8_XXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/56879152.230/0_d7960_335417c_XXL.jpg

52

Отправлено: 30.10.13 00:21. Заголовок: В дополнение предыду..

В дополнение предыдущего поста.

Эскизы костюмов для пьесы Александра Дюма "Юность Людовика XIV-го, выполненные Теофилем Тома (1874)
(La jeunesse de Louis XIV comedie d’Alexandre Dumas maquettes de costumes de Theophile Thomas 1874)

http://img-fotki.yandex.ru/get/4913/56879152.2a7/0_dfb19_4ae464e_XXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/56879152.2a7/0_dfb18_236e2356_XXL.jpg

53

Отправлено: 19.10.14 20:58. Заголовок: И снова на сцене Его..

И снова на сцене Его Величество и мадемуазель де Лавальер. Трогательная сцена в монастыре Шайо - "Вернись, вернись, я все прощу!"

Giovanni Migliara (1785 - 1837), Людовик XIV и Луиза де Лавальер в монастыре Шайо.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5353/56879152.37d/0_fbad7_afcef748_L.jpg

54

Отправлено: 31.05.15 00:57. Заголовок: Продолжаем тему "..

Продолжаем тему "Луиза и Монастырь". На сей раз, увы, без Людовика и насовсем.

Жозеф Каро (Joseph Caraud, 1821-1905 гг.) "Пострижение мадемуазель де Лавальер в монастырь"

https://img-fotki.yandex.ru/get/3905/56879152.3e1/0_10a7ad_a07efe25_L.jpg

55

Отправлено: 31.05.15 01:07. Заголовок: Интересно, фигура ры..

Интересно, фигура рыдающей дамы в черном платье, это мадемуазель де Монтале?

56

Отправлено: 02.06.15 11:18. Заголовок: А мне интересно - в ..

А мне интересно - в ложе сидит Ее Величество?
А вобще не думала, что это было столь .. публичное мероприятие.

57

Отправлено: 02.06.15 12:11. Заголовок: Габриэль де Тианж ..

Габриэль де Тианж

Да, в "ложе" сидит Ее Величество, совершенно однозначно.
Насчет публичности мероприятия надо посмотреть источники, но вообще, уход Лавальер в монастырь был обставлен весьма официально и наделал достаточно шума. Я непременно раздобуду подходящую цитату.

Людовик XIV

Увы, сир, придворная карьера мадемуазель де Монтале, насколько я понимаю, закончилась задолго до этого. Судя по воспоминаниям мадам де Лафайет, Мог\нтале была отправлена в монастырь примерно в 1663-1664 годах, в связи со скандалом из-за ареста де Варда и ссылки графини де Суассон, и больше ко двору не возвращалась. Как все мелкие сошки, она была просто забыта и предоставлена своей участи.

58

Отправлено: 02.06.15 12:16. Заголовок: Олимпия де Суассон ..

Олимпия де Суассон

Жесткая судьба. Звучит очень пугающе и неоднозначно. И все-таки я надеюсь, что ссылка в монастырь не явилась конечным итогом в судьбе мадемуазель - может быть состоялось удачное замужество и она затерялась где-то в провинции.

59

Отправлено: 02.06.15 15:31. Заголовок: Людовик XIV Все мо..

Людовик XIV

Все может быть, сир - и в замужестве она могла затеряться не только в провинции, но и в Париже, однако мы об этом ничего не знаем. Кроме сведений о ее старшей сестре, которая была любовницей Конде-младшего, мне ничего не попадалось.

60

Отправлено: 02.06.15 15:33. Заголовок: Олимпия де Суассон п..

Олимпия де Суассон пишет:

цитата:

Насчет публичности мероприятия надо посмотреть источники, но вообще, уход Лавальер в монастырь был обставлен весьма официально и наделал достаточно шума. Я непременно раздобуду подходящую цитату.

Об этом я читала, так как ее прошлые уходы тоже наделали много шума и когда, наконец, стало ясно, что отношения завершились, то многие поспешили посмотреть на отставленную мадмуазель, решившую сменить короля на келью. Но что вот само таинство пострижения так многолюдно было..))
Для меня - открытие.
Благодарю, мадам, с нетерпением будут ждать.


Вы здесь » Король-Солнце - Le Roi Soleil » Музей Искусств. » Эпоха Короля-Солнце в живописи и графике